TEATP И МОЛОДОЙ. ДРАМАТУРГ
	Для меня было ясно, что он прав.

Вот в таких-то случаях, когда театр
вместо того чтобы помочь сохранить свое-
образие, либо «причесывает» произведе-
ние, либо отказывается от него, он уже
не может считать себя правым.

Общепризнано, ‘что в отрыве от теат-
ра драматурги расти не могут. Творче-
ство для ящика своего письменного стола
К хорошему не приводит.

В последнее время пьесы молодых ав-
торов ставят чаще, чем раньше, но ста-
BAT их весе же редко.

Я вспоминаю, что на веесоюзной кон-
ференции-семинаре молодых драматургов,
происходившей несколько лет назад, нас
было около сорока человек.

Из этого чиела только Н. Винников и
автор этих строк увидели потом свои
пьесы на сцене.

А между тем среди сорока человек бы-
10 немало интересных творческих инди-
видуальностей. М. Овчинников и Я. Вол-
чек, М. Скрябин и Н. Реут, Ю. Конова-
лов и А. Анпилогов и другие представи-
ли своеобразные произведения и могли в
будущем успешно. работать, если бы ив
дальнейшем им уделялось соответствующее
вциманне, если бы руководство Союза co-
ветских писателей, организовавшее кон:
ференцию, отнеслось к выявленным си-
лам. по-хозяйски, а руководство театров —
с большим интересом.

В творческой жизни драматурга тезтр
играет огромную роль. Молодой драматург
всегда будет благодарен театру, который
дал ему «путевку в жизнь».

Я тлубоко убежден, что подобно тому,
как я с теплым чувством думаю о Малом
театре, каждый молодой автор с  призна-
тельностью произносит имена постановщи-
ков и актеров, давших его пьесе сцени-
ческую жизнь.

Мне кажется поэтому, что Б. Ромашов
в своей статье «Замыслы и их воплоще-
ние» не вполне прав, нападая на режис-
сера Г. Товстоногова за его статью «Ре-
жиссер ‘читает пьесу». В этой статье
Г. Товстоногов рассказывает, что именно
своеобразие литературного почерка автора
побудило его долго и ‘упорно работать,
чтобы помочь драматургу отлить его’ пер-
вую пьесу в подлинно сценическое про-
изведение; причем напряженность работы
объяснялась именно тем, что режиссер во
что бы то ни стало стремился сохранить
те особенности авторского дарования, ко-
торые его привлекли.

Пыне пьеса В. Лифшица «Студенты»
поставлена и имеет успех, — что же, раз-
ве лучше о бы, если бы Г. Товетоно-
гов простился в автором при первой
встрече? Или публично осудил незакончен-
ное произведение, как это порой бывает?
Да и сам автор, разрешил ли бы он так
удачно все трудности, котсрые перед ним
стояли, если бы ему не помог опытный,
талантливый и, что важно, «почувство-
вавший» вго режиссер?

Сказанное выше не озпачает, конечно,
что молодой драматург должен целиком
полагаться на режиссера и не работать’
над повышением своего мастеретва.

Однако предоставлять 6го самому себе
не всегда правильно.

Предложения Б. Ромашова o создании
курса и кафедры советской драматургии,
о последовательной разработке научно-тео-
ретичёских вопросов, связанных со техно-
логией драматургической поэтики, вполне
своевременны. Но надо помнить, что воп-
лощать эти предложения в жизнь долж-
ны люди, и успех всех добрых дел зави-
сиг от того огня, увлеченности, наконец,
искренности, которые вкладываются в эти
дела.

Люди, которые будут работать с моло-
дыми драматургами, должны обладать ве-
ликим даром благожелательности, бееспор-
ным художественным авторитетом, требо-
вательностью педагогов, чуткостью на-
стоящих друзей.

При сочетании всех этих условий мы в
самом скором времени услышим о новых
авторах, способных вместе со своими
старшими товарищами двинуть вперед
родную нам всем советскую драматургию.

Л. ЗОРИН.

SN = S

ЧИ 1.

>

В первые годы моего пребывания в
университете я задумал писать пьесу на
исторический сюжет. В то время в моем
городе жил один хороший режиссер, чело-
век умный и требовательный.

С ним я и нолелилея своим замыслом,
ожидая его одобрения’ и каких-нибудь
ободряющих слов, вроде: «Ну что ж в
добрый час! Посмотрим, что У вас полу-
YETCHD.

Однако одобрения не последовало.

—— Затея праздная, a для вас вред-
ная,— сказал мне мой собеседник.— Ну,
на кой чорт залезать вам в историче-
ские дебри? Вы можете написать плохо,
можете написать хорошо — меня это все
равно не заинтересует. Подобная пьеса
никогда не сможет оправдать вашего при-
хода в драматургию.

— Что значит оправдать? — спросил я.

— А 10,— ответил режиссер, — что мо-
лодой автор должен приносить с cobot
свою тему, и, уж во всяком случае, ту,
которую он знаёт лучше многих.

И после недолгой паузы добавил:’

— Вообще-то говоря, без желания,
пусть наивного, сказать новое ‘слово не
следует браться за перо.

Я ушел от него огорченный. Я уже
успел увлечься выбранным мною сюжетом,
и расставаться с ним было жаль.

Тем не менее пьесы этой я писать не
стал, так как в словах моего собеседника
почуветвовал настоящую правду.

Мысль 0 том, что приход в литерату-
ру надо оправдать, не давала мне покоя.

`Б самом’ деле, что может дать мне
право на внимание зрителя или читателя?

Мастерство? Но его еще нет, да оно и
не приходит сразу. Опыт? Но мой зритель
и опытнее и старше меня. И я еще раз
понял, как прав был режиссер, когда он

пусть наивном, сказать новое слово». C той
поры о вещах малознакомых я уже ни-
когда не пытался писать.

0бе пьесы, которые рождались в твор-
ческом содружестве с Малым театром,
были основаны на хорошо известном ав-
тору материале.

«Молодость» посвящена советскому сту-
денчеству, «Ночь в апреле» (работа над
ней еще продолжается) — нефтяникам,
людям, среди которых я родился и вырос
и с которыми во время работы над пье-
сой был тесно связан.

Мне кажется, основой нередких трений,
возникающих между театром и молодым
драматургом, очень часто является то 06-
стоятельство, что автор приносит с собой
не «свою тему» и пишет о том, что он
знает либо понаслышке, либо по другим
литературным произведениям. Автор по-
лагает, что с него как с «молодого»
‘спросится меньше, в то время как с него
спрашиваетея подчас даже больше. В его
работе пристальней ищут свежести и но-
визны, ибо ему надлежит «оправдать свой
приход в литературу».

И когда театр не. чувствует этой све-
жести в произведении молодого драматур-
га, когда перед ним пьеса «не хуже и не
лучше», театр чаще всего возвращает. пье-
су, и в этом случае он прав.

Но не всегда у театра в его отноше-
ниях с молодыми авторами бывают такие
прочные позиции.

Бывает, что, наоборот, известное свое-
образие либо не угадывается, либо, что
хуже, отпугивает театр, вернее, чрезмер-
но осторожных’ его представителей.

В этом случае сами пьесы встречают
настороженное отношение, а молодые дра-
матурги обвиняются, помимо других гре-
хов, еще и в какой-то претенциозноети.

Против этого: обвинения спорить труд-
нее всего, к тому же боязнь показаться
претенциозным действует на молодого ав-
тора гипнотически,

В беседе с режиссером, о котором я пи-
сал выше, я, защищаясь от 6го нападок,
отвечал, что, следуя «желанию сказать
новое слово», о ‘котором он говорит, я
рискую показаться нескромным.

Режиссер рассмеялся.

— Скромное поведение — это прекрас-
но,— сказал OH, но скромное искус-
ство... произнесите-ка вслух, так ли уж
xopomo sByuur?

говорил о «своей теме», о «желании,

Ви аб _ ав
		=
		Андрей Степанович пригладил большой,
сильной рукой непокорную прядь волос и
улыбнулся:

— Правильно, требования к агитатору
большие. И они все время будут расти. Весь
строй нашей жизни раскрывает перед людь-
ми новые горизонты... Я, например, не за-
видую агитатору, который приходит на бе-
седу с запасом сведений, заключенных в
брошюре. В этом случае ему придется тя-
желенько. Многие избиратели знают гораз-
до больше, чем наши молодые агитаторы.
Ведь за плечами у них десятки лет жизни,
труда, суровой борьбы...— Андрей Степано-
вич внимательно посмотрел на Дину и
твердо сказал: —— Однако это не значит, что
молодой агитатор не может принести поль-
зы. Готовясь к беседе, он может и должен
глубоко изучить тему. Только в этом слу-
чае возникнет живая беседа, в которой ‘при-
мут ‘Участие избиратели. Агитатор, таким
образом, направляет, сплачивает людей.

Секретарь парткома снова пристально
взглянул на Дину:

— Зря ты, Дина Солнцева, обиделась на
критику.

Потом Андрей Степанович спросил у Петра,
что он думает по поводу критических заме-
чаний Анны Ковалихи. .

— Откуда вы знаете эту историю?..—
удивился Петр.— Эга Ковалиха вообще не-
выдержанный человек. На ее слова не надо
обращать внимания.

— Ишь ты, герой! — покачал головой
Андрей Степанович,— Так от любой крити-
ки можно отмахнуться... Анна Тихоповна
Ковалиха — кадровая работница. Она по-
пусту не болтает.

Андрей Степанович подошел к Дине:

— Ты понимаешь, за что Вовалиха на-
звала тебя. безучастным человеком?

Солнцева вздохнула и сказала, что не по-
		И В ОБИДЕ
	Бесть 0б открытии филиала вечерней
школы рабочей молодежи быстро облетела
все цехи и бригады Таганрогского завода
имени Молотова,

—щ Теперь,— говорили молодые металли-
сты;— можно окончить десятилетку. А
там — учеба в институте, творческая рабо-
та в лабораториях и цехах любимого завода...

В комитет комеомола, в дирекцию школы,
завком посыпались десятки заявлений.
Юноши и девушки просили принять их в
школу, помочь `подготовиться к приемным
испытаниям. На первое же занятие при-
шло 160 человек.

— Иомилуйте, откуда вас столько на-
бралось? — сокрушенно встретил учеников
директор филиала тов. Шершевекий.—- Где
же я вам всем места найду?..

И впрямь, размещаться ученикам было
негде. Несмотря на то, что школа была
открыта с опозданием на пятнадцать’ дней,
в клаесах нехватало столов, стульев, не ока-
залось наглядных пособий. На другой день
к директору пришли комсомольцы.

— Как же быть? — спросили они.—
Заниматься в таких условиях нельзя.

— Авы не волнуйтесь, — ответил Шер-
шевский.— Скоро начнется обычный oTCeB
из школы, станет свободнее. Уж поверьте
моему опыту.

Но опыт подвел на этот раз директора.
Молодые рабочие оказались настойчивыми.

— Не беда, что в классах тесно, — гово-
рили они.— В тесноте, да не в обиде...
	Учиться было не так-то просто. Ди-
ректор филиала вечерней школы Шершев-
ский не позаботился 05 учебниках, и по-
этому каждый класс имеет сейчас лишь
один-два учебника по физике, математике и
другим предметам. Многие учителя работа-
‚ ют в школе по совместительству.

Ё& сожалению, филиал Таганрогской ве-
черней школы не исключение в Ростовской
области. Из многих районов поступают тре-
вожные сигналы о плохой подготовке к за-
нятиям школ рабочей и сельской молодежи.
До сих пор-в большинстве школ нехватает
учебников, наглядных пособий, не уком-
плектованы штаты преподавателей. В Це-
линском районе, например, занятия в шко-
лах сельской молодежи срываются из-за от-
сутетвия учебников. Степновский  район-
ный отдел народного образования еще летом
получил учебники для сельских школ, но
по указанию заведующего районо тов. Ста-
‘ростина учебники были переданы ученикам
школ всеобуча. Когда же комсомольцы 06-
ратились к тов. Старостину за помощью,
тот заявил им:
	— Ая не обязан обеспечивать сельские
	школы учебниками. Это не мое дело.

В Степновском районе из 120 учеников
70 уже бросили учебу. В вечерней школе
рабочей молодежи завода «Ростсельмаш»
имени Сталина занятия не посещают 60 че-
ловек.
	Инспекторы районных отделов народного
	  образования в школах рабочей и сельской
	молодежи бывают редко, методической по-
мощи преподавателям не оказывают. Все
это привело к тому, что в школах рабочей
и сельской молодежи Ростовской области
с нервых дней занятий началея отсев уча-
	П. БОНДАРЕНКО.
Ростов-на-Дону. з
——о—-
	Новый ипподром
	РЕВАН, 15 ноября. (Наш козр.). Вюн-
ный спорт в Армении пользуется большэй
популярностью. Особенно увлекается им
Колхозная молодежь. Во многих сельских
районах республики устраиваются конные
игры и состязания. Лучшие ` наездники ce-
ла, самые смелые и храбрые, соревнуются
в скачках и фигурной езде.

По просьбе колхозных спортеменов Ми-
нисторство сельского хозяйства Армении по-
строило в столице республики новый боль-
пюй ипподром. Он занимает площадь в
40 гектаров, имеет 1.800-метровую скако-
вую дорожку, секторы для фигурной езды
и лжигитовки, каменные конюшни.
	oo
		Дагестанская АССР. Коллективу нефте-
	промысла «Махачкаланефть» треста
«Дагморнефть» за успешную работу
в 3-м квартале 1950 года присуждено
переходящее Красное знамя Мини-
стерства нефтяной промышленности
н ВЦСПС. На снимке; заведующий про-
мыслом, молодой специалист Магомед
ЗУЛЬПУКАРОВ а и лучший
оператор промысла Магомед АМАЕВ,
бригада которого систематически „пере-
выполняет план добычи нефти.
Фото А. ФАТЕЕВА_
	а китами...
	ВЛАДИВОСТОК, 15 поября. (Наш корр.).
В любую погоду ‘небольшое легкое судно
«Шторм» бороздит воды Тихоокеанского
бассейна. Весь экипаж его состоит из моло-
дежи, Под руководством опытного капитана
Валентины Орликовой команда успешно
справляется с трудным и опасным промыс-
лом — добычей китов.

..В один из обычных осенних дней кито-
боец «Шторм» вышел на промысел. Марсо-
вый матрос тов. Палей наблюдает, не по-
кажутся ли где морские исполины. В томи-
тельном однообразии проходят многие часы.
Но вот елева показалея огромный фонтан
воды, за ним-—второй, третий. Палей сооб-
щает 06 этом китобоям. Полным ходом
«Шторм» идет к месту, где показались
КИТЫ.

У тарпунной путики действует комсомо-
лец Юрий Финаев, один из самых молодых
тарпунеров Приморья. Неспокойные волны
с шумом разбиваются о борт китобойца, об-
давая юношу холодными брызгами.

Гарпунер наводит. пушку на огромную
спину морского великана. Раздается вы-
стрел. Снаряд врезается в тушу вместе с
концом линя (прочного каната) и застревает
в нем. Моряки быстро подтягивают кита к
судну и берут его на букеир.

Экипаж «Шторма» значительно раньше
срока выполнил годовой план. Молодые ки-
тобои добыли сверх плана 61 кита.
	——()}---—
	С каждым годом растет промышленность Советского Таджикистана. Построены
десятки предприятий, оборудованных новейшими машинами. На снимке: один из
цехов шелкокомбината в городе Ленинабаде. Здесь много света, воздуха, образ-
цовый порядок и чистота: Вместе со всем народом ‘коллектив комбината стоит
на стахановской вахте мира, Фото Б. КУДОЯРОВА.
		Молодежный симфонический оркестр
	мелодия. Большое мастерство продемонстри=
_ровала группа виолончелей.

С самого’ начала своей деятельности
оркестр правильно подбирает репертуар.
Произведения русской музыкальной класси-
ки, лучшие создания советской музыки
определили художественное лицо ансамбля,
его высокую творческую требовательность
к своей работе, его мастерство. В составе
оркестра сильные по своей квалификации,
творчески одаренные музыканты. Почти
каждый из них обладает большой практи-
кой ансамблевой игры. Многие музыканты
оркестра являются превосходными солиета-
ми-инструменталистами, успешно выету-
пающими на всесоюзных и международных
конкурсах.

Но для того, чтобы закрепить и совер-
шенствовать мастерство, нужно системати-
чески работать. Музыканты же молодежного
симфонического оркестра не всегда имеют
возможность делать это, так как большин-
ство их занято в оркестре Большого театра
или учится в консерватории. Такое совме-
стительство неизбежно снижает качество
творческой работы.

Можно только радоваться, видя, как
быетро, легко осваивает коллектив новый
репертуар. Но если круг «обыгранных»
произведений ограничен, а новые иногда
исполняются после одной-двух репетиций,
то это уже внушает опасение. Недостаточ-
ная подготовленность оркестра чуветвова-
лась, например, на последнем концерте, где
не все номера программы звучали ровно.

Нужно, чтобы молодежный оркестр: имел
постоянный состав, сделать так, чтобы
все исполнители могли безраздельно отда-
ваться работе в оркестре. Эти организа-
ционные меры и напряженная творческая
работа помогут талантливому, многообе-
щающему молодому коллективу непрерывно

расти и совершенствоваться.
Ю. КОРЕВ.
	Больше года тому назад в Москве орга-
низовался новый молодежный музыкальный
коллектив. Первые же его выступления
ознаменовалиеь болыним успехом: на Меж-
дународном фестивале демократической мо-
лодежи и студентов в Будапеште летом
1949 года молодежный симфонический ор-
кестр был удостоен высней премии. Носмот-
ря на молодость коллектива, исполнение его
было уверенным, художественно зрелым.
Музыкальный руководитель В. П. Кондра-
шин добился слаженности, четкости и ярко-
сти звучания оркестра.

занял прочное место в музыкальной
жизни столицы. Его творческие достиже-
ния ясно чувствует каждый слупгатель.

В одной из программ молодежного кол-
лектива — восемь песен для оркестра Ля-
дова. Исполнители раскрывают богатейшее
содержание народных песенных произведе-
ний. Тонко оттеняя контрасты, оркестр
подчеркивает неповторимо-индивидуальный
склад каждого музыкального эпизода. С
большим художественным тактом, ярко,
темпераментно симфонический оркестр и
его солисты исполняют «Иепанское каприч-
чио» Римского-Корсакова — шедевр русской
классической музыки. Отличные оркестро-
вые данные показал коллектив и в искус-
стве аккомпанемента. Особенно хочется
отметить исполнение «Вариаций на тему
рококо» Чайковского и скрипичного кон-
церта Кабалевского, где солисты и оркестр
добились исключительной слаженноети зву-
чания.

В этом сезоне молодежный оркестр вы-
ступил в первый. раз с программой, посвя-
щенной западноевропейской классике.

В исполнении труднейшей Четвертой сим-
фонии Брамса оркестр проявил свои луч-
шие артистические качества. Слушатели
надолго запомнят проникновенное исполне-
ние первой части симфонии, & также и вто-
рой, в которой звучит нежная пасторальная
	ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
«ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ГЕРМАНИЯ»
	Б Министерстве ‘кинематографии СССР
15 ноября состоялея просмотр нового цвет-
HOTO художественно-документального филь-
у «Демократическая Германия» (производ-
creo Центральной студии документальных
фильмов и германской киностудии «ДЕФА»).
Автор-режиесер Микола Садкович, текст
Алексея Суркова, главный оператор Георгий
Бобров. Текст читает Ю. Левитан.

В ближайшие дни новый фильм выходит
на экраны столичных кинотеатров.
		Изыскатель великого Северного пути
	В 1934 году советская гидрографическая
экспедиция, работавшая вблизи западного
побережья Таймыра, обнаружила на пустын-
ных островах бритву, курительную трубку,
патроны, часы и другие вещи. Вак попали
сюда эти предметы? Ответ на этот вопрос
был получен только тогда, когда неподалеку
от первой находки обнаружили столб с над-
писью «Геркулес» и датой: «1913 год».
		на Новую Землю Русанов проделал в составе
французской экспедиции в 1908 году.

После этого путешествия царское прави-
тельство разрешило Русанову принимать
участие и в русских полярных экспедициях.
Русанова особенно привлекала Новая Зем-
ля. Привлекала потому, что она лежала на
Великом Северном пути, соединяющем два
океана — Атлантический и Тихий. Русанов
твердо верил, что придет то время, когда
суливший огромные возможности Северный
морской путь будет освоен смелыми рус-
скими мореплавателями. Он сам энергично
добивался осуществления этой большой меч-
ты, совершая подчас поистине героические
научные подвиги.

Так, в июле 1911 года он на моторной
шлюпке совершил беспримерное плавание
вокруг южного острова Новой Земли, изучая
течения, льды, бухты и заливы, ведя гидро-
графические и метеорологические исследо-
вания.

Получив весной 1912 года в распоряже-
ние своей экспедиции, отправлявшейся. на
Шпицберген, судно «Геркулес», Русанов за-
думал осуществить исключительно смелое
по своему замыслу плавание. Он решил.
пройти Северным морским путём через все
полярные моря к Берингову проливу.

Последняя экспедиция Русанова закончи-
лась трагически — он погиб вместе с эки-
пажем «Геркулеса». Скалы и волны поляр-
ных морей ревниво хранят ‘тайну этой тибе-
ли — до сих пор точно неизвестно, несмотря
на находки вещей с «Геркулеса», где по-
гибло это судно.

А те русановские реликвии, которые уда-
лэсь обнаружить, евидетельствуют, что ис-
следователь прошел ту часть пути, которую
он называл первым звеном «великой север-
ней цепи», призванной связать Мурман с
Тихим океаном.

Благородный замысел русского патриота
Русанова осуществили смелые советские м0-
реплаватели, освоившие Северный морской
ПУТЬ. А. ЧЕРНОВ.
	PER PORETRL
	ты хочешь быть токарем, мы с тобой быстро
подружимся. Токарем быть — это, Вова, за-
мечательно! Только надень кепку как сле-
дует. Что у тебя за вид?

Вова нехотя повернул кепку, нагнулся,
завязал шнурок у ботинка.

— У меня к тебе дело, — сказала Ди-
Ha.— Ты мне должен помочь. Нарисуй не-
сколько красочных схем для агитпункта.
Бумага и краски у нас есть. А я тебе стан-
ки покажу:

— Хоть сейчас! -— обрадовался Вова. —
У нас уже уроки коачилиеь.

Дина готовилась к беседе с избирателями
о великих стройках коммунизма. Юный ху-
дожник на больших листах бумаги рисовал
Каховекую ГЭС и каналы, которые пройдут
по засушливым местам Украины и Ёрыма.

— Знаешь, Вова, как нужно нарисовать?
Вот так... Электростанция пусть походит на
Днепрогэс. Важно дать представление, как
это все будет. Видишь на фотографии
‹тепь?.. Ты нарисуй эту степь преобра-
женной, с каналом, наполненным голубой
днепровской водой... Тут пусть будет паро-
ход, а по берегам деревья, хлопковые план-
тапии, сады с румяными яблоками. Чтобы
всем было ясно, какие перемены произойдут
в этих местах.

Прошла неделя. На беседу в квартире
Анны Тихоновны собрались все женщины
двора. Вова помог агитатору укрепить на
стене схемы, плакаты, изображение кра-
сивой гидростанции на берегу Днепра. Вни-
зу, в уголке, было помечено: «Рисовал
В. Ковалиха». Дина, необычно волнуясь, на-
чала рассказывать о великих новостройках.
И, может быть, впервые она поняла. как
создается контакт между агитатором и‘слу-
шателями. Она сердцем чувствовала, с ка-
ким вниманием слушают ее люди. Дине бы-
ло легко и радостно от сознания того, что
она говорила о самом важном, волнующем
просто ‘и ясно.

Поздно вечером, провожая  агитатора,
Анна Тихоновна сказала:

— Спасибо, Диночка, за хорощий рае-
сказ! А за Вовку дай я тебя поцелую. Се-
годня впервые пятерку получил. Небось.
еще днем прибегал на завод докладывать?

— Прибегал,— ответила `Дина.— Сн у
нас знатным токарем будет!

В ШУМОВ.
		«Если вам неинтересно слушать, уходите,
Но другим Не мешайте!»
	Андрей Степанович взял со стола листок
		В окно видна улица рабочего поселка, за-

у литая солнцем. В лучах его блестят высо-

К

Rae крыши, светлые — из оцинкованного
железа и яркокрасные — из черепицы.

Неохотно оторвав взгляд от знакомой кар-
тины, Петр Скворцов раздраженно взгля-
нул на Дину:

— Все у тебя, не как у людей. Сколько
наших комсомольцев на избирательных
участках агитаторами работает! И никто
He жалуется. Поручено вести агитацию —
работай. Подумаешь, . расстроилась из-за Ко-
валихи... Не на всякие разговоры надо об-
ращать внимание.

— И опять ты не понял меня. Я хочу
быть агитатором, но чувствую, что не по-
Лучается. Я вижу: людям неинтересно меня
слушать...

— Чепуха! — оборвал ее Петр:-— Bece-
ды проводятся, значит ты неплохо рабо-
таешь.

— Пойми,— возразила Дина,— дело не
в количестве бесед. Беспокоит меня то, что
нет контакта со слушателями.

— Заладила свое, — насмешливо сказал
Петр.— Небось. каждую минуту непонят-
ные слова произносишь... Какой же контакт
может быть? Тебя ведь разные люди слу-
шают. Некоторые имеют небольшое образо-
вание.

Дина смутилась и покраснела.

— 19-10! — заметил Петр.— Скоро со-
берем всех агитаторов и расскажем, как на-
40 работать.

Дина ветала.

— Пзечет моего неумения просто гово-
MTB с людьми ты прав. Но совещания я

‹ дать не буду. — И, подумав, добавила: —

ридетея сходить в партийный комитет.

— Или, — неодобрительно ответил
Петр.— Я, пожалуй. пойду с тобой.

В партийном комитете завода было люд-
но, Дина и Петр подождали, пока секретарь
парткома разговаривал с пожилой женщи-
ной. А потом он приветливо махнул рукой,
приглашая комсомольцев в кабинет.

Петр начал первым:

— Возможно, это наше упущение, и часть
вины я беру на себя. Дина Солнцева под-
нимает странный вопрос. По ее. словам вы-
ходит, что агитатор должен отвечать на все
вопросы жизни. Если же этого нет, то че-
Ловек уже не может вести агитацию.
	—Й Анна Тихоновна тоже переживает эту
историю. Она мне говорила, что ей совестно
было за агитатора, который битый час без
толку стрекотал. Не берут слова Дины за
сердце. Не научили ее агитацию вести. Это
по нашему адресу, Петр. Плохо мы учим,
наставляем Дину. Чего хочется простому ра-
бочему человеку? Анне Тихоновне хочется,
чтобы агитатор каждый раз к новому ее
звал. «Ванг агитатор.— сказала она, — даже
не интересуется. о чем мы думаем, что нам
	хочется знать. Безучастный она ` человек...»
	Так-то. Дина. Справедливая критика. Аги-
	татор в нашем обществе— заметная фигура.
Оп весь перед народом. И не только слова
	его. но и его поступки видны. Ветати, ты
	поинтересовалась, как живут, работают из-
биратели?

Дина отрицательно кивнула.

— А это прежде всего! Агитатору надо
знать людей, приходить им на помощь в
производственной работе, в учебе, в житей-
ских делах. Между прочим, у Анны Тихо-
новны есть приемный сын. Вы знаете его
историю? — спросил секретарь парткома.

— Вова—сирота, но беловый хлопец,—
ответил Петр.-— Рисует прекрасно.

— Рисует прекрасно, а учится плохо
Комсомольны могли бы кое-что сделать. Это
тоже политическая работа.

x жж

Дина вышла на улицу и остановилась. До
смены еще было время. Она решила пойти
в школу, где учился Вова, которого она еще
ни разу не видела и который вдруг стал ей
нужным, просто необходимым.

Двухэтажное повое здание школы © моло-
дым салом, обнесенным красивой изгородью,
составляло торлость поселка. Дина прошла
на спортивную плошадку.

— Ля вас знаю! Вы Дина Солнцева.
Ваш портрет в клубе висит. Я тоже буду
токарем-скоростником, как вы!

Перед Диной стоял хлопец лет тринадца-
ти, в кепке козырьком назад.

— Аты кто?

— Вова. Вы мою маму агитировать при-
ходили.

Дина рассмеялась.

— Ля тобя ищу — сказала она.— Ecan
	«Геркулесом» называлось небольншюе па-
русно-моторное судно, на котором в 1912 го-
ду отправился в свою последнюю экспеди-
цию известный русский полярный исследо-
ватель Владимир Александрович Русанов,
родившийся 75 лет тому назад.

Сложным и необычным был жизненный
путь замечательного путешественника. При-
мкнув еще юношей к революционному дви-
жению. Русанов вскоре попал в тюрьму, а
потом был выслан. в Вологодскую губернию.
После вологодской ссылки он эмигрировал
в Париж и получил там высшее образова-
ние, специализировавигись в области геоло-
гии. Свое первое большое полярное плавание
	Огромный успех выступлений советских гимнастов в Норвегии
	большой зал, который и без того уже был
переполнен — в нем собралось до 1300 зри-
телей. Восторг зрителей был неописуем.
Крики одобрения сопровождали все номера
программы. Здесь еще никто не видел ни-
чего полобного».
		CKOMGORIONBGKAA fIPAB DA»
	[6 ноября 1950 г. 3 стр.
	ОСЛО, 15 ноября. (ТАСС). Вчера в го-
роде Шиэн с огромным успехом прошло вто-
poe выступление советских гимнастов в
Норвегии.

Печать помещает самые восторженные
отзывы 0 мастеретве советских гимнастов.
Газета «Арбейлербладет» пишет: «Приезд
популярных советских гимнастов взбудора-
жил весь город. Даже после начала выступ-
ления множество людей делали отчаянные
попытки проникнуть в сравнительно не-
	— Вот видишь! А дело было так,— ска-
зал Андрей Степанович, обращаясь к Пет-
ру.— Пришла Дина к пожилым работницам,
домохозяйкам, усадила их вокруг себя и
начала читать книжку велух. Читает тороп-
ливо, потому что по плану надо еще побы-
вать в одном месте. Прочитала до середины,
оглянулась и увидела, что ее никто не слу-
пгает. Анна Ковалиха уже и платок наки-
нула, собиралась уйти. Дина обиделась: