НАШИ ЧИТАТЕЛИ
 РАССКАЗЫЬЫЗАЮТ
	защиту мира
	Во многих колхозах Орехово-Зуевско-
го района Московской области по ини-
циативе колхозных комсомольских орга-
низаций проводятся вечера сельской мо-
лодежи в защиту мира. На такие вечера
приходит много и пожилых колхозников.

Один из вечеров на тему «Мир побе-
дит войну» состоялся на днях в клубе
селения Ожерелки. На нем присутство-
вало более 150 колхозников трех селе-
ний. После доклада учителя сельской’
школы тов. Андреева выступали кол-
лективы колхозной художественной само-
деятельности, исполнившие песни совет-
ских композиторов о мире.

Большой вечер на тему «Мир—миру»
готовится в селении Саввино. Активное
участие в его подготовке принимает кол-
хозная комсомольская организация.

Сельские библиотеки готовят к вече-
рам ‘специальные выставки, витрины,
Большое внимание колхозников привле-
кают материалы о Втором Всемирном
конгрессе сторонников мира.
	А. БРЫЗГАЛИН.
Орехово-Зуево.
	Студенты изучают
водные источники
	В Осетии, высоко в горах, находятся
источники Кармадона. Издавна славятся
они своими целебными свойствами. Воды
этих источников обладают различными
температурами, содержат в себе металлы
и соли, имеющие большое лечебное зна-
чение.

‚ Недавно на Кармадонских источниках }
побывала студенческая научная экспеди-
ция Северо-Осетинского медицинского ин»
ститута. Экспедицией руководили заведу-
ющий кафедрой лечебной физкультуры
института Анатоляй. Иванович Калмыков
и мастер спорта СССР Борис Голубев.
{
(
{
‘
(
:

В экспедиции участвовали 29 юношей и
девушек. Студенты определили темпера-
туру воды, сфотографировали. местность,
набрали более 450 литров воды из разных
источников.

На обратном пути студентов застала
пурга. У Майлисского ледника пришлось
сделать привал. Снег засыпал палатки.
Потеряли дорогу, ветер ‘сбивал с ног. С
большой осторожностью спускались юно-
ши и девушки с горных круч. В’ селении
Тменикау их ждали арбы. Потом начался
переход через Даргавский перевал в Ко-
банское ущелье. Все очень устали, но
были довольны совершенной экспедицией.
‚ Сейчас в лабораториях и научных
кружках института изучаются сестав це-
лебной воды и ее влияние на организм

человека.
; 3. БАСИЕВ.
	Дзауджикау.

Шестнадцать лет назад злодейская пуля
троцкислоко-бухаринских выродков, агентов
международного империализма, — оборвала
	_ жвизнь Сергея Мироновича Кирова, замеча-
	тельного большевика, выдающегося деяте-
ля коммунистической партии и совет-
ского государства, верного ученика и сорат-
ника Денина и Сталина.

Вею свою сознательную жизнь, начиная
с той поры, когда он югошей ветупил на
путь революционной: борьбы, ‘и до последне-
го вроего дня, Сергей Миронович Киров от-
дал великому долу коммунизма, :

Искусный организатор и строитель боль-
шевиотекого подполья в годы царизма: заме-
чательный пролетарский полководец в пе-
PHOT гражданской войны и иностранной ин-
чтервенции, крупнейший партийный и госу-
даретренный деятель в эпоху социалисти-
ческого строительства — таким осталея в
памяти налиего народа Сергей Миронович
` Киров.

С пмелем Кирова связано установление
советской власти на Северном Кавказе, ге-
роическая оборона Астрахани от белогвар-
дейских полчиш, создание и укрепление
братских советских республик Закавказья,
превращение Ленинграда в мощный арсенал
социалистической индустриализации. в один
из крупнейших хозяйственно-политических
H культурных центров страны.

Киров был верным помощником товарища
Сталина в борьбе за единство партии, за
очищение ее рядов от троцкистеко-бухарин-
ской нечисти. Поэтому-то так смертельно
боялись и ненавидели Сергея. Мироновича
Кирова враги народа, пытавптиеся раста-
тать партию, евернуть ев с ленинско-ста-
линското пути.
°® Человек неиссякаомой энергии и иеклю-
чительного обаяния, Киров умел увлечь 33,
собой массы, направить их силы на доети-
жение поставленной партией цели. Кирова
горячо любили трудятиеся Москвы и
Ленинграда, Кавказа и Сибири, трудящие-
ся всей нашей необъятной страны. Больше-
вистская партия, советский народ видели в
нем пламенного борца за победу коммунизмз,
верного соратника великого Сталина.

С чувством гордости Киров говорил, что
на нашей советской земле нет ни одного та-
кого уголка, где бы не горела новая, комму-
нистическая. большевистекая работа, сози-
дающая новую, социалистическую жизнь. Он
‚ясно видел перед собою величественное: зда-
ние коммунизма. Со веей большевистекой
страстностью он отдавался делу укрепле-
ния могущества нашей великой Родины,
Киров знал и твердо верил, что как бы ни
бесновались империалисты, им никогда
не ‘удастея’ повернуть Колесо истории
вопять. Орлиным взором проникая в буду-
щее, Киров говорил: «И какие бы союзы
между собой ни заключали капиталисты,
какие бы козни капиталисты всех стран
			У станции Ахча-Нуйма *
	Пески в Кара-Кумах волнистыы—
Ни озера нет, ни леска.

Здесь пролита кровь коммунистов
В бескрайнее море песка.
	И, если раз в месяц случится
Пройти облакам чередой,
Горячий песок шевелится,
Вздыхает`и бредит водой.
	А. реки отсюда не. близко,
Трудны караванов. пути.
Короткая тень обелиска
Не может от зноя спасти,
	Растения гибнут от пыли...

Но люди святой чистоты,

Герои, уверены были,

Что в жизнь превратятся мечты,
	И здесь потекут величаво
Студеные воды Аму.

Совсем молодые дубравы
Разгонят. песчаную тьму.
	.. Почетными будут гостями
На празднике нашем. большом
Герои, воспетые нами,
Живущие в сердце любом.
	Перевел с азербайджанского
Конст. ВАНШЕНКИН.
	ни строили против великого рабоче-кресть-
янского. Советекого Союза, сейчае не подле-
жит никакому сомнению, что ни той эмбле-
ме, которая изображает льва, ни той эмбле-
ме, которая изображает орла с одной или
двумя головами, будущее не принадлежит.
Будущее принадлежит той эмблеме труда,
нсторая нариссвана на наших знаменах, с
которыми мы вышли в Октябрьскую реЕо-

люцию, будущее принадлежит Серпу и Мо-
лэту».
	Сергей Миронович Киров всегда уделял
	большое внимание воспитанию молодого
поколения строителей коммунистического,
общества. Комсомольцы, говорил Сергей
Миронович Киров, это прекрасные веходы,
выросшие уже на советской ниве, это цвет
нашей молодежи, это будущее нашей стра-
НЫ, это самое сильное, самое ценное, что у
нас сейчас есть. Й им, комсомольцам, юно-
шам и девушкам нашей страны, Киров пе-
редавал весь свой огромный революционный
опыт, свой богатейнгие знания, свою горя-
чую любовь к партии Ленина— Сталина.

Комеомольцы, молодежь нашей страны
видели в Сергее Мироновиче Кирове своего
верного друга и учителя. Киров часто бы-
вал в комсомольских организациях, ветре-
чалея с пионерами и школьниками, KOMCO-
мольскими работниками и молодежью.

В. своих многочисленных выступлениях
перед юношами и девушками Сертей Миро-
нович разъяснял важнейшие решения пар-
тии. помогал им найти свое место в борьбе
советского народа за построение коммуни-
стического общества в нашей стране.

Киров учил юнонтество большщевистекой
мудрости, мужеству и стойкости в труде и
бою, боззаветной преданности народу, Ро-
дине, партии, великому Сталину. «...Перед
нами стоит та задача,— писал Виров,/— 0
которой особенно часто и совершенно пра-
вильно говорит товарищ Сталин, — задача
воспитания и выковывания новых кадров,
‘Бовых строителей социалистического. обще-
ства». И Киров заботливо растил и воспи-
ТЫРАЛ Молодую поросль нашей страны.

«Товарипги комсомольць!-—писал Сергей
Миронович Киров.— Помните великий завет
товарища Ленина: «Вы должны быть пер-
выми строителями коммуниетического обще-
ства среди миллионов строителей». Овладе-
вайте ‘большевиетским стилем работы —
	стилем Ленина и Сталина. Овладеваите ре-.
	волюционной марксиетеко-ленинской тео-
рией...»

Советский народ свято хранит память о
пламенном трибуне революции Сергее Mupo-
новиче Кирове. Светлый образ замечатель-
ного большевика, верного сына большевист-
ской партии Сергея Мироновича Кирова
служит для советской молодежи высоким,
втохновляющим примером беззаветного слу-
жения Родине, верности великому делу
Ленина — Сталина.
	Много в жизни и деятельности пламенного трибуна революции Сергея Ми-
роновича связано < Сибирью. Он жил и работал в Томске, Новосибирске, Иркутске.
В Новосибирске в том доме, где Сергей Миронович скрывался от полицейских
ищеек, сейчас музей. : ь

В эти дни в музее особенно много посетителей. Пришли на экскурсию и уча-
щиеся 17-й женской школы. С интересом разглядывают пионерки экспонаты музея.

@oro Г ЧИЧУЛИНА,
		® На 207-й версте, между: станциями Пере-
вал.и Ахча-Куйма, в 1918 году были расстре-
ляны 26 бакинских комиссаров.
	aoe (anne
	СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЬ!
ДЛЯ ВЕЛИЧАЙШИХ СООРУЖЕНИЙ
	огромное значение приобретает широкое ис-
пользование местных строительных. мате-
риалов. Мы должны строить не только проч-
но и красиво, но и экономично. Вот. почему
наши усилия направлены сейчас на изыска-
ние <пособов, позволяющих предельно ©9-
Братить привоз цемента и других стройма-
териалов на новые стройки.

Что можно в ближайшее время сделать
в этой области?

В первую очередь намечено использовать
местные вяжущие материалы, котельные,
доменные шлаки для производства шлако-
бетонных строительных деталей — блоков,
плит и т. п. Сотрудник научно-исследо-
вательской лаборатории‘ Н, П. Максимов
ский предложил очень‘ интересный  с1060б
ускоренной переработки шлаков и горелых
пород для производства стеновых камней,
вклалышей для междуэтажных перекрытий,
плит для перегородок и других элементов
сборных конструклий. Широкое использо-
вание метода тов. Максимовского обеспе-
чит стройки дешевыми и прочными строи-
тельнымя деталями.

Расход основных строительных материа-
лов будет также уменьшен благодаря ши-
рокому применению разнообразных термо-
изоляционных материалов вроде керамиче-
ских изделий, минеральной ваты, микропо-
рита, пеностекла и многих других.

Архитектурное оформление каналов и
гидроэлектроетанций должно отражать ве-
	личие и красоту нашей эпохи. Вот почему
	уже сейчас ведутся изучение и подбор есте-
ственных камней, с помощью которых мож-
но создать наиболее ‹овершенные архитек-
турные формы, добиться наибольшей дол-
товечности сооружений. Разрешение этой
задачи облегчается тем, что и Крым и УК-
pana богаты залежами мннерального сырья.
Местные цветные мраморовидные известня-
ки, граниты, диориты, песчаники и многие
хругие естественные материалы могут най-
ти большое применение на строительстве
каналов и гидроэлектростанций.

Мы упомянули только о незначительной
части проблем, стсящих перед специалиста-
ми по строительным материалам в связи е
гигантскими работами на Волге, Днепре и
в Средней Азни. В разрешении этих про-
блем огромную роль играет связь науки ©
практикой, творческое содружество ученых
и стахановпев. И нет большего счастья хля
	ученых советской страны, как рука 09 ру-
	KY с народом трудиться, отдавать свои зна-
ния и силы выполнению великого сталин-
ского плана — созданию великолепных ‹о-
оружений коммунизма.
П. БУДНИКОВ,
член-корреспондент Академии наук
СССР, лауреат Сталинской премии.
	личайшим русским пианистом Антоном
Рубинштейном. Он обладал блестящим сце-
ническим талантом, широчайшей и много-
сторонней образованностью, сильным лите-
ратурным дарованием. Это был мощный
критический ум, ум мыслителя, высказы-
вавшегося в немвогих. но положительно
	‘бессмертных афоризмах, свидетельствовав-
	ших 00 их авторе как 0 последователе
школы великих русских революционеров-
демократов. Белинского, Чернышевского и
Добролюбова — вот какого человека дол-
жен был изображать А. Борисов. И таким
именно он его и изображает.

Нам понятно, почему молодой композитор
увлекается пышно-декоративной «Саламбо»
Флобера; но еще яенее для нас то, что ве-
ликий русский национальный поэт так бы-
стро охладевает ко всем краеотам древне-кар-
фагенской эпопеи со всей ее. мрачно-роман-
тической окраской. Нам понятно это из вы-
сказывания самого Мусортекого, писавшего,
что «требования искусства от современного
деятеля так громадны, что способны потло-
тить всего человека. Прошло время пиеа-
ний на досуге; всего себя подай людям —
вот что теперь надо в искусстве». В этих
словах вееь Мусоргекий, рыцарь народного
искусства. Сквозь эти слова явственно, вид-
ны обшие для русских революционеров-де-
мократов мыели 06 общественном назначе-
ний деятельности художника.

В фильме «Мусоргский» эта мыель про-
ходит краеной нитью. Дух шестидесятых
голов, эпохи Чернышевского и Добролюбова.
нашел свое художоственное воплощение в
фильме. Движение «Могучей кучки» ееть
непосредственное выражение боевого духа и
демократических традиций русского «ше-
стидесятничества». А в фильме представле-
ны, хотя и неодинаково по силе и яркости
образов, вся «Могучая кучка» и ее молодое
окружение,

Обрадовал Н. Черкасов в роли Стасова.
Огромно обаяние личности этото замечатель-
ного человека, бывшего и современником
	Глинки, и ‘современником Чайковского, сто-
	явшего у колыбели новой русской музы-
кальной культуры. Он пророчески предека-
зал ее всемирное торжество. Он служил жя-
вым соелинительным звеном, «лалькой» И
пестуном «кучкистов» в музыке и «пере-
	Осуществление сталинского плана гигант-
ских строек на Волге, Днепре и в’ Туркме-
нии связано © невиданным еще в истории
размахом строительных работ. Сооружение
капитальных и временных зданий, промыш-
ленных предприятий, складов, дорог, жи-
лищ — все это потребует огромного коли-
чества строительных материалов. Достаточ-
но сказать, что при. строительстве Вуйбы-
певской гидроэлектрестанции придется уло-
жить шесть миллионов кубометров бетона.
Если представить эту массу бетона в виде
массивного сооружения на площади в один
гектар, то высота его достигла бы 600 мет-
ров!

Промо высококачественных цементов,
нужны еще специальные строительные ма-
териалы для жилищ, декоративные камни
для отделки зланий, керамические изделия
для внутренней облицовки.

Советекие ученые и инженеры активно
включились в работу по разрешению про-
блем, связанных © использованием строя-
тельных материалов в условиях невидан-
ного еще строительства. При Вомитете со-
	хействия строительству гидроэлектростан-.
	ций и каналов, созданном Академией наук
СССР. сейчас плодотворно работает секция
	строительных материалов, в которой. при-
	нимают участие виднейшие советские спе-
циалисты.

Много важных и серьезных проблем по-
ставлено перед этой секцией. Прежде всего
требуется определить основные (не более
двух-трех) марки цемента, которые будут
употреблены нз стройках. Вель при огром-
ных масштабах сооружений недопустимо ис-
пользование многих сортов ‘цемента, с раз-
ными особенностями и свойствами. Одновре-
менно © этим требуется разработать быст-
рый и эффективный метод определения ка-
чества цемента и долговечности бетона. Та-
кой метод уже разработан сотрудниками
Гипроцемента.

Изучение практикл крупных строительств
в ОССР дало нам материал огромной тех-
нической ценности. В частности, на новых
стройках должен найти широкое примене-
ние расширяющийся цемент, прекрасно
оправлавший вебя при отделке бетоном тю-
бингов московского метро. Бетон. ‘из этого
цемента исключительно плотно заполняет
швы, пазы, трещины. Благодаря использо-
ванию расширяющегося цемента для проч-
ной связи между станинами и фундамен-
тами машин можно будет быстро вводить
в эксплуатацию различные агрегаты.

Советские ученые уже разработали про-
стой и недорогой способ производства рас-
ширяющегося цемента без добавки изве-
CTH.

При возвелении гигантеких сооружений
	пытетвом смотрит на освирепевшего «ба-
рина», и тот с размаху бьет тщедушного
ребенка арачником. Стоны ребенка и ропот
стотпившихея крестьян болью и гневом от-
даются в сердцах зрителей.

Но в плаче избитого, голодного мальчу-
тгана рождается странно знакомая мелодия.
‘Una еше прозвучит в музыке Мусортского,
‘эта мелодия страданий и боли, великих
народных страданий, за которые придется
расплачиваться чванным дворянским вырод-
кам и капиталистам-толетосумам... Что ж!
Может быть, так именно родился пол-
ный горькой печали напев Юродивого в
«Борисе Годунове», напев, от которого и по
сей день мороз подирает по коже,

Так или почти так родились в творче-
ской фантазии художника горестные при-
читания песни. «Сиротка» с ее плачем
«Варин мой миленький, барин мой доб-
ренький». Этот плач еще долго будет ту-
манить слезами глаза людей. Но что бы ни
происходило на экране, мы все время ощу-
шаем присутствие Мусоргского, и даже боль-
wie того-—— как бы видим все его глазами,
слышим его слухом.

Артист А. Борисов умеет так играть Му-
‘соргского, что © начала до конца фильма
безусловно верить каждому его движению,
каждому его слову. Нужно было чрезвы-
чайно многое для такого актерского пере-
воплощения, прежде всего‘ глубочайшее
проникновение в самую натуру Мусоргско-
го — человека и артиста. А это дело ис-
ключительной трудности, имея в виду  3а-
мечанив Стасова, что «по части оригиналь-
ности и своеобразия Мусорянин (дружеское
прозвише Мусоргского в кружке его сото-
варищей.— В. Г.) всех за пояс заткнул, и
просто. гениален». Действительно, даже
срели пленов «Могучей кучки» — этого
вдинственного в своем роде содружества
гигантов, при всем том, что каждый из
«кучкистов». обладал своей резко очерчен-
ной. совершенно неповторимой, могучей
индивидуальностью.. Мусоргский выделялся
оритинальностью своей натуры.

В нем необычайно было решительно все:
стиль его речи и письма, великолепное
мастерство пчаниста-виртуодза, такое ма-
	Новые работы палешан
	ИВАНОВО, 30 ноября. (Наш корр.). ХУ-
дожники Палеха готовятся к республикан-
ской выставке народного творчества.
	Высокую оценку художественного совета
Палехекого товарищества художников за-
служила работа молодого мастера кисти
В. Парамонова «Пуск колхозной гидроэлект-
ростанции». Художник А. Терехин запечат-
лел встречу односельчан с Героями Социа-
листического Труда после. возвращения их
из Кремля в родной колхоз. Молодая худож-
ница Т. Зубкова сдала ларец с композицией
по мотивам песни «Поет гармонь за Волог-
дой». Художник А. Ковалев представит
на республиканскую выставку картину
«В. И. Ленин в Разливе».
		КНИЖНАЯ ПОЛКА
		В издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая
гвардия» вышел сборник «Второй конгресс
Всемирной федерации демократической мо-
лодежи» (тир. 5.000 экз., стр. 220, цена
6. руб.). В сборнике публикуются докумен-
ты второго конгресса ВФДМ, проходившего
в Будапеште в сентябре 1949 года, речи
делегатов, фотографии.
	ПОДВИГ РУССКИХ ЛЮДЕЙ
	Государственное издательство детской
литературы выпустило в свет в серии «Биб-
лиотека приключений» новую ‹ повесть
А. Мусатова и М. Чачко «Костры на соп-
ках» (тир. 30.000, экз., -стр. 272, цена. 8 р.
70 к.). Повесть рассказывает о героической
обороне русскими людьми города Петро-
павловска в 1854 году от англо-французской
эскадры.

НАШ КОЛХОЗ»
	В Государственном издательстве детской
литературы вышел сборник стихов Федора
Белкина «Haw колхоз» (тир. 50.000 экз.,
	стр. 21, цена 3 руб.). В книжку включены.
	стихи для детей: «Наш колхоз», «В поле»,
«Председатель», «Леса в степи», «Комбайн»
и другие произведения. Стихи иллюстриро-
ваны красочными рисунками художника

С. Боим.
		Так называется брошюра Н.  Лопырева,
выпущенная издательством ВИСПС Проф-
издат (тир. 15.000 экз., стр. 76, цена 1 р.
75 к.); Автор делится опытом организации
массово-политической и культурно-просве-
тительной работы в клубе Полольского ме-
ханического завода имени Калинина.
	«ДОН — КУБАНЪ — ТЕРЕК»
	Под таким названием в издательстве «Мо-
лодая гвардия» вышла книга В.  Котель-
никова (тир. 50.000 экз., стр. 224, цена 8 р.
50 к.), рассказывающая о природных богат-
ствах Нижнего Дона и Северного Кавказа.
	Беседы
Мухамеда Охтова
	Среди читателей нашей сельской биб-
лиотеки много коммунистов, комсомоль-
цев; юношей и девушек, живо инте-
ресующихся художественной литерату-
рой. Читатели 3. Гутякулов, A. Xa6exu-
ров, Д. Карташева, Н. Овчаренко и дру-
гие за 10 месящев прочитали по 39—35
книг. Вот неполный перечень книг,
записанных в библиотечном абонементе
Мухамеда Охтова. Он прочитал произ-
ведения: «Далеко от Москвы», «Кавалер
Золотой Звезды», «Свет над землей»,
«Молодая гвардия», «Бетер с юга»,
«Необыкновенное лето», «Борьба за
мир», «От всего серлна» и другие.

Охтов не только читает, но и делится
своими впечатлениями о прочитанном с
колхозниками. Во время посевной и убо-
рочной кампаний и осеннего сева он чи-
тал колхозникам «Свет над землей»,
«Повесть о сыне», выпустил семь коме-
ров стенных газет, 29 «боевых листков»,
провел восемь лекций и 56 бесед, сделал
семь ‘докладов.
	‘Сейчас активисты библиотеки Керби-
шев, Патова, Агаржанонов работают аги-
таторами, Они прочитали избирателям
лекции «Наука и религия», «Сталинская
Конституция — самая демократическая
конституция в мире», провели беседы на
международные темы.
		Аул Бесленей
Ставропольского края.
	Памяти С М Кирова
	предетавлены произведения С. М. Вирова
п литература о нем. Такие же выставки от-
врылись в парткабинетах Враснохолмекого
комбината, фабрики «Парижская Коммуна»,
завода внутришлифовальных станков и ряда
хругих. предприятий района.

Беседы, посвященные светлой ПаЯТИ
незабвенного Сергея Мироновича Вирова, с0-
стоялись также на заводах «Динамо» и Пер-
вом часовом.

Сегодня, 1 декабря, партийные, еоветские
ий общественные организации Кировского
района проводят районное торжественно-
траурное заседание, повященное памяти
С. М. Кирова.
	Трудящиеея столицы свято чтут память
выдающегося деятеля большевистской пар-
тии и советского государства С. М: Кирова.
Олин из крупнейших промышленных райо-
нов столицы и два предприятия — заводы
«Динамо» и Нервый часовой носят влавное
имя Сергея Мироновича,
` В связи е исполняющейся 1 декабря тра-
урной датой на многих предприятиях, в Уч-
реждениях, д также на квартирах избира-
телей проводятся беседы и читки материалов
о жизни и деятельности С. М. Кирова.

В парткабинете Кировского райкома
ВКП(б) открылась выставка. На витринах
	——=щнащЕ———[—щ[щШшщШшШж—.—
Выход очередного номера газеты
«За социалистическую Югославию»
Вышел очередной, 44 (67). номер газе- ‹ завоевания»; М. Недельковича — «Югослав-
	ская молодежь борется протиз фашистской
клики Тито — Ранковича»: М. Ешича —
«Бандит Тито продает югославскую армию
империаляетам США»; П. Лукина —
«Сальто-мортале американского лакея Беб-
лера в Совете Безопасности» и другие ма-
териалы.

Газета публикует информационные мате-
ризлы о жизни и трудовых успехах тру-
дящихея СССР и стран народной демокра-
TUE.
		ты «За социалистическую Югославию» —
органа юпославских революционных эми-
грантов в СССР.

В газете напечатана передовая статья:
«Неоценимая помощь братских компартий
югославекому народу».

В номере опубликованы материалы Вто-
рого Веемирного конгресса . сторонников
мира, а также намечатаны статьи: «Совет-
ский Союз-— наш великий освободитель,
защитник и друг»; «Югославский народ
вернет свои потерянные демократические
		ТЛАШАТАИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЫ ““*
	ронних взоров творческую «лабораторию»
композитора. Эта труднейшая задача, зада-
ча прямого показа работы композитора,
внешне так же мало драматургичной, как и
работа писателя («сидит и пишет»), в
фильме «Мусоргский» получила художе-
ственное решение едва ли не впервые,

Лабораторией такого «поэта жизни дей-
ствительной», каким был Мусоргский, бы-
ла сама действительность. Великий компо-
зитор недаром говорил 0 себе, что «жизнь
где бы ни сказалась; правда, как бы ни
была солона; смелая искренняя речь к
людям в упор. Вот моя закваска, вот че-
го хочу...» Недаром часто проводят парал-
лель: Мусоргский — Некрасов. Подобно Не-
прасову, Мусоргский непосредственно в
народной жизни отыскивает живые источ-
ники своего творчества, В фильме это по-
казано необычайно верко и смело.
	Мы видим Мусортского — Борисова на.
	ярмарке, среди шумной и пестрой толпы,
составляющей аудиторию театра «Петруш-
ки», Сцева эта необычайно хороша имен-
но своей жизненноетью. Здесь целая гал-
лерея зрителей, с напряженным вниманием
наблюдающих простое, полное злой насмет-
ки действие — классический петрушечный
спор мужика и барина, окзнчивающийся
тем, что мужик колотит барина по глиня-
ной башке дубинкой. Немудрящее для по-
верхностного взгляда зрелище, однако, ис-
полнено глубокого смысла для крестьян-
ского зрителя 60-х годов, вскоре поел?
упразднения крепостного права. Смысл этот
как нельзя болео понятен и, для дере-
венских толстосумов Колупаевых и Ра-
‘вуваевых, и для дворянских последышей,
слоняющихея на ярмарке, и для царской
полиции. И вот сквозь толпу для подав-
ления «крамолы» в лине лукавого куколь-
ника мчится верхом на коне урядник...

° Еще мгновение —и повая сцена. Вот по-
‘мещик. помесь Ноздрева и Собакевича, зло
издевается над нишими-крестьянами, 0с-
тавшимися без земли и хлеба. «Зато во-
ли» — злобетвует помещик. Мальчуган ©
	Годунова»; другая великая опера Мусорг-
‚ского — «Хованщина» здесь только начата.
Несмотря на то, что фильм заканчивается
в момент, когда еще многое осталось доска-
зать о жизни и творчестве великого худож-
ника, у зрителя и слушателя (здесь эти по-
нятия вполне равноправны) не остается и
тени неудовлетворенности, и это очень по-
нятно.` Фильм «Мусоргский» — произведе-
ние художественно цельное, полностью ра-
скрывающее в живом образе гениального
русского артиста высокую идею народности,
реалистической правдивости, насквозь про-
никающую все творчество композитора.

В творческом наследии Мусоргского за-
ключена самая прочная и неоспоримо вер-
ная документация его жизни, и в этом смы-
сле фильм вполне биографичен. Здесь очень
мало места отведено дотадкам и дбмыслам
о личной жизни Мусоргского. Зато все, что
составляет действительную правду его жиз-
ни, действительный интерес для советской
аудитории, дано здесь с огромной впечатля-
ющей силой. Образ Мусоргского усиливает
свою резкую и характерную рельефность
именно там. гле возникают картины рус-
ской народной жизни. Такова сцена под
Кромами, где звучит печальный голос Юро-
дивого. за которым чудится ‘нам ропот на-
рода на площадях — не только жалобы, но
и проклятья...

В фильме достигнута удивительная пол-
нота слияния личности композитора и его
творчества, а тем самым и прямого слияния
его с народной жизнью. Народная жизнь
кипит, бъет ключом в каждом такте музы-
ки Мусоргского, обдадающей тем драгоцен-
ным свойством, о котором товарищ Жданов
говорил, что «музыкальное произведение
тем выше, чем больше струн человеческой
души оно приводит в ответное звучание».
А ведь произведения Мусоргского подчас
приводят в звучание все струны человече-
ской души, и, может быть оттого именно
мы не можем оставаться равнодушными
созерцателями или просто любопытными
зрителями, когда А. Борисов открывает пе-
ред нами внутреннюю, сокрытую от посто-
	«Вот я и еща более прежнего говорю, что
музыка будущего это не Вагнер, & Дарго-
мыжекий и Мусоргский», — писал восемь-
десят лет назад В, Стасов. Мы вспомнили эти
слова неутомимого поборника русского му-
зыкального реализма, когда смотрели и слу-
шали фильм о Мусоргском, только что по-
явившийся на экранах московеких киноте-
атрв *. Да, конечно, Мусоргский, так же
как его великие учители Глинка и Дарго-
мыжекий, как его великие соратники Боро-
дин и Римский-Корсаков, как начинатель
«Могучей кучки» Милий Балакирев, был
действительным создателем «музыки буду-
щего», законодателем новой музыкальной
эстетики, Он выступил от лица великого
русского народа и на языке национальной
русской музыки возвестил миру правду
жизни. И то, что советское киноискусство
возродило на экране живой образ гениаль-
ного русского художника, составляет собы-
тио для нашего искусства, и событие важ-
«ное... р

Думается, что наша критика может ра-
зойтись только в деталях оценки этого
фильма. В целом же ее суждения будут
единодушны — это бесспорная и крупная
творческая победа советской кинематогра-
фии. Это превосходный музыкальный фильм,
в котором музыка, пвет и свет, живое зву-
чашее слово. художественное оформление,
актерекая игра, литерзтурно-драматургиче-
ская работа сценаристов составляют нера-
сторжимое хуложественное целое.

Фильм «Мусоргский» ни в коем случае
не является экранизированным жизнеопи-
сапием. великого русского композитора. Та-
кой задачи авторы сценария и постановщик
фильма Григорий Рошаль, повидимому, пе-
ред собой и не ставили. Ни дететва Модеста
Мусоргского, ни конца его жизни в Фильме
‚ кет, Оя заканчивается триумфом «Бориса
	Новый пветной КД TT arena.
Сценарий А. Абрамовой и Г, Рошаля. Поста-
новкаА Г, Рошаля. Операторы М. Магил и
Л Сонольсний. Художники Н. Суворов и
А. Бенслер. Музыкальная редакция и музыка
к фильму Д. Кабалевского. Производство
оргена Ленина кинобтудии «Ленфильм»
		ДВИЖНИКов» В ЖИВОПИСИ. Вбе эти качества
полностью донесены до нас Н. Черкасовым.
И знаменитое стасовское «громоглаене», о
котором и сейчас © любовью вспоминают
наши музыкальные старейшины, знавнгие
Стасова лично, и его богатырская фигура
русского витязя, и его речь, согретая пы-
лающим сердцем великого патриота, знаме-
носца русского народного искусства, — все
это мы находим в исполнении Н. Черкасова,
сумевшего и внешне так передать облик
Стасова, что он кажетея словно сошелдитим
е картины Репина. Также удачны Балакирев
в исполнении В. Балашова и Даргомыжекий
в исполнении Ф. Никитина.

Гораздо меньше удались. образы Бородина
(10. Леонидов) и Римского- Корсакова А. По-
пов). Будем более точны — Римекий-Корса-
ков совсем не удался артисту А. Попову. Он
сух и оформален. как департаментский
чиновник, а aTO совсем несправедливо по
отношению к великому мастеру, являвшему-
ея душеприказчиком и Бородина и самого
Мусоргского. Будем считать, что Бородин и
Римский-Корсаков в фильме «Мусоргский»
являются эекизными заявками на будущие
фильмы «Бородин» и «Римский-Корсаков»...

Мы ке станем здесь вдаваться в подроб-
ную оценку прекрасной работы операторов
М. Магила и ДЛ. Сокольского и художников
Н. Суворова и А. Векслер. Одно верно —
работа эта ве только. хороша, но во многих
отношениях замечательна.

Что касается музыкальной редакции
фильма, то она выполнена Д. Кабалевеким
поистине безупречно и с великолепным по-
ниманием художественной природы музыки
Мусоргского,

В фильме «Мусоргский» есть много не
только интересного, но и в выешей степени
поучительного для нашей молодежи, Оп про-
буждает чуветво гордости за великого на-
ционального композитора, он учит молодых
художников делу самоотверженного служе-
ния родному народу так, как служил ему
	Мусоргский,
, . В. ГОРОДИНСКИЙ.
$54444-45960500$052900052222052^2305555549444
		  декабря 1950 г.. 3 стр.
				ТЯ к.

сумой, поводырь’ елепца, с детским любо-   етерство, что Мусоргекого сравнивали с ве-