ственные интернаты, не представляли себе,
как много здесь могут и обязаны сделать
ROJIXOSHBIC KOMCOMONBIDI.
	Невнимательно относятся к интернатам и
в Министерстве просвещения Казахекой
ССР. Начальник управления школ мини-
стерства тов. Вечкутов разработал простран-
Hoe «Положение об общественных интерна-
тах». Оно предусматривает заключение до-
говоров’ между родителями и районо. Де-
скать, одна сторона обязана обеспечить
школьника питанием, а другая — правиль-
но воспитывать (!). «Положение» вовсе
не упоминает о роли колхозов в этом. деле.
Министерство не помогает им создавать но-
вые интернаты.

Как-то в ночь под воскресенье на малень-
кой станции Ак-Куль Карагандинской же-
лезной дороги мы повстречали шумную ва-
тагу учеников. Ребята пришли из поселка
Алексеевки. Они учатся там в средней шко-
ле и раз в неделю отправляются домой за
продуктами: до ближнего разъезда —10ез-
дом, дальше -—— пешком. Оказывается, кол-
хоз снял в поселке большую комнату, где
дети живут от нонедельника до субботы.

Формально интерната в Алексеевке нет,
родители никаких договоров со Сталинским
районо не заключали. Но фактически здесь
самой жизнью рожден. интернат. Он ждет
воспитателей, педагогов.

Доверие родителей к интернату, его авто-
ритет у колхозников зависят и от качества
воспитания. Чтобы быстрее создавать но-
вые интернаты, надо непрестанно улучшать
существующие. Изучать и обобщать луч-
ший опыт воспитателей интернатов дол-
жен республиканский  научно-иеследова-
	тельскии институт школ. Но инетитут
оторван от сельских школ и плохо справ-
ляется со своей задачей.

По настойчивой рекомендации инетитута
в интернатах республики весной нынешне-
го года введены самоотчеты воспитанников.
Детей обязали еженедельно «подводить ито-
ги», критиковать свои недостатки, перечис-
лять благородные поступки, оценивать по-
мощь воспитателя (1!) ит. д.
	Директор Кустанайского областного ин-
ститута усовершенствования учителей тов.
Гриненко сообщил в Алма-Ату, что «прове-
рено состояние ‹амоотчетов ‘учащихся —
воспитанников интернатов... назначен для
самоотчетов четвертый день недели... во
всех группах провелены беседы о значении
самоотчетов». «Основные .вопросы,— пишет
далее тов. Гриненко.— охватываемые вос-
питанниками при самоотчетах:: а) по каким
предметам епрошен и как ответил; 6) какие
выполнял письменные работы и как были
оценены; в) как вел себя на уроках, вне
школы, в интернате, получил ли замечания
ИТ. Д.».

Как же редко заглядывают в интернаты
работники Министерства просвещения и
комсомольские активисты, если там беспре-
пятственно насажлаются такие бюрократи-
ческие формы воспитания ребят!

Крайне мало в интернатах девушек-каза-
шек. Так. в единственном во всем Сары-Суй-
	‘ском районе интернате нет ни одной девочки.
	Нет там и женщин-воспитательнии. Неуди-
вительно, что из года в год ереди выпуек-
ников школы всего две-три девушки, а в ми-
нувшем учебном году ‘была лишь одна. В
этом повинны органы народного образова-
ния. Но и комсомольские организации не-
сут ответственность за учебу девушек-каза-
шек.

Комсомольские организации Казахстана
	могли бы многое елелать для строительствз
	и оборудования общественных интернатов,
улучшения воспитательной работы в них.
Для этого нужны инициатива, настойчи-
вость, любовь к делу. Но в ЦК ЛАСМ Казах-
стана 0б интернатах вспоминают редко,

Д. НОВОПЛЯНСКИИ.

гов (Наш корр.).
Казахская ССР.
	Сын чабана восемнадцатилетний Салан
Мысыкпаев получил в этом году аттестат
зрелости.

— Интернату спасибо! — взволнованно
поблагодарил юноша.

Его отец и мать кочуют с колхозными
отарами далеко за рекой Чу, в пустыне Бет-
Пак-Дала. От родной артели имени Калини-
на до ближайшей средней школы — 750 ки-
лометров.

Сапан пришел в Сары-Суйский школь-
ный интернат мальчиком, учеником шесто-
го класса. Здесь, рядом со школой, жила
детвора из дальних колхозов. Ее кормили,
одевали’ обували за ечет государства. Ин-
	  тернат заменил ученикам ‚родную семью.
	Бместе с Мысыкпаевым десятый класс
окончили еще пятнадцать воспитанников
интерната. Теперь сюда пришли новички, в
	их числе и брат Сапана — пятиклаееник
	Сагадильда. Интернат и ему поможет окон-
чить школу, получить среднее образование.
	Но не всем так повезло. Переход к, обяза-
тельному семилетнему обучению вызвал
	новый приток школьников, и Сары-Суйский
интернат Джамбулекой области не смот
принять большинство желающих. К началу
учебного года на шестнадцать освободив-
шихся мест было’ почти полтораета канди-
датов. Не легче попасть в интернаты Алма-
Аты. Директоров двух городских школ, при
которых есть интернаты, в августе и сен-
тябре осаждали сотни родителей из дальних
селений. Они тщетно просили принять де-
тей. На каждое место было восемь-десять
кандидатов. Такая же картина в других го-
		Комсомольцы Казахстана мало заботятся
о сельских школьниках
	WHCBRMA
В РЕДАКЦИЮ
	Правильно ли поступил
директор школы?
	Нам стало известно, что в Куликовской
средней школе не ладится пионерская рабо-
та: сборы скучные, проводятся редко, ребя-
та в кружках не занимаются, пионерской
комнаты нет.“ Старшая  пионервожатая
С. Старцева в школе работает совсем недав-
Но, многого не знает. В помощь ей мы
вомандировали завехующую отделом пионе-
ров райкома комсомола тов. Сергееву.

Валя Сергеева приехала в школу в тот
день, когда педагогический совет должен
был обсуждать вопросы успеваемости уча-
щихся.

Это было очень кстати. Тов. Сергеева ре-
шила присутствовать на этом заседании.
Она сказала о своем желании директору
школы тов. Устеру, но тот, к ее удивлению,
ответил:

— Присутетвовать вам Ha заседании
педсовета не разрешаю.

Сергеева попыталась убедить директора
В том, что ей важно узнать, что скажут о
дисциплине и успеваемости ребят учителя,
что она, представитель райкома, приехала
помочь старшей пионервожатой... Но тов,
Устер был неумолим.

— Вам интересно и важно, & мы в вас
не нуждаемся, — ответил он Сергеевой.

Мы считаем, что райком комсомола дол-
жен работать в тесной дружбе со школой.
Неужели тов. Устер придерживается дру-
	гого мнения?’
Б. УМНИКОВ,
секретарь Широко-Буеракского
райкома ВЛКСМ.
	Саратовская область.
	НАШИ ЧИТАТЕЛИ
аа Вы ра зи
РАССКАЗЫВАЮТ
	Прошлое и настоящее
`нашего хутора
	До Беликой Октябрьской социалисти-
ческой революции землей вокруг наше-
го хутора Большого владел помещик
Себряков, Крестьяне жили в нищете.
Редкий имел лошадь или корову. Почти
все жнтели были неграмотными,

Неузнаваемо изменилась жизнь хуто-
ра при советской власти. Из года в гол
растут урожаи, увеличивается обще-
ственное хозяйство, создаются новые от-
расли сельскохозяйственного производ-
ства. В Большом появились новые до-
бротные дома, общественно-хозяйствен-
ные постройки, клуб, библиотека, книж-
ный и другие магазины. В средней школе
учится более 500 ребят.

В сельском клубе три раза в неделю
демонстрируются кинофильмы. Komco-
мольцы на клубной сцене ставят пьесы
А. Островского, А. Чехова, А. Корней-
чука, К. Симонова.

Много наших земляков в последние
годы получили высшее образование.
Врачи Николай Инченко и Анна’ Ново-
сельцева, инженеры Виталий Дворянов
и Василий Денисов, агрономы Иван Сер-
геев и Александра Березина, учителя Ан-
на Быкадорова и Татьяна Дородникова,
генерал-майор Корней Григорьевич Реб-
риков — все они уроженцы хутора.

И. НОВОСЕЛЬЦЕВ,
секретарь комсомольской организации
колхоза «Страна Советов».

Хутор Большой

Сталинградской области.
	Библиотскарь аула
	Большим уважением в ауле Инжи-
Чишхо пользуется заведующая сельской
библиотекой Елена Борисенко. Она про-
водит среди колхозников беседы на раз-
личные агротехнические темы, устраива-
ет читательские конференции. Колхозни-
ки и интеллигенция села обсудили роман
С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звез-
ды» и роман В. Ажаева «Далеко от
Москвы».

До глубокой ночи светятся окна биб-
лиотеки. Сюда непрерывно приходят по-
	сетители.

Н. КАРДАНОВ.
Аул Инжи-Чишхо .
	Ставропольского ‘края.
	Смелые люди
	Первоклассник Дьяковской’ средней
школы Володя Осачев шел в школу че-
рез ‘реку Еруслан. Вдруг лед провалил-
ся, и школьник скрылся под водой. По-
том он вынырнул и стал барахтаться в
воле. Но намокшая олежла камнем тя-
нула на дно мальчика.

Это заметили комсомольцы — села
Дьяковки Дуся Харланова и Валентин
Кочетов, Они, пренебрегая опасностью,
бросились в обжигающую холодом воду.
С берега было вилно, как утопающий,
обессилев, скользнул на дно. В этот миг

его схватили крепкие руки комсомольца
} Валентина Кочетова и вынесли на берег.
	Ф. ЛИТВИНОВ.
Саратовская область.
	„для сёл нашего района

Комсомольцы нашего педагогического
училища часто выступают с докладами в
селах района; В селе Кураново Куйбы-
шевского района секретарь комитета ком-
сомола сделал доклад «Успехи социали-
стического сельского хозяйства после
войны». Затем комсомольцы педучилища
дали концерт, посвященный борьбе за
мир. В селе Щербеть они выступили с до-
кладом о международном положении.
Учащиеся техникума готовят ‘для сел рай-
она физкультурный вечер. В‘ программе
вечера: художественная гимнастика, акро-
батика, бокс. `Перел спортивным высту-
плением будет прочитан доклад о зна-
чении спорта и моральном облике совет-
ского споргсмена.

В. НАУМОВ, С. ФЕДОРОВ,
учащиеся Куйбышевского педагогиче-
ского училища имени Н. К, Крупской.
	Татарская автономная республика.
	Последние годы показывают, что мастер-
ство советских шахматистов растет и со-
вершенствуется. Особенно наглядно пока-
зал это 1950 год. Резко сократился разрыв
в силах межлу гроссмейстерами и маете-
рами.

В пяти полуфинальных турнирах, кото-
рые состоялись в сентябре, мастера доби-
лись отличных результатов, опередив та-
ких опытных гроссмейстеров, как Левен-
фиш, Рагозин, Лилиенталь.

Группа гроссмейстеров, участвовавших в
финале, была «ослаблена» и тем, что в
турнире не играли Ботвинник, Бронштейя
и Котов. 0б этом с сожалением говорили и
участники и зрители. Бесспорно, участие
в соревновании этих виднейших шахмати-
стов значительно обострило бы борьбу и
подняло бы значение закончившегося чем-
пионата..

Итак. в финале участвовало пять гросс-
ueficrepos:  Болеславекий,  Бондаревекий,
Верее, Смыелов и Флор. Многие предпола-
гали, что борьба за первое место разгорит-
ся в основном между Смысловым, Вересом
и Болеславским. Однако мастера блестящей
игрой опровергли вее расчеты любителей
прогнозов. Правда, чемпионом СССР стал
Верес, но добился он этого е громадным
трудом и только в последнем туре.

Борьба в ХУШ чемпионате была волпу-
ющей и острой, как никогда раньше. На-
пряженное положение сохранялось до. само-
го последнего момента турнира. Ветречи
носили упорный характер. Поэтому хочет-
ся напомнить все перипетии соревнований.

Турнир начался Ффеноменальным стартом
Аронина. После семи туров он набрал
6 очков. Смыелов к Этому времени имел
	4%, а Керес всего лишь 32 очка. Ho}
	в следующем туре Аронин потерпел пора-
жение от Липницкого, а в девятом — от
Смыслова. Теперь впереди Смыелов. Затем
в пяти турах Аронин пНабрал только одни
очко. Проиграл важную партию Болеслав-
скому и Смыслов. В борьбу за первое ‘ме-
сто включился, наконец, и Болеславекий.
В лидирующую группу вошли также Лип-
ницкий, Толуш, Керее и Геллер.
Начинается Финиш, до конца турнира
остается пять туров. Керес, одержавший
победу над Болеславским и Флором, выры-
вается вперед. Вновь усиливает натиск
Аронин. Попрежнему © большим подъемом
играют Липницкий и Толуш. Но здесь не-
	В московском парке. культуры и отдыха имени Дзержинского открылась лыжная
база для взрослых и детей. В этом сезоне в парке будут проведены массовые
спортивные соревнования, сдача норм на значки ГТО и БГТО. На снимке: юные
спортсмены 186-й мужской средней школы Коминтерновского района столицы
Володя ЗАВЯЛКИН (слева) и Аркадий СВИДЛЕРСКИЙ.
	Фоло М. СМИРНОВА.
	Б республике сейчас более четырехеот ип-
тернатов. В них содержитея за счет госу-
дарства двадцать четыре тысячи детей. Кро-
ме того, около четырех тысяч школьников
живет в так называемых общественных ин-
тернатах, созданных на средства колхозов.

Несколько лет назад таким количеством
интернатов можно было обойтись. Но народ-
ное образование не стоит на месте. Вось-
мые-десятые классы казахских школ только
	в прошлом году выросли на двадцать про-
центов. Нынешней осенью открыты сотни
новых пятых классов, много шестых и седь-
мых. Тула приходят все новые тысячи детей
Из самых далеких сел и аулов. А число ин-
тернатов и количество мест в них остается
	HOYUTH неизменным.
	_ Взыскания
вместо помощи
	На отчетно-выборном собрании комсомоль-
цы нашего комбината избрали нозый состав
комитета ВЛЕСМ. Восемь человек из одинна-
дцати избранных, в Том числе и я, на руко-
водяшей комсомольской Габоте оказались
впервые.

Мы ждали, что ии горкома помо-
гут вновь избранному комитету, расскажут,
с чего начать, как создать актив. Но в го-
родском комитете думали, видимо, иначе.
Они и не собирались нам помогать. Зато
недавно на комбинат нагрянула комиссия из
четырех членов бюро для проверки работы
нашей организации. За последние два года
на комбинате не было никого из горкома, и
мы предполагали, что приход таких редких
гостей принесет комсомольской организации
большую пользу. А работники торкома по-
были’ на комбинате час, вобрали цифры и
уехали.

На другой день все мы были вызваны на
заседание бюро горкома.

— Здесь, наверно, — рассуждали члены
комитета, — и сделают нам необходимые за-
мечания, научат, как лучше работать.

Но вызвали нас совсем‘ не за этим. Мы
выслушали от секретаря горкома тов. Гай-
воронского несколько упреков, а потом сек-
ретарю комитета комсомола комбината тов.
	Шевлякову объявили вытовор и на чле-.
	HUB комитета горком также наложил взыс-
кания.

Бюро поручило тт. Гайворонскому и Ры-
бинцеву оказать комитету комсомола комби-
ната практическую помощь в исправлении
недостатков. В постановлении было указано,
когда члены бюро должны были притти на
комбинат, установлен срок проведения ком-
сомольского собрания по обсуждению реше-
ния бюро.

Сроки эти давно истекли, а члены бюро
на комбинате и не показывались.

Разве так горком комсомола должен ру-
ководить первичными организациями?
	В. ВИПТЕР,
член комитета комсомола содового
комбината.

Славянск
Сталинской области.

эАБОТГЛИВО

РАСТИТЬ

за последние годы в художественную со-
ветскую литературу влились свежие силы,
выдвинулись молодые таланты в областях,
краях и республиках.

Свой вклад в советскую литературу внес-
ло и Молотовское отделение Союза советеких
писателей, самое молодое на Урале. Но его
деятельность в последние годы страдала
крупными’ недостатками. Бюро’ отделения
ССП в своей работе опиралось только на
членов и кандидатов Союза: Литературный
актив был малочисленным, состав его не по-
полнялея годами. Все это. тормозило даль-
нейший рост областной литературы.

В начале этого гола отделение организа-
ционно укрепилось. Избрано новое бюро.
Литературный альманах «Прикамье» стал
’ органом областного отлеления ССП. Утверж-
ден был новый состав редколлегии. Но глав-
ное оставалось впереди. Обком ВЁП(б) реко-
мендовал отлелению ССП привлечь молодые
творческие кадры в литературу, заботливо
их воспитывать.

Начали мы с создания крепкого ядра
прозаиков. Решающую роль сыграл здесь
альманах «Прикамье». В течение года надо
было подготовить три номера альманаха. Но
вак их подготовить, когда в области было
всего два профеесионала-прозаика и два че-
ловека числилось в литературном активе!
На готовые рукописи, таким образом, не
приходилось рассчитывать: Узкая задача
составаения очередного номера альманаха
переросла в проблему подготовки писатель-
ских кадров. .

Зачастую первая вещь начинающего ав-
тора бывает художественно. несовершенна, .
хотя, быть может, интересна и значительна
По теме, по материалу. Рецензия, как бы
	обстоятельна она ни была, дает автору лишь
главный ориентир для дальнейшей работы
над текстом, но не указывает конкретно,
как нужно доработать его. И если более
опытный товарищ покажет молодому авто-
ру, как надо работать над текстом, литера-
турное развитие молодого автора пойдет во
много раз быстрее.

Вот характерный пример. Молодой инже-
нер А. Шабрин принес в редакцию повесть.
Ее в основном одобрили. Но никто. не. помог
доработать ее. Ни рецензент, ни редактор не
заинтересовались дальнейшей судьбой по-
вести, хотя по теме она была значительной
и показывала, что литературные способно-
сти у автора есть. Усомнившись в-своих си-
лах, автор отложил рукопись на долгое вре-
мя. Много раз он хотел взяться за нее, но
тут же останавливал себя: «Все равно’ ни-
чего у меня не выйдет. Вот если бы мне
помогли...». С этим предложением он и при-
шел. в редакцию альманаха. На этот раз кв
нему отнеслись по-другому ‘и помогли дора-
ботать повесть.
	Молодой инженер №. Злотников написал
роман из жизни работников‘ железнодорож-
ного транепорта. У него был трудовой опыт,
знание жизни и людей производства. Взяв-
шись за перо, он паивно` полагал: все, что
он видел и пережил, будет интересно сам
по себе. 0 технике литературного мастер-
ства автор, как и многие начинающие, имел
смутное представление. Важное и характер-
ное в его романе перемежалось с житейской
случайностью.
	В. Злотников был немало удивлен, когла
в редакции альманаха ему сказали, что из
его огромного романа едва выкроится рас-
CKa3, да и над ним надо еще поработать.
Презложили помощь. Автор сразу почув-
ствовал несовершенство своего первого про-
изведения, как только начал под руковод-
ством редактора готовить его к печати.
	Весной этого года вышел новый номер
альманаха «Прикамье». Он почти целиком
состоит из произведений молодых, впервые
печатающихся прозаиков. Областная и цен-
тральная печать положительно оценила про-
изведения писательской молодежи. Сейчас в
печать сданы. следующие два номера альма-
наха, в которых впервые публикуют свой
вещи свыше десяти молодых прозаиков и
поэтов.

Могут спросить: как случилось, что вдруг
разом; только за год появились один за дру-
гим писатели, как грибы поеле теплого дож-
дя? Здесь нет ничего удивительного. Запад-
ный Урал, как и любой уголок нашей стра-
ны, богат талантами. Как только с молоды-
ми авторами начали работать, они выяви-
ЛИСЬ,
	Перемены, происшедшие в жизни писа-
тельского коллектива, нашли отражение в
плане Молотовекого издательства на 1951
год. Молотовгиз, вынужденный в прежние
годы перепечатывать центральные издания,
запланировал свыше десятка первых книг
молодых местных писателей.

В сентябре этого года при отделении ССП
начали регулярно работать секции прозы и
поэзии, секция начинающих авторов. Не
сразу наладились эти занятия. На первых
порах давали себя чувствовать кастовость и
замкнутость.

По уставу ССП руководителями творче-
ских секций должны быть опытные писа-
тели. Но молотовекая организация малочис-
ленна, и этого нельзя было еделать. Руко-
водителями секций стали молодые писатели,
еше не оформленные в ССП. Секнию прозы
ведет инженер И. Андриевекий, только что
сдавший в печать роман «Инетитут». Сек-
цией начинающих авторов руководит 0. Се-
‘лянкин,. Участник Отечественной войны,
выне преподаватель речного училища. Он
тотовит книгу рассказов о камеких речни-
ках и боевых делах советских моряков в дни
войны.

Большую помощь в воспитании молодых
писателей и поэтов оказывают нам. читате-
ли. С суровой прямотой указывают они
недостатки, дают ценные советы на чита-
тельеких ‘конференциях.

В свою очередь наша. писательская моло-
дежь помогает выявлять новых авторов на
заводах, в учрежлениях, вузах. Тем самым
ускоряется процесс’ ‘собирания литератур-
ных сил. Писательская организация стре-
митея создать в каждом районном центре ли-
тературные кружки.

Не менее важной задачей является повее-
дневное воспитание молодого пополнения,
влившегося в литературу. Большинство на-
‚шей писательской молодежи не имеет спе-
_циального литературного образования. Учи-
тывая это, бюро отделения ССП наметило
систематический курс лекций по. теории ли-
тературы.

Молотовское отделение Союза советских
писателей работает при непрестанном вни-
мании со стороны обкома партии, при под-
держке советской общественности.

Хочется высказать упрек обкому и гор-
кому комсомола, которые не принимают еще
участия в нашей работе. А кому, как не ком-
сомольской организации, следует помогать
нам выявлять и воспитывать молодых писа-
телей. Особенно большую помощь могут ока-
зать нам комсомольские организации городов
И районов в создании литературных круж-
вов на местах.

. Правление Союза советских писателей
СССР не руководило Молотовским отлеле-
нием. Вообще оно мало думает о работе об-
ластных писательских организаций. Облает-
ные отделения ССП живут изолированно
друг от друга. Практика Вогиза, распростра-
няющего местные издания только в пределах
своей области, усиливает разобщенноеть.

Вредхную для литературного движения
замкнутость областных организаций могла
бы рассеять «Литературная газета». Но ред-
КО на ее страницах можно увидеть статьи,
освещающие жизнь областных писательских
организаций.

Недостаточно внимательна к областям и
комиссия при Союзе советских писателей,
призванная работать с областными органи-
зациями. Она посылает своих представите-
лей лишь тогда, когда происходит что-ни-
будь из ряда вон выходящее.

Литературное движение в областях в каж-
дым годом крепнет и ширится. Усложняется
работа и повышается. ответственность 06-
ластных писательских организаций. Изме-
нившиеся условия требуют уже сейчас
иных, более действенных, форм руковод-
ства с0 стороны правления ССП и его комис-
сии. На предстоящем всесоюзном совещаний
молодых писателей вопрос этот должен быть
поставлен со веей остротой.

К. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ,
ответственный секретарь Молотовского
областного отделения Союза советских
писателей. ‘

CRUMGOMGABGKAR fPABSLA»
	14 декабря 1950 г. 3 стр.
	В минувшем году в Казахстане не были
охвачены обучением тысячи детей. Среди
различных причин на первом месте все та
Же: мало интернатов. Многие колхозы тпы-
таются найти выход — ежедневно подвозят
свою детвору к отдаленным школам. Но
приезжающие, как правило, учатея хуже
своих сверстников: переезды утомляют. де-
тей, мешают им готовить домашние затания.
	В прошлые годы на участках отгонного
вивотноволетва появлялись карликовые клас-

сы. кочующие школы. В таких школах дети
не получали глубоких и прочных знаний.
	Жизнь, практика убеждают: школьники
	пе должны кочевать вместе с родителями.
Большие пространства“Казахетана, особенно-
CTH труда животноводов-—вее это настоя-
тельно требует расширения сети интернатов,
и прежже всего общественных. Сейчас их
непростительно мало.
	Несомненно, колхозы Казахстана, а их
доходы все чаще исчисляются миллиона-
ми, могут создать образповые интернаты
при всех семилетних и средних школах. 0ео-
бенпо велики возможности в укрупненных
артелях. Там легче найти или построить по-
мещение, приобрести мебель. учебные п0со-
бия, организовать питание детей. Для уст-
ройства интерната необходимо объединить
усилия нескольких колхозов, и позаботить-
ся 0б этом призваны сельские комсомольцы.
Хороший школьный интернат должен стать
гордостью колхозных аулов, их комеомоль-
ских организаций. Но комитеты ЛЕСМЕ ма-
ло 0б этом заботятся. В`Алма-Атинеком об-
коме даже не знали, что сушествуют обще-
	№3333

партии у Геллера и Петросяна, в бурной
схватке победил Смыслова.

Константинопольский, этот’ шахматный
методист, играет очень сильно и аккуратно.

Разочаровал своих многочисленных пок-
лонников Василий Смыслов. 0 его таланте
говорить не приходится. К сожалению, Смы-
слов никак не может избавиться от старого
недостатка — неустойчивости после порз-
жения. Стоило ему проиграть в 11-м туре
Болеславскому, как он растерялся. После
Этого поражения Смыслов играл слабо и на
финише не приложил всех усилий, чтобы
догнать лидеров. Четыре ничьих в послед-
них турах — более чем скромный резуль-
тат для Смыслова.

Самая большая неожиданность — резуль-
тат Болеславского. В чем дело? Мне кажет-
ся, что у Болеславского тот же недостаток,
что. и у Смыслова. Этого за Болеславеким
раньше не наблюдалось. Не наблюдалось
потому, что Болеславский за последние го-
ды очень редко проигрывает. В будапешт-
ском турнире он, например, не потерпел ни
одного. поражения. В-ХУШ чемпионате. СССР
Болеславский проиграл четыре партии, при-
чем три из них на финише! Результат Бо-
леславского во многом напоминает резуль-
тат Кереса в тренировочном турнире в Мо-
скве и Ленинграде. в 1939 г. Тогда Керее—
победитель турнира гроссмейстеров в Гол-
ландии — занял 13-е место. Это еще раз
говорит о том, что никакой международ-
ный турнир по силе участников не может
сравниться с советскими турнирами. Луч-
шее мерило для определения класса шахма-
THCTa — это чемпионат СССР,

Геллеру не удалось повторить прошлогод-
ний результат, Но’ Геллер все же показал
себя первоклассным шахматистом. Отрадно
отметить, что несколько неудач, которые
не позволили ему занять более высокое ме-
сто, не сломили его боевого духа. Геллер
упорно продолжал борьбу.

‘орошо ‘сыграл Алаторцев, почти выле-
чившийся от етарой: болезни — попадать в
каждой партии в. жестокий цейтнот,

ХУШ чемпионат был посвящен 100-ле-
THIO CO дня рождения великого русского
шахматиста М. И. Чигорина. Все участники
старались играть смело, красиво, предпри-
имчиво, чтобы достойно отметить знамена-
тельную дату. Они вложили в партии все
	свое уменье, мастерство.
Гроссмейстер С. ФЛОР.
	Заметки о ХУШ шахматном чемпионате СССР
ФФ
		техники. Получив преимущество двух ©ло-
нов, он выигрывает у Борисенко: он
добивается победы, изолировав пешку у
Авербаха. Верес записывает очко в -тур-
нирную таблицу и выйграв пешку в партия
‹ Болеславским. Громадный опыт и высокая
техника — вот что обеспечило успех Кересу
в этих партиях. Яено, чтобы использовать
минимальные преимущества. требуется
большой талант. Победа Repeca — заслужен-
ная победа,

Блестящего результата добились мастера
Аронин, Толуш, кандидат в мастера Лил-
ницкий. Аронин играл в стремительном
стиле. Он дал несколько превосходных пар-
тий, как, например, с Болеславским, Фло-
ром, Толушем, Микенасом.

Толуш — блестящий тактик и мастер
атаки. Он опасен любому поотивнику и до-
статочно явно доказал это на практике.

Липницкий впервые участвовал в чем-
пионате. Липницкий прекрасно понимает
игру, обладает большим чувством опасности
и умеет немедленно ликвидировать ее; В
прекрасном позиционном стиле он выиграл
	ожиданно для всех Петросян останавливает
победный финиш Кереса.

Перед последним туром создается весьма
пикантное положение; кто же станет чем-
пионом? Аронин. Керес, Толуш или, в слу-
чае неудачи этих троих, Липницкий?

События последнего тура известны лю-
бителям шахмат,

У Толуша раньше всех намечалась верная
победа в партии © Болеславским. Однако,
начисто переиграв. гроссмейстера, Толуш дс-
пустил ошибку и потерял пол-очка. что и
лишило его возможности занять первое ме-
сто. Не смог добиться победы в партии ес
Борисенко и Аронин. В это время Керегу
Удалось, использовав минимальное преиму-
MecTRO в отложенной позиции, принудить
Авербаха сложить оружие.

Керес вторично завоевал почетное звание
чемпиона СССР. У него много поклонников,
и они привыкли видеть Кереса играющим
емело, в остро атакующем стиле. Но такие
атаки гроссмейстера стали за последнее вре-
мя более релки. Керес старается теперь ре-
шить проблему многих позиций с помощью