Густива ФУЧИКОВА

Ё— =

Е

$ = @ emt

в фк вым рн ра

rem

wr

Все прогрессивное человечество свято
чтит память мужественного борца за мир
Юлиуса Фучика, казненного фашистски-
ми оккупантами. Недавно, в дни, когда
проходил Второй Всемирный конгресс
сторонников мира, чехословацкому писа-
телю-мученику в порядке исключения
была посмертно присуждена Почетная
премия мира за книгу, написанную им пе-
ред казнью, «Репортаж с петлей на Шее»,

Сегодня мы печатаем очерк жены пи-
сателя Густины Фучиковой, в котором она
рисует моральный облик бесстрашного
коммуниста, ‘национального героя Чехо-
словакии, показывает становление его
характера.
	Напротив дома моего товарища живет
рабочий — социал-демократ. Я бужу ето.
Он быстро одевается. Хочет знать что-ни-
будь более точное и настаивает: Свобода,
да? Самостоятельность, да? Но кто объявил
се? Кто во главе? Я считаю это неважным.
Меня оскорбляет недоверие к тем, кто 60-
вершил это дело. Рабочий объясняет мне го-
рячо, волнуясь: в зависимости от того, кто
стоит во главе власти, будет видно, для Ео-
го пришла свобода. Не понимаю! Смешно!
Само собой, для всех нае, для кого же дру-
гого? Рабочий странно смотрит на меня и
пожимает плечами. И разве я могу забыть
0 том первом, кто поедвидел будущее тог-
да, в эту полночь, 28 октября 1918 года?»

Юлиус Фучик рос духовно. Уже в 19 лет
он писал теоретические критические статьи
в коммунистическом ожедневнике, выходив-
шем в Пльзене.

В 1921 году, восемнадцатилетним юно-
шей, от приезжает учиться в Прагу. У не-
то было тогда в кармане 2 кроны 40 гел-
repos.

Чтобы иметь возможность учиться в Пра-
ге. Фучик поступил на службу в статисти-
	ческое бюро канцелярским ‘работником и
	записался на философский факультет. On
слушал лекции проф. Неедлы, который уже
тогда имел исключительное влияние на

Юлиус ФУЧИК.
		ему: «Благодарю, господин комиссар, я каь
раз только что закончил свой доклад о Co-
ветском Corse». 7
Глубокой вехой в жизни Фучика стало
покушение гитлеровской Германии на са-
мостоятельноеть Чехословакии и рост фа-
шизма. Тогда вполне ясно вырисовывается
лицо  Фучика-коммуниета, бесстрашного
борца против фашизма, его в подлинном
смыеле слова патриотизм, любовь в народу.

Так проходит прямая линия жизни Фу-
цика, без колебаний, без надломов. Я вижу
его перед собой через `несколько` часов пос-
ле его ареста, о котором я ничего не знала.
Тогда’ ночью меня привели в «чегьырехеот-
ку», во дворец Нетчека. Я сидела в. первом
ряду, на лавке со сложенными на коленях
руками. Комната была полна народа, нам
запретили разговаривать и оглядываться,
Осторожно озираясь, я увидела Елинкову,
но мы дали друг другу знак, что мы с ней
незнакомы. Вдруг открылись двери“ И <по-
явился. Юлиус. Фучик, 6060й; по его ногам.
ий изо рта текла кровь, лицо было сине-
желтым от побоев, волосы и борода вскло-
кочены. За ним — геетаповец с поднятой
палкой; он гнал Фучика в угол и побоями
принуждал стать лицом к стене. А’ Фучик,
словно не чувствуя ударов, шел медленны-
ми шагами и стал у стены лицом в мам. С
поднятой головой он смотрел на нас, и
невольно: наши головы поднимались все вы-
ше и выше. Юлиус Фучик стоял, окружен-
ный вооруженными гестаповцами, HO Kak
пораженный, беспомощный, _ бессильный
узник, а как победитель перед побежден-
ными. Как победитель, который знает, что
его могут уничтожить физически, HO не
смогут уничтожить. идею, ставшую. дей-
ствительностью на одной шестой части ми-
‘ра, веру в то, что победа принадлежит Со-
ветскому Союзу и нам, борющимея зат с9-
циализм. . НЯ

Вее черты характера писателя отрази-
лись в его творчеетве. В его. статьях MH
чувствуем радость, здоровье, глубокую
искренность и правдивость, его. литератур-
ные труды никогда не были ремесленными.
Эта внутренняя правдивость в соединении
с марЕсистско-ленинской эрудицией прида-
вала его статьям живость, они никогда не
покроютея пылью прошлого. :

Wanye Фучик — убежденный © nowmary-
нист — всегда шел в бой за правду своей
идеи. Он умел убеждать и других своим эн-
тузиазмом и огнем. т

У Фучика были две большие . страсти: к
путешествию и к книгам, которые он не-
редко покупал на последние деньги. Жниги
заполняли всю нашу квартиру. Эти книги
захватили гестаповцы.

Юлиус очень любил путешествовать, лю-
бил людей; любил красоту жизни, & путе-
шествия удовлетворяли и ту и другую лю-
бовь. Й это были путешествия с несколь-
кими грошами в кармане, прежде всего: по
Чехословакии. Он прошел вдоль и поперек
Чехию и Моравию, Шумаву и Врконоши,
Словакию и Бескиды. Однажды во время
отпуска Фучик отправилея во Францию: и
жил там с рыбаками в Дуарненезе. He cay-
чайно задержался он именно там: бретон-
ские рыбаки веегла были в рядах созна-
	  тельных.. борцов. революции, и именно в
	эти дни там возникла забастовка.
	Но более всего открылся Фучику мир во
время его поездки в Советский Союз. Он по-
бывал в Таджикистане и Киргизии, жил
там в юртах, беседовал с пастухами и
строителями новых каналов, которые преоб-
разовывали и человека и природу. Поэтому
его репортажи из Средней Азии имеют и по-
литическую, захватывающую, убедитель-
ность и поэтическое очарование нового ми-
ра так же, как все, что писал он о Совет-
ском Conse. Любовь Е Советскому Союзу
была путеводной звездой его жизни, кото-
рая не покинула Фучика и в самые тяжкие
часы, как мы знаем из «Репортажа».

Пролетарский интернационализм и 60-
циалистический патриотизм—вот чем. пол=
ны ‘дела его жизни, вот чем близок, его. 0б-
раз миллионам читателей в Советском, Сою-
зе, миллионам прогрессивных людей, во
всем мире. Одним из примеров этого являет-
ся письмо, которое я получила не так, дав-
HO H3 Англии:

«Уважаемый друг!

Я пишу вам как человек, прочитавтий
«Репортаж с петлей на шее». Пишу, чтобы
раесказать о той радости, которую я почув-
ствовала, увидев имя’ Фучика среди пред
ставленных на заседании Комитета в защи-
ту мира на премию. Вы должны знать, что
книгу «Репортазк с петлей на шее», пере-
веденную на английский язык, читают мно-
гие товариши у меня на родине, и она про-
изродит здесь исключительное впечатление.
Меня, например, она так взволповала, что я
удвоила свои усилия в борьбе за мир.’ Это
человечная и правдивая книга. Она еще раз
показала мне, как безжалостны те, кто’. и
сейчас продолжает свою ‘преступную де-_
ятельность, кто казнил вашего мужа. Если
такие люди, как он, так много выетрадали,
тои мы должны принести больштие жертвы
и продолжать дело. которому он посвятил
		 Фучик вырос в близости к руководителям
коммунистической партии, которые и сей-
час ведут вперед нашу народно-демократи-
ческую республику во главе с нашим пре-
зидентом товарищем Готвальдом. т
	Под знаменем коммунизма и Великой
Октябрьской социалистической революции
он боролся. Й потому ‚в. его «Репортаже с
петлей на шее» вы найдете столько близко-
го письмам из тюрем Варла Либкнехта и
Антонио Гоамии и мужественным и
Эрнста Тельмана и Габриэля Пери:
его образе вы найдете и черты героев. oo:
лолой гвардии».

За поющее завтра шел. он в бой! Поэтому
столько радости и улыбки в его лице и. ло-
вах.

Советский Союз — наше грядущее —
всегда’ стоял перед его глазами; любовь. Е
нему связывала Фучика с друзьями Coger-
ского Союза во’ всем мире.

За коммунизм шел он. в. бой, И если мо-
лодость всего мира, подлинная. молодость
нового, вырастающего мира познает в ело-
вах Фучика свои слова, в его надежде. —
свои прекраснейшие надежды, в его уверен=
ности — свою уверенность в победе, ‘то’это
только воплощение замечательной правды:
коммунизм — это: молодость мира.
			CROMCOROIDGKAR ПРАВДА»
	15 декабря 1950 г.
	Я хотела бы показать вам Фучика Ta-
Ким, каким я его лично знала, рассказать
0б отдельных характерных его чертах. Было
бы неправильным, если. бы наша молодежь
представляла себе Фучика каким-то леген-
дарным, абстрактным. Вот что оп сам в
книге «В стране любимой» говорит о ге-
рое и героизме:

«Герой — это человек, который в реши-
тельную минуту приносит все жертвы, что-
бы сделать именно то, что он должен сде-
лать в интересах человеческого общества.
Герой нашей эпохи — пролетариат, он п
только он творит из людей героев. Он тво-
рит их повсюду-—в труде, в моменты ката-
строф, в борьбе, но прежде веего в труде,
там, где труд свободен. Такие герои весьма
просты, их поступки естественны».

Юлиус Фучик любил жизнь во всех ее
проявлениях. Никто из ранее встречавших-
ся в ним людей не видел в нем героя. Он
казался скорее немного фантазером, чело-
веком, который умеет заразить других сво-
им смехом и юмором, постоянно создает все
ногые плайы, поражающие изобретатель-
ностью, в нем видели большого энтузиаета,
искренне любящего свое работу — журна-
дистику.

При этом Юлиус Фучик был Необычайно
простым человеком. Он никогда не пока-
зывал своим друзьям, рабочим, товарищам,
что он превосходит их знаниями, `талан-
	том. Он завоевывал авторитет своим Тру-
	  дом. статьями в газетах, литературной кри-
	THKOH, докладами, товарищеским отноше-
нием к людям. Фучик умел емеятьея — и
как смеяться! — умел шутить, играть. В
воскресные, свободные утра, когда у нас
еще не было радиоприемника, он часто на-
свистывал или пел народные и революци-
онные песни, целые симфонии Бетховена,
произведения Сметаны, Дворжака. Песня не
покинула его (и в тюрьме гестапо. Наоборот.
Однажды, когда я говорила с Фучиком в
тюремной машине, отвозящей нас в тюрьму
Панкрац, он сказал мне, что они с папашей
Пешеком спели в камеро болео 800 песен.
Юлиус Фучик был снисходителен к лю-
дям, умел прощать их маленькие слабости
и ошибки: он понимал, что у всех людей
есть свои недостатки, никогда не предетав-
лял себе жизнь и людей лакированными.
Сели Фучик попадал в рабочую среду, в
среду искренних людей с простой, чистой
речью, он всегда чувствовал себя счастли-
вым и довольным. Но он глубоко ненавидел
все, что уродует жизнь, все, что прини-
жает, расслабляет, душит человека и воег-
да настораживалея, замечая что-то
неискреннее, высокомерное. В такой среде
он плохо чувствовал себя; его приветливое
лицо изменялоеь, серые глаза прищурива-
лись, юмор становилея ядовитой иронией.
Не изменился он и во дворце Петчека, в
«четырехеотке» — этом преддверье пыток.
‚ Я вопоминаю, как сумел Фучик ответить
тестаповцу, когда тот ругал узников там,
в <четырехеотке»: «Вы, бараны, вы, подле-
цы». Й Юлиус громко, на всю комнату
крикнул гестаповцу: «Для вае мы подле-
	  пы, но когда вее этэ кончится, нашими име-
	нами булут называть улицы, & вас. повесят
	  на этих улицах на Ффонарях».
	Еще в годы, когда Юлиус учился в
пльзенском реальном училище, он. стал чи-
	тать наших классиков и тогда уже полю-
бил их. Сохранились его заметки того вре-
	мени. 13 лет он знал «Гирельские элегии»
Гавличка и переписал их в свою тетрадь,
В этй годы он сделал попытку писать и
начал издавать написанный от руки жур-
пал «Веселая мысль». Из дневников видно,
какие писатели наиболее увлекали его. Это
были пзежде всего Ян Неруда. Сватоплук
Чэх, Алоиз Ираеек, Иржи Волькер. В одном
из дневников записано:

«У меня реегда была привычка начинать
год символически. Первая прочитанная в
этом году книга была для меня программой,
симролом. Это означало — снять с полки
любимых чешеких поэтев Неруду, Чеха, Ма-
хора...>

Фучик рос в годы аветро-венгерской мо-
нархии. В Пльзене уже тогда были круп-
нейшие заводы аветро-венгерской монар-
хии — заводы Шкода, где во время первой
мировой войны работало около 45 тысяч ра-
бечих, представляющих собой самый пере-
довой отряд пролетариата. В 1917 г., когда
Юлиусу было 14 лет, проходила колоссаль-
ная стачка на заводе. Произошел страшный
взрыв пороховых складов, где погибло около
четырехеот человек, главным образом жен-
щин, в 1918 году — расстрел голодных де-
тей, которые хотели взять с воинекого гру-
зовика буханку хлеба. Все это произвело
сильнейшее впечатление на Юлиуса. Он
понял, что мир плохо устроен.

Еще мальчиком. Юлиус стал чувствовать
классовые противоречия. ‘Он презирал
пльзенских лицемерных мещан и © огром-
ным интересом всматривался в лица рабо-
чих, которые не стеснялись прямо в глаза
высказать свое мнение. Он чувствовал ин-
стинктом вее здоровое. Поэтому у Фучика
были две большие любви: любовь к чешской
литературе во главе с Нерудой и Боженой
Немцовой, к литературе, воплощавшей пре-
краснейшие мечты человека, и любовь к ра-
бочии,—к тем, кто осуществит эти мечты.

В эти годы Юлиус Фучик не имел еще
марксистского воспитания. Тогда у нас еще
не были широко известны произведения
Ленина. Сталина, & из книг Маркса и
Энгельса был распространен только Ком-
мунистический Манифест. Но сама жизнь
воспитывала Юлиуса Фучика. Уже в 1918
	году он состоит в рабоче-школьном кружке,
участвует в праздновании 1 Мая, Носле op-
танизации коммунистической партии Чехо-
словакии в 1921 году он становится ком-
мунистом. _

В 1918 году, 28 октября, когда была
провозглашена Чехословацкая республика,
Юзлиусу было 15 лет. Он вспоминает позд-
нее 06 этом дне:

«Вечер. Заседание  рабоче-школьного
кружка. В дискуссии о текущем моменте
питируют Коммунистический Манифест
и стихи Виктора Дыка, Сватоплука Чеха.
Все голоса звучат взволнованно. Последние
сообщения из Пльзеня предвещают великие
события. Наша комната, набитая толпой
энтузиастов, вдруг словно увеличивается.
В раскрытые двери открываются дали. Мы
‘оборачиваемся. В дверях стоит пльзенский
адвокат, член национального комитота. Он
не может пробраться к столику и ‘читает в
дверях, прерываемый возгласами восторга,
сообщение об организации самостоятельной
Чехословакии.

Скоро полночь. Я стучусь в окно школь-
ного товарища, там неохотно пробуждают-
ся. Я торопливо рассказываю о новостях.
Но в ломе снова засыпают, едва дослушав
	  меня. Как можно спать в такую минуту?:
	Вчера в Московском городском Доме
	пионеров закрылась «неделя игры и
		игрушки». Па снимке: в выставочном зале детской‘ игрушки.
				ИП 2 С.Б. МА
В РЕДАКЦИЮ
	Дом культуры без песен,
книг, кружков
	Усманский районный Дом культуры —
самый большой клуб в городе. Чаще всего
Ha его дверях можно видеть афишу: «Сетод-
ня вечер танцев. Начало в 8 часов. Цена
билета 4 рубля».

На вечер молодежь приходит для того,
чтобы отдохнуть, но возвращается утомлен-
ной. В зале, где происходят танцы под ор-
кестр, тесно и душно, Скамеек нехватает.
Раздевальни нет, поэтому танцуют весе в
пальто и шапках.

Но еще хуже положение нетанцующих.
Им совершенно нечем заняться. В Доме
культуры нет комнаты отдыха, читальни,
нельзя найти ни газет. ни журналов. Здесь
	не устраиваются игры, не разучиваютея
	песни.

В Доме культуры тесно, зато рядом имеет-
ся хорощее помещение, которое можно быле
бы использовать для кружковой работы. Но
OHO закрыто на замок и открывается только
B TO AHH, Korja  B Усмань приезжает коллек-
тив передвижного театра.

Почему же не выполняет своего решения
райком комсомола, постановивший устра-
нить недостатки в работе Дома культуры?

Б. ВАТНИКОВ.

Усмань,

Воронежской области.
	‘Стадион «Динамо»
закрыт для молодежи
	В Ленинградском районе Москвы ‘много
спортивных сооружений. Однако, неемотря
Ha это, молодежи района пегде заниматьея
конькобежным спортом. В сезонах 1947 и
1948 годов работал каток па центральном
стадионе «Динамо». Это было любимое ме-
сто отдыха молодежи района. Но в послед-
кие годы дирекция стадиона почему-то не
организует каток для масеового ‘катания.

Раньше юноши и девушки нашего района
ездили на каток «Динамо» (Петровка). Сей-
час п оз вакрыт для широкого пользования.
Там тренируются только члены общества
«Динамо». ‘

Нам кажется, что подобная деятельность
руководителей общества «Динамо» идет враз-
рез с интересами молодежи и тормозит мас-
совое развитие конькобежного спорта. Наши
стадионы и спортивные базы должны быть
доступны игироким массам трудящихся.

. В МУНИПОВ,
	студент Московского государственного
университета им. Ломоносова.
	Практика должна давать
производственные навыки
	Наша учебная практика проходит в ма-
стереких, которые находятея при техни-
куме. Мастерские хоропю оборудованы. За
работой учащихея наблюдают опытные ма-
стера. Казалось бы, все обстоит благопо-
лучно. Однако это не так.

Недавно третьекуреники. проходили прак-
	тику в моторном цехе. Чему же мы здесь
научились? Работу мы выполняли случай-
	ную: переносили © места на место детали,
очищали от грязи автомашины. За время
практики мы участвовали лить в работе по
ремонту мотора.

Разумеется, мастера не могли поручить
неопытным учащимся более ответственные
задания. Но ведь в евоих учебных мастер-
ских мы должны как-то приобретать назы-
ки, знакомиться с рабочими процессами.

Мне кажется, что мастерские должны
иметь специальные учебные моторы. Препо-
давателям надо показывать учащимся, как
нужно производить отдельные операции.
Кроме того, практиканты должны работать
по определенной программе, а не выпол-
нять случайные задания мастера,

В. ДАВЫДОВ,
учащийся Костромского техникума
водного транспорта леса.
	—Ф—Ф—
По следам выступлений
pa erent
«Комсомольской правды»
soon een eee
	«има идет»
	В передовой статье под таким заголов-
ком, опубликованной 12 ноября, указыва-
лось, что Тюменский обком ВЛКСМ мало
занимается вопросами выпуска‘ спортивно-
го инвентаря, не проявил настойчивости в
мобилизации молодежи деревообделочного
комбината на выполнение плана выпуска
лыж. Бюро Тюменского обкома обсудило
статью и критику признало правильной, При-
няты конкретные меры, направленные.на уве-
личение выпуска спортивного инвентаря.

Секретарь Тюменского обкома ВЛКСМ
тов. Лагунов сообщил также, что Мини-
слерство лесной и бумажной промышлен-
ности РСФСР. не выполнило до сих пор
своего обещания выделить для комбината
рейсмусовый, шлифовальный и фрезерные
станки,
	ПРАЗЛНИК
	На синем бархате занавеса — вырезан-.
ные из бумаги любимые епутники детских.
забав: медвежата, кот в сапогах, флажки,
самолеты... Над входом в фойе горят два
слова: «Игры» и «Игрушки». Здесь, в мо-
сковском Доме пионеров, проводится «неде-
ля игры и игрушки».

Нарядно одетые девочки и мальчики
в алых галстуках, держась за руки, подни-
маютея наверх. Прежде всего они попадают
в комнаты «Умелые руки». № их услугам
тлянцевитая разноцветная’ бумага, ножни-
цы, клей. Здесь можно изготовить для себя
различные игры, елочные игрушки или ‘еде-
matp cede головной убор по вкусу, а если
опоздал — получить готовый. И вот уже на
черных, золотистых, русых головках зеле-
ные и кржные пгапочки, серебристые и
орзнжевые короны. Маленькие посетители
как бы вотупают в сказочный мир своих
игрушек.
	Толя Зотов, ученик 3-го класса, напра-
вился в беломраморный зал. Вокруг каждого
столика уже толпились ребята. Но один сто-
лик с любопытной деревянной стрелой напо-
добие подъемного крана свободен. Это воз-
тинный биллиард. «А ну-ка, попробуй! »—
приветливо приглашают ученика. Толя дер-
тает веревку синего шарика. Есть! Шариз
взлетает, падает и сбрасывает другой ша-
рик, что лежал в гнезде. Большим успехом
в зале настольных игр пользуются «фут-
бол». «морской бой», биллиард-рикошет.
	“BRB зале” рядом так’ пгумно; что” Игорек,
едший с матерью, в Нерешительности
останавливается. Но малыш увидел в. от-
крытую дверь своих`милых друзей — мох-
натого зайчонка, кукарекающего. петуха —
и радостно идет к ким. Какая-то девочка
взобралась на серого в яблоках коня. Наезд-
ница чувотвует себя на нем превосходно и
недовольна только тем, что’ ее обгоняет вла-
делица трехколесного велосипеда.

В третьей комнате темно и тихо. Зри-
тели емотрят знаменитую крыловскую Gat-
ню «Ворона и Лисица». На экране — силуэ-
ты «действующих лиц». Это теневой тезтр.
Перед началом спектакля ребятам было рас-
сказано, как, он делается. Теперь, придя до-
мой, они непременно постараются устроить
его сами,

Света Татарская, ученица 635-й школы,
и Валя Соловьева, ученица 168-й школы.
‚встретились на выставке игрушек. Здесь
%обенно интересно: представлены знакомые
игрушки, новинки и те, которых нет еще в
магазинах. Вот, например, по Mody хвижется
трамвай, совсем как настоящий, только в де-
сятки раз меныше. Внутри его установлен
моторчик, приводящий в движение вагон-
Йекрится дуга высотой с полкарандаша, гу-
Jar рельсы. Экскурсовод объясняет, что
этот трамвай — первый образец и сделан
он инженерами Научно-исследовательского
института игрупгки.

А разве можно оторваться от панорамы
народного празднества в Парке культуры и
отдыха имени Горького! Здесь вое — как на
самом деле, только в уменьшенном виде: и
люди, танцующие под звуки симфоническо-
то оркестра, и паранпотная вышка, и ка-
русель, и снующие мимо парка машины.
Очень хоропю видно, как играет пианист на
эстраде и как двигаются его руки по клз-
	виатуре. А ростом этот пианист не bore
двух сантиметров. Света и Валя смотрят и
удивляются тому, как темнеет, зажигаются
	В домах огни, пламенеют, кремлевские зВез-
лы. Вот звучат позывные радиостанции, п
	темное небо озаряетвя вопышками ракет,
	грохочут залпы салюта.

Очень нравится девочкам и ‘автомобиль
«ЗИМ», выпускаемый московской артелью
«КИМ», и комната «Приготовь обед», с дей-
ствующими етиральным прибором, водопро-
водом и мясорубкой, и кукла-моргалка, и
звезлы новогодних елок.
	Мальчиков ‘привлекает  красавец-конь.
Если сего потянуть за удила, он подымает
голову и ржет. Тут же стоит катер. Его
заводят, и он может двигаться ‘По воде на про-
тяжении 25 метров. На следующей. под-
ставке — турбина величиной с консервную
банку. Она может приводить в движение
детекую мельницу, швейную‘ машину. Дю-
бители строительного дела собрались у на-
бера столярных инструментов. Будущие
связисты осматривают действующий теле-
фонный аппарат... Со всем познакомиться
невозможно: здесь. демонстрируется около
тысячи игрушек. : .

Kro-ro спрапгивает: где же можно ку-
пить детскую ‘кухню? Оказывается, нигде.
Эту замечательную игрушку, как и мвогие
другие, к сожалению, не выпускает ни одна
фабрика, ни одна артель. 0б этом говорили
педагоги и родители на состоявшемся в До-
ме пионеров совещании. Они предъявили
справедливые ‘требования “Министерству
местной промешиленноети РОФСОР, Совету
промысловой кооперации и Министерству
просвещения РСФСР, не заботящимся of
увеличении ассортимента и‘ количества вы-
пускаеомых игр и игрушек.

Заслуженной популярностью пользуется
выставка городской игротеки. Взрослые. по-
сетители -— педагоги, родители и пионерво-
жатые — могут поучиться здесь опыту CO-
здания такой игротеки и потом организовать
св в районных домах пионеров, школах п
пионерских отрядах. Издан спедиальный
«Ящик забав и затей». Родители получатот в
подарок чистовки о детской игре и игрушке,
06 игрушках-самоделках, о теневом театре.
Кроме того, распроетраняетея серия конвер-
тов © полуфабрикатами самодельных игр и
головоломок «Сделай сам».

12 декабря был день любимых игр й
игрушек для школьников  первых-вторых
классов. 8: и 9 декабря были дни любимых
игр лля пионеров и школьников 3—5-х и
6-—7-х классов. В эти дни работали вомна-
ты-головоломки, в которых ученики решаля
труднейшие ребусы, задачи, шарады, за-
тадки, комнаты образовательных и техни-
ческих игр, мастерские по изготовлению
игрушек и игр. В гости в детям приезжали
творцы детских игр и игрушек — художни-
ки и конструкторы, детские писатели.
	Вчера «неделя игры и игрушки» завончи-
	лась. За это время Дом пионеров посетили
	около 5.500 школьникев и 1.500 гостеи.
Опыт проведения «недели» показал,
как важно привлечь внимание общественно-
сти к вопросам изготовления игр и игрушек
и как много можно слелать в каждом кол-
	лективе своими силам
Tr. CY IHKOBCKAS.
	молодое поколение как самый прогрессив-
НЫЙ ИЗ профессоров.

Работая на строительстве дороги, Фучик
узнал хорошо и жизнь пролетариев. Рабо-
чие сперва не верили, что он студент, так
	как. по их мнению. студент не стал бы`
	работать на строике дороги; его считали
безработным мяеником, и неспроста: Юлиус
был здоровым, кренким, широкоплечим. 0д-
нако, когда они познакомились с ним по-
ближе, увидели, как он остроумен, как он
проет, когда он стал рассказывать им о кни-
rax, о театре, в восторгом говорил о Совет-
ском Союзе. они стали подбирать для него
работу полегче и помдгали, когда она была
слишком тяжелой. «Иди, я покажу тебе,
как это делать, у тебя еще нет опыта, а ты
будешь нам потом рассказывать».

В 1925 году. начал выходить, студенче-
ский и рабочий журнал «Авангард», кото-
рый редактировали Ян Шверма, Иван Се-
канина. Фучик не только писал для этого
журнала, но и редактировал .и верстал его
ий вместе с Иваном Секаниной продавал в
студенческом общежитии. Он стоял обычно
у входа в общежитие с грудой журналов п
не’ давал пройти ни одному студенту, пока
тот не купит «Авангард».

Способности Фучика заметили и комму-
нисты. Он знакомится е Иваном Ольбрах-
том, Иозефом Горой, Ярославом Сейфертом.
бывшими тогла редакторами газеты «Руде
право», и начинает писать статьи для «Ру-
де право» и вечерней коммунистической
газеты. :

Юлиус Фучих становится дисциплиниро-
ванным партийным ‘работником, которому
чуждо оригинальничанье буржуазной ин-
тэллигенции. И эта дисциплина помогает
росту его таланта. Фучик растет вместе с
партией. }

В 1930 году Фучик впервые выезжает в
СССР, где становится свидетелем великого
строительства страны социализма. Юлиус
поохал в СССР на один месяц, Но ‘оставал-
ся там пять месяцев. В своем письме роди-
телям от 11 июля 1930 года он пишет:

«Я чувствую себя злесь совершенно сча-
стливым. Я нахожусь во Фрунзе уже две
недели и останусь еще пять дней. Нас отпу-
стить не хотят, и нам не хочется уезжать.
Я здесь так счастлив и доволен, здесь так
спокойно и свободно, словно и мы цветем».

После этой поездки возникли две значи-
тельные книги Фучика: «В стране, где
завтра уже означает вчера» и «В <тране лю-
бимой». Шо возвращении из СССР Юлиус
выступал на многих собраниях и за год
вделал более 370 докладов о Советском
Союзе. Это не нравилось нравительству Че-
хословакии. Доклады запрещались, но Фу-
чик всегда умел найти путь, чтобы погово-
рить в рабочими. Так, например, когда он
приехал в Мльзен, чтобы встретиться с
рабочими заводов Шкода, у порота пивной,
тле должен был состояться доклад, стояли
полицейские во главе с комиссаром; кото-
рый заявил, что’ доклад не разрешен. Pabo-
чие сидели за столами за кружками пива.
Фучик подсел к одному из столов и загово-
рил.с соседями, потом к другому столу. Это
продолжалось несколько часов. Рабочие
оставались на местах. Тогда комиссар при-
казал, чтобы все разошлись, так как до-
клад нё состоится, Юлиус Фучик заявил
	Роспитанники школы рабочей молодежи
	Выборгекий Лом культуры. Его простор-
ные ’залы едва вместили всех жела-
ющих: здесь ученики вечерней школы ра-
бочей молодежи № 41 встретились с бывши-
ми воспитанниками. Среди дорогих  го-
стей — врачи, инженеры, учителя,  сту-
денты...

41-я вечерняя школа была открыта в
суровую зиму 1942 года. Несмотря Ha же-
стокие морозы, голод, артиллерийские об-
стрелы, молодежь, закончив работу на заво-
лах, шла учиться. За семь лет вечерняя
кола выпустила 176 человек. Часть из них
уже получила высшее образование.

Романа Гогложа — одна ‘из первых уче-
лиц школы. Она окончила Ленинграх-
ский государственный университет и сей-
	NE

wae — аспирантка. Лидия Суворова и la-
	лина Николавва окончили пединститут име-
пи Герцена и преподают в сроей родной
more. Учатся в высших учебных заведе-
ниях молодые рабсчие, воспитанники 41-й
колы М. Зыков, Г. Пипина, А. Ерюхин и
	другие.
На вечере многие выступили © теплыми
п взволнованными речами. Взяла слово и
	Романа Гогложа:

— Я училась в школе, — сказала она, —
п работала тогда на военном заводе, дела-
ла снаряды для фронта, Помню, как однаж-
ды, придя в школу, мы не смогли зани-
маться: здание повредил фашистский сна-
	ряд. Но учеба прекратилась только на один
день. И мы учились упорно, терпеливо,
преодолевая все невзгоды. Мы знали: при-
дет победа, и мы снова вернемся к мирно-
му труду. Сейчас я аспирантка, готовлю
диссертацию. стараюсь разгадать тайны
строения белковых веществ. Я счастлива,
что мой скромный труд будет вложен в де-
л9 прогресса, культуры, дело мира. Я го-
payo благодарю товарища Сталина за то,
Что он так заботится о нае, молодежи.

Бывший рабочий завода «Красная 3а-
pa» А. Прюхин, дипломник. Политехниче-
ского института, активный член студен-
ческого научного общества, в своем вы-
ступлении . говорил:

— В феврале я буду защищать свой
диплом. Еще не знаю, куда поеду: на Урал
или Украину, в Поволжье или Сибирь, но
я хорошо знаю, что всюду для меня откры-
ты широкие возможности творить,  603и-
даль, трудом своим украшать нашу Родину
И я постараюсь принести как можно боль-
ше пользы.

От имени учащихся вечерней школы го-
верила лесятикласенипа Надежда Бекре-
нева. Она рассказала, как занятия в вечер-
ней школе помогают молодым рабочим луч-
ше трудиться на производстве, как учени-
ки берегут и умножают славные традиции
41-й вечерней школы рабочей молодежи.
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).