НЕОБХОДИМА БОРЬБА

против игнорирования в архитектуре новых общественно-бытовых явлений, против игнорирования современных материалов и конструкций,
против возврата к Формат старой ,,национальной“ архитектуры, против строительства „в стилях“,
против ориентации на „художественно-реакционных старых спецов“,
против гегемонии наиболее реакционных архитекторов в провинциальных городах и союзных республиках, т. е. необходима борьба против правой опасности в архитектуре.
Организованный научно-техническим архитектурным кружком Вхутеина диспут привлек огромную аудиторию студентов, профессоров и архитекторов Москвы. Выступавшие на дуспуте ора
торы единодушно констатировали „возрождение“ в советском строительстве и проектировании ложно-классической и эклектической архитектуры, указывая на связь этих явлений с идеологической реакцией. Зта реакция исходит от архитекторов, обслуживавших до революции прихоти дворянскс-помещичьих и буржуазных кругов.
В принятой единогласно резолюции подчеркивается необходимость систематической и упорной борьбы с правой опасностью в архитектуре, т. е. с игнорированием новых общественно-бытовых условий и современных материалсв и конструкций, с тенденциями возврата и формам старой „национальной“ архитектуры, со строительством „в стилях“ и с ориентацией на реак
ционно-настроенных старых спецов в практике архитектурного строительства как в РСФСР, так и в союзных республинах.
Вопиющими примерами нашей действительности,-говорится в резолюции, - служат следующие факты: в конкурсе на проекты би
блиотеки им. Ленина из 4 заказных проектов три были даны наиболее консервативным архитекторам, которые дали эклекти
ческие работы „в стилях“, тогда как эклектика в архитектуре, выросшая на базе капиталистической культуры, в наших усло
виях строительства социализма не должна иметь места.
Несмотря на протест громадного большинства архитектурной общественности, Центральный телеграф по проекту инженера И. И. Рерберга построен. „В стилях“ строятся Госбанк в Москве и Дворец правительства в Махач-Кала по проектам академика Желтовского. Строится Народный дом в Эривани - архитектора Таманьяна в стиле древне-византийской церкви. Вокзал в Баку построен в „мавританском“ стиле и т. д. и т. п.
Собрание считает, что к решению архитектурных проблем сегодняшнего дня необходимо привлечь молодые архитектурные силы, выросшие и воспитавшиеся в условиях новой, революционной общественности.
Собрание считает необходимым обратиться в печать, в правительственные и общественные организации с призывом не допустить постройку библиотеки им. Ленина в старых архитектурных формах.
Собрание обращается к партийным и общественным организациям, возглавляющим дело культурной революции, с просьбой сосредоточить на проблемах архитектуры свое внимание и по
ставить доклады и дискуссии с участием широкой партийной и советской общественности.
Р
Е
З
О
Л

Ю

Ц
И
Я
П
Р
О

ТЕ

СТ

А
Н
А
Д
И
С
П
У
Т
Е
В
Х
У
Т
Е
И
Н
А
В Москве учреждено новое художественное объединение под названием „Октябрь“. Новое объединение отличается от существующих до сих пор обществ целым рядом моментов. Платформа объединения „Октябрь“ носит строго принципиальный характер. Пункт I его устава гласит следующее:
Художественное объединение „Октябрь“ ставит себе целью содействовать дальнейшему развитию в СССР и во всем мире подлинно революционных, т. е. пролетарских, течений в области
пространственных искусств. Оно объединяет передовых художников-производственников в области архитектуры, индустриальных искусств, кинематографии, фотографии, живописи, графики и скульптуры готовых подчинять свою творческую деятельность конкретным потребностям пролетариата в области идеологической пропаганды, производства и оформления коллективного быта с целью
поднятия культурно-идеологического уровня трудящихся масс на уровень авангарда сознательного индустриального пролетариата.
В состав членов-учредителей входят следующие художники-производственники, искусствоведы и критики:
Алексеев А. , Веснин А. А., Веснин В. А., Вейс Е. Г., Алексей Ган, Гинзбург М. Я., Гутнов А. И., Дамский А. И., Дейнека А., Доброковский, Елкин В., Ирбит П. Я., Клуцис, Крейчик, Курелла А. И., Лапин, Маца И. И., Михайлов А. И., Моор Д., Новицкий П. И., Острецов А. Я., Ривера Д. Д., Седельников Н., Сенькин, Спиров, Талакцев Н. Г., Телингатер С. Б., Тоот В., Уйц В., Фрейберг, Шуб Э., Шнейдер H. С., Эйзенштейн

ДЕКЛАРАЦИЯ

В настоящее время все виды искусства должны определить свое место на фронте социалистической культурной революции. Мы глубоко убеждены, что пространственные искусства (архитектура, живопись, скульптура, графина, индустриальные искусства, фотография, кинематография и т. д.) только тогда могут выйти из того кризиса, в котором они находятся, когда будут подчинены задаче обслуживания нонкретных потребностей пролетариата кан гегемона, ведущего за собой крестьянство и отсталые народности.
Сознательно участвуя в идеологической классовой борьбе пролетариата против враждебных ему сил и за сближение крестьянства и национальностей с пролетариатом, пространственные искусства должны обслуживать пролетариат и иду
щие за ним массы трудящихся в двух нераздельно связанных между собою областях:
в области идеологической пропаганды (через картины, фрески, полиграфию, скульптуру, фото, кино и т. д.);
в области производства и непосредственной организации коллективного быта (через архитектуру, инду
стриальные искусства, оформление массовых празднеств и т. д.).

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Некоторыми тозарищами наше участие в организации объединения „Ок
тябрь“ истолковывается как отказ от основных принципов конструктивизма и выход из Общества современных архитекторов (ОСА).
Полагаем, что такое неверное толкование вызвано недооценкой вновь воз
никшего объединения, которое впервые практически провело в жизнь общественную организацию новых видов художественного труда.
Мы думаем, что это неверное толкование, очевидно, вызвано, вопервых, тем, что в декларации „Октября“ наряду с новыми видами художественного труда упоминаются и старые виды искусства, и, вовторых, тем, что в одном из пунктов ее говорится об отмежевании объ
единения от всех существующих художественных группировок.
По пункту первому разъясняем, что организованное, открытое соревнование новых видов художественного труда со старыми видами искусства есть жизненная и правильная тактика конструктивистов и не может быть рассматри
ваема как отступление, как отказ от основных позиций революционного конструктивизма.
По пункту второму заявляем, что организация ОСА и по своему уставу и по своей целевой установке не может рассматриваться как „художественная груп
пировка“ нового эстетического течения в архитектуре, а есть научное общество, ведущее работу по отысканию новых путей архитектуры, которыми мы дейст
вительно придем к решению жизненных задач, выдвинутых перед ней Октябрьской революцией.
А. Веснин. В. Веснин. Алексей Ган.
М. Я. Гинзбург

НОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА В МОСКВЕ