Возьмем здание с кубатурой 1 000 000 mt3. Откладывая по оси абцисс число этажей, а по ординате число секунд затрачиваемых на передвижение человеком по приведенным уравнениям построим кривые для каждого плана в отдельности.
Из чертежа видно, что наиболее рациональное решение будет цилиндром, затем +++, + и, наконец, прямоугольником.
Однако, принимая во внимание условия освещенности и вентиляции помещений для зданий учрежденческого типа данной кубатуры, решение цилиндром будет практически нецелесообразным.
Очевидно план здания +++ даст лучшее решение с точки зрения графика движения.
Таким способом очень схематично мы намечаем план здания данной кубатуры. • При дальнейшей разработке плана в зависимости от специфических особенностей данного учреждения форма его может деформироваться.
Для проверки расчета на минимальную площадь поверхностей зданий мною построены на этих чертежах по полученным уравнениям (см. чертеж) соответствующие им кривые.
Экономическо - конструктивный расчет здания играет не меньшее значение, а при нашей экономической отсталости, может быть, даже большее, чем вопрос об удобстве.
До сего времени всякие экономические расчеты в строительном деле производились очень кустарными н неточными способами, а некоторыми категориями специалистов даже пренебрегались.
Строгий режим экономии и рационализации являющейся задачей современного строительства, настоятельно требует более научной метотологии при решении поставленной задачи.
Для таких расчетов, которые я до сих пор приводил, большую службу должен сыграть математический анализ, приклад
ное значение которого для архитектуры, по моему убеждению, неоспоримо.
Таким образом, обычный интуитивно - графический способ проектирования, который не опирается ни на какой математический анализ и расчет здесь заменяется математически - графическим на основе диалектического метода мышления. Интуиция при этом не отпадает и занимает должное ей место.
Такой способ расчета имеет целью вопросы проектирования поставить в научном освещении, вынести их на общественное обсуждение и с помощью коллектива специалистов разработать теоретически.
Надо признать, что строительное дело является самой отсталой отраслью знания. Существующие эмпирические строитель
ные нормы не базируются на научном методе. В оценке архи
тектурных проектов торжествует субъективный подход. Нет никакого мерила, устанавливающего качества архитектурного проекта.
Как иллюстрация, где такой метод проектирования получил свое практическое применение (частично), приведу проект (в сокращенном изложении) социалистического города, как административно - делового центра и дома профсоюзов, выполненный во Вхутеине (дипломная работа).
Социалистическая революция, надвигающаяся в целом ряде стран, должна создать новые плановые органы, регулирующие народные хозяйства и промышленность, закрепляющие завоевания революции.
Технический аппарат, который нужно будет сконструировать вслед за установлением социалистической системы управления, в большей части мира должно сконцетрировать в од
ном месте для правильного ведения дела, а для выполнения означенных функций должен существовать социалистический деловой центр.
Новая система управления и организации жизни человека, пользуясь научным материалистическим методом, дает новые формы построения управленческого аппарата, что в свою оче
редь требует соответствующего оборудования и обстановки для производства такого рода работы. Материальное оформление в свою очередь должно отразиться на архитектуре соору
жений и на плане города, т. е. на форме и расстановке зданий.
Очевидно облик такого города, как политическо - хозяйственного центра, рассадника социалистической культуры, будет значительно разниться от современного города, который рос и формировался в капиталистических условиях, на основе анархического-беспланового введения хозяйства. Аргументами опре
делившими его план и формацию зданий были коммерческие спекулятивные тенденции капиталистического хозяйства.
Города как центры буржуазной культуры, постепенно потеряют свое значение для новых форм жизни.
Они должны обратиться или в памятники старины и искуства, или перепланироваться частично или полностью в зависимости от экономических, географических и прочих условий, в которых они будут находиться.
В зависимости от целого ряда условий нужно будет (может быть больше чем перепланировывать) строить новые города на новых незаселенных участках.
Это надо предвидеть и к этому надо готовиться. Так будут строиться и небольшие поселения и большие города.
Как подойти к поставленной проблеме? Спроектировать дать более или менее точные чертежи новых социалистических поселений или городов, не имея на это точного конкретного материала, конечно, невозможно, так как мы в СССР лишь только что вступили в полосу социалистического строитель
ства, а другие страны еще не примкнули, и у нас имеются лишь зачатки прообразы социалистического хозяйства и тем более культуры.
Но социализм мы воспринимаем не как утопию, а идем к нему, как к реальной действительности. Основные характерные чер
ты социалистического хозяйства и культуры ясны и могут быть предрешены.
Кроме того по полученным графикам можно констатировать: 1. минимумы количества времени необходимого на пере
движения и минимумы поверхностей зданий получаются для одних и тех же высот зданий.
2. для зданий приведенных конфигураций (кроме цилиндрической) минимальная площадь поверхностей остается одна и та же, так как кривые сливаются в одну. Значит для равно
великих зданий одинаковых по высоте площадь поверхностей одна и та же.
Как уже указывалось раньше, кроме этих двух факторов и санитарно - технической стороны, которые мы учли при реше
нии поставленной задачи, надо предусмотреть и техническо - конструктивную сторону проекта.
• При меньшей кубатуре потребуется менее сложная форма.