О

Т

В

Е

Т

Ы

Н

А

А

Н

К

Е

Т

У

С

А

ИСКУССТВО БЫТА СТАТЬЯ ВМЕСТО ОТВЕТА
Было бы очень упрощенно сказать, что искусство быта есть искусство оборудования
быта. Нет, это было бы только буржуазной заботой об обстано
вочке, и в этом отношении наша эпоха не дала бы ничего нового. Все старое искусство в смысле уютности - бытовое, а мы, ведь, отли
чаем бытие от быта. Быт - это осевшая культура, мы же прини
маем самую культуру в действии. Место бездейственной культуре - в музее. К музейному строитель
ству сводилось бы и искусство благоустроения быта.
Так именно понимали искусство некоторые теоретики производственничества в пер
вые годы революции, когда они, в порыве упоения раскрепощенной вещью, задорно выкрикивали: „Не надо нам ваших идей!“ - исключая этим МЫСЛЬ из самого понятия „ма
териалистический“, сводя все дело к немарксистскому, вульгарному материализму. Само собою разу
меется, что на такой упрощенный,
хотя и понятный для тогдашней обстановки, путь мы стать сейчас не можем. На подмену бытом... бытия - найдутся и без нас охотники.
Так в чем же дело? Дело в максималь
ной материализации искусства, в максимальном приближении надстройки к базе. В представлении идеа
листов - это, конечно, „снижение“
искусства, а то, чего доброго, и „хвостизм („дух“ - это голова, а „материя“ - хвост!). В нашем же представлении - это всего лишь восстановление нарушенного равнове
сия между „искусством“ и „жизнью“. Точнее - трактовка „ искусства “,
лишь как максимально-жизненного мастерства, рожденного для „жизни“... ЖИЗНЬЮ.
Старое искусство бесконечно оторвалось от бытия, обратившись в одно сплошное „со
знание“. Вместо реально сделанной вещи, люди стремились дать пред
ставление о вещи. Вместо строения конкретной жизни - отвлеченное познание ее. Вместо единства изобретенной мастером формы и жи
вого назначения ее - метафизическое деление на „форму“ и „со
держание“. При этом, форма, как начало „духовное“, гуляет в особицу от содержания, и самое содержание трактуется порой фети
Жолткевич. Вхутемас. Типография. Перспектива, план и фасад

ОТВЕ

ТЫ

П

О

М

Е

Щ

А

Ю

Т

С

Я

В

П

О

Р

Я

Д

К

Е

П

О

С

Т

У

П

Л

Е

Н

И

Я

М

А

Т

Е

Р

И

А

Л

А