ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

ZIELBEWUSSTE EINSTELLUNG IN DER MODERNEN ARCHI TEKTUR VON M. I. GINSBURG
Цель в современной архитектуре регулируется и очерчивается общей хозяйственной и экономической конъюнктурой страны, составляя важнейшую задачу рациональной организации определенных производст
венно-бытовых процессов, и толкает архитектора в большинстве случаев на ломку традиционных ата
вистических установок производства и окостеневших общественно-бытовых форм.
Без точно и заново очерченной конкретно-утилитарной цели невозможна функциональная архитектура.
Но материальный и культурный прогресс современного человечества делает эту задачу чрезвычайно
сложной и важной. А наша роль, роль советских архитекторов, делает ее исключительно ответственной и общественно-необходимой.
Строительство социализма есть строительство новой материальной и культурной базы человечества, чет
кая фиксация новых и совершенных хозяйственных процессов, новых и совершенных общественно-бытовых взаимоотношений. Это - проблема реорганизации нашей хозяйственной жизни и оформления нового быта.
Следовательно, конкретизация в каждом случае цели - не только важнейший момент в работе нового архитектора, но и момент, занимающий главнейший сектор строительства социализма.
Цель, которая определяется часто одним лишь словом: фабрика, клуб, жилье и т. д., должна после тща
тельного анализа конкретизироваться и расчленяться архитектором в систему четких производственно-бытовых процессов.
Производственные, или трудовые, процессы ассоциируются обычно в нашем представлении с фабрикой, заводом; общественно-бытовые - с жильем, общественным зданием. Разницы по существу здесь не имеется.
Производственный процесс в каком-нибудь промышленном предприятии есть процесс производства какого-либо фабриката. Он динамичен, последовате
лен и имеет четкое направление движения от начала к концу процесса. Он единен и по возможности непрерывен и тем не менее резко расчленен на отдельные составные части. Для динамики производствен
ного процесса может быть легко начерчен график
движения. Члененость производственного процесса на отдельные составные моменты дает возможность зафиксировать динамический график как статическую систему отдельных и связанных между собою трудо
вых процессов, группирующихся у соответствующих элементов оборудования.
График движения на современной фабрике - это путь, проходимый конвейером, обегающим весь процесс от начала до конца, от машины к машине.
Схема оборудования - это система отдельных машин и предметов оборудования, являющихся отдельными этапами производственного процесса. Метод разме
щения предметов оборудования диктуется графиком движения, их взаимное пространственное расположение - особенностями производства и принципом экономии живой силы.
В какой степени существенна строго-научная разработка этих вопросов для производственного про
цесса, показывает интересный практический опыт.
автомобильного производства Форда. Вот, что он сам говорит по этому вопросу:
„Наши машины стоят тесно друг подле друга - каждый лишний квадратный фут пространства озна
чает, естественно, некоторое повышение издержек производства и вместе с добавочными издержками транспорта, которые возникают даже в том случае, если машины отодвинуты на 6 дюймов далее необхо
димого, - они ложатся бременем на потребителя. При каждой операции точно измеряется пространство, которое нужно рабочему; конечно, его нельзя стес
нять - это было бы расточительностью. Но если он сам и его машина требуют больше места, чем следует, - это тоже расточительность. Оттого-то наши машины расставлены теснее, чем на любой фабрике в мире. Неопытному человеку может показаться, что они просто громоздятся друг на друга; они расставлены, однако же, по научным методам не только в чередовании различных операций, но и согласно системе, которая каждому рабочему дает необходимый ему про
стор, но по возможности, - ни одного квадратного дюйма и уже, конечно, ни одного квадратного фута сверх нормы“ (стр. 134 Генри Форд „Моя жизнь, мои достижения“).