Вопросы нового строительства фабрик и заводов становятся в центре экономической жизни страны.
Достижение уровня 1913 года перестало быть идеалом хозяйственного развития. Жизнь выдвигает более сложные требования: мы должны до
гнать передовые капиталистические страны, и не только догнать, но и перегнать их, ибо только таким путем обеспечивается переход нашего хозяйства к социализму.
Наша промышленность в ее теперешнем состоянии не может еще обес
печить разрешение всех поставленных перед нами задач. Технически она для этого слаба. Поэтому наряду с обновлением и переоборудованием су
ществующих предприятий перед нами во всю широту встают задачи строи
тельства новых фабрик и заводов, создания новых производств, не существовавших в прошлом.
Мы уже вплотную приступили к их разрешению. По промфинплану госпромышленности в этом году начата и продолжается постройка 368 промыш
ленных заведений общей стоимостью в 650 млн. рублей. В дальнейшем эта сумма из года в год будет возрастать.
Сложность предпринятой работы, которая должна явиться началом ве
ликой перестройки хозяйства страны, заставляет нас самым серьезным образом продумать все основные вопросы строительства.
Каков должен быть в основном его характер? Прежде всего новое строи
тельство должно обеспечить процесс индустриализации страны. Топливо,
металл, машиностроение, химия, - вот основные отрасли, где должен быть центр тяжести затрат. Мы не должны ни на одну минуту забывать, что под
ведение технической базы тяжелой индустрии под сельское хозяйство,
промышленность и транспорт является необходимым условием перехода к социализму.
Второе, что дожно быть выполнено строителями, это - чтобы новое строи
тельство обеспечивало постоянное снижение цен. Смычка рабочего и крестьянина является необходимым условием успешности социалистиче
ского строительства. Хуже всего бу
дет, если мы понастроим фабрикидворцы, которые будут давать товары по ценам старых развалин.
От капитализма нам досталось совершенно случайное размещение пред
приятий по территории Союза. За исключением металлургии и топлив
ной промышленности, распределение других отраслей по районам или про
• Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 17 мая 1927. Передовица. Подчеркнуто - редакцией СА.
„ISWESTIA“ - ZEITUNG DER ZENTRALEXECUTIVE
USSR
Новое строительство в промышленности •
исходили под влиянием реакционного по существу тяготения к уже сложив
шимся промышленным центрам, или было вызвано причинами внеэкономи
ческого порядка. Социалистическое же строительство требует прежде всего такого размещения предприятий, чтобы все районы были соответствующим образом вовлечены в хозяйст
венную жизнь страны и полностью обслужены.
Поскольку новое строительство предопределяет развитие экономики Союза на продолжительный период, вполне естественно требование, чтобы объекты строительства получили самое детальное экономическое обосно
вание. Неправильно, когда это забы
вается под влиянием заитересованности того или иного района. И уже совершенно недопустимо, когда ради достижения быстрого эффекта гонятся за постройкой новых предприятий, забывая, что иногда небольшим до
оборудованием и рационализацией на существующих заводах можно добить
ся блестящих успехов (такие случаи имели место).
С особенным вниманием должна изучаться номенклатура изделий строя
щихся заводов. При проектировке следует отдавать полный отчет в том, временные или органические потребности данное предприятие будет об
служивать. Мы не гарантированы от того, что под влиянием временных рыночных настроений, как это в некоторых случаях и бывало, мы созда
дим грандиозные проекты, которые через некоторое время окажутся несоответствующими потребностям.
Не только в смысле количественном, но и в качественном наши постройки не должны отставать от за
водов и фабрик Европы и Америки. Вопрос - кто кого? - решается вели
чинами не только количественного порядка, но и качественного.
Перед нами задача: дать народному хозяйству дешевые высококачест
венные товары. Но это возможно только в том случае, если мы будем
строить заводы по последнему слову техники и по дешевым ценам.
Мы не закрываем глаза на трудности, которые новое строительство перец нами ставит. Но мы не должны бояться всей грандиозности предпри
нимаемой работы. Без сомнения, она потребует крайнего напряжения всего нашего хозяйственного организма. Поэтому-то и выдвигается сейчас задача сочетания самого широкого размаха с самым тщательным расчетом. Прин
цип „семь раз примерь и один раз отрежь“, это - самая общая предпосылка строительства. Лучше повременить, лучше переплатить на пред
варительной подготовке проектов, чем потом понести потери, когда уже машины завертятся.
В этих же целях должен быть поставлен во всей широте вопрос о привлечении заграничных ученых и практиков.
Мы должны ориентироваться на са
мое передовое, самое современное, чтобы не получалось таких курьезов, когда заказывают оборудование типов, уже вышедших из употребления.
Но привлечение иностранцев не должно означать призвания варягов.
Нам нужно создавать свой кадр конструкторов и строителей. Поэтому основная проектировочная работа должна остаться за учеными Союза; за иностранцами - консультация, на
блюдение. В том возможном случае, когда иностранцы будут и проектиро
вать, и строить заводы по поручению правительства, должны быть обеспечены условия, чтобы наши техниче
ские силы познакомились с практикой производства в Европе и Америке, у строителей на месте.
Ближайшие работы по новому строительству и развитию промышленности потребуют миллиардных затрат. Частных ошибок и просчетов нам не избежать. В том, что уже начато про
ектированием, ошибки есть. С ними надо бороться, но от них не надо
приходить в панику, поскольку это - неизбежные издержки производства. И то, что кажется потерей сегодня, может, как опыт, с лихвой окупиться достижениями завтрашнего дня.
И, наконец, чтобы меньше было ошибок, чтобы новое строительство заняло подобающее место в нашей экономике, необходимо мобилизовать в округ отдельных строящихся фабрик и заводов широкое общественное мнение трудящихся масс.
Новое строительство под общестственный контроль! - вот лозунг дня и необходимая предпосылка успешности его завершения.

О постановке устной и печатной агитации за рационализацию производства и о вовлечении широких рабочих масс в проведение этой кампании

(Постановление ЦК ВКП(б)

от 9 мая 1927 года)

MODERNE BAUTEN IN DER INDUSTRIE