D
I
E
L
E
H
R
M
E
T
H
O
D
E
D
E
S
K
O
N
S
T
R
U
K
T
I
V
I
S

M

U
S
V
O
N
M
.
G
I
N
S
B
U
R
G

КОНСТРУКТИВИЗМ КАК МЕТОД ЛАБОРА

ТОРНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ работы. •
Понятие, скрываемое за словом „архитектура“, - функция эпохи. Каждый исторический период со своим хозяйственным и культурным своеобразием ставит свои специфические задачи, порождает свою целевую установку, вкладывает свое содержание в слово „архитектура“.
В конструктивные периоды истории, т. е. в периоды интенсивного формирования новой культуры от архитектора требуются прежде всего изобретение и кристал
лизация социальных конденсаторов эпохи, создание новых архитектурных организмов, эту эпоху обслуживающих.
В периоды общественного и культурного застоя и депрессии не может быть речи о создании новых организмов, и архитектору остается возможность декоративного украшения уже давно канонизированных типов.
В первом случае под словом „архитектура“ преимущественно понимается искусство организации, изобретения, жизнестроения.
Во втором - искусство декорации и украшения.
Конструктивизм, или функциональный метод, рожден нашей эпохой - эпохой дважды конструктивной: на базе социальной революции, выдвинувшей нового потребителя
и кристаллизующей новые хозяйственные и общественные взаимоотношения, и на базе небывалого роста техники, непрерывных технических завоеваний, создающих исключительные возможности строительства новой жизни.
Наша эпоха конструктивна не только сегодня, как исторический этап, как временный период интенсивней
шего жизнестроительства. Она конструктивна еще и по изменившемуся жизненному темпу, не дающему возмож
ности долго задерживаться на каком-либо этапе и почти
изо дня в день несущему новое в своих социальных задачах и хозяйственно-технических возможностях. Вот почему сегодняшнее объяснение понятия „архитектура“ возможно только в функциональной архитектуре, в кон
структивизме, ставящем архитектору прежде всего задачу жизнестроения, организации форм новой жизни.
• Настоящая статья есть схематический план курса теории архитектуры, читаемого автором на архитектурном отделении Вхутемаса и МВТУ.
МАСТЕРСКИЕ БАУХАУЗА В ДЕССАУ АРХИТЕКТОР ВАЛЬТЕР ГРОПИУС
Однако эта задача жизнестроения, задача создания социальных конденсаторов нашей эпохи получает свое завершение лишь кристаллизованная конкретными материальными формами, одетая в плоть и кровь и представляющая собой ряд архитектурных признаков, воздействующих на психику человека и чувственно им воспринимаемых. Другими словами, задача жизнестроения, начи
наясь организацией форм новой жизни, новых бытовых и трудовых процессов, заканчивается материализацией и оформлением архитектурных объектов - пространственных вместилищ этих форм новой жизни.
В дореволюционной, так называемой „художественной“ архитектуре, как и в архитектуре, базирующейся на формальных принципах, неизбежно возникает дуализм противопоставления утилитарной сущности объекта и его оформления.
Конструктивизм как метод стремится к окончательному уничтожению этого дуализма, к абсолютному монизму, тем, что:
1) не допускает наличия никаких нерабочих „прибавочных“ элементов в оформлении своих социальных конденсаторов;
2) разрешает основные вопросы эмоционального воздействия самим способом организации утилитарно-конструктивного становления;
3) оформляет каждую деталь функционально, т. е. организуя материал вещи исключительно в пределах ее полезного действия.
Таким образом, целостность монистического устремления конструктивизма сказывается не в отрицании эмоциональ
ного воздействия материальных объектов (как это обычно принято инкриминировать конструктивизму), а в органи
зации этого воздействия в самом процессе утилитарноконструктивного становления их.
Однако методологически, в целях лабораторной проработки всего производственного процесса архитектора, конструктивизм прибегает подобно многим другим науч
ным дисциплинам к способу лабораторного рассечения одной реакции, т. е. ко временной изоляции одной части по существу целостного процесса от других для получения наиболее благоприятных условий анализа. Этот принцип лабораторного рассечения реакции существенно отличает
ся от абстрактного изучения вопросов тем, что последнее состоит в отвлеченной работе над отвлеченными элемен
тами, в то время как лабораторное рассечение есть искусственная изоляция реального элемента из кон
кретного целого, после окончания лабораторной работы восстанавливаемого во временно нарушенной целостности. Следуя принципу лабораторного рассечения реакции, конструктивизм в процессе своей теоретической работы
расчленяет единый процесс работы архитектора на ряд отдельных, искусственно изолируемых частей.

Первым своим объектом конструктивизм, или функциональный метод, устанавливает проработну вопросов, связанных с изобретением, кристаллизацией социальных конденсаторов, социально и технически перерожденных организмов, без которых невозможно появление новой архитектуры.
Другими словами, прежде всего - работа по изучению целевой установки, по революционизированию самого задания, по конкретизации определенного отрезка новой жизни и конденсации его в наиболее характерных материальных условиях.
Работа эта может быть расчленена на следующие разделы:
I. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАДАНИЯ!