а Изучение бытовых и трудовых (производственных) процессов с учетом основного на
правления их социального и технического роста
б Построение графиков движения на их базе в Изучение схемы оборудования соответствен
но графикам
г Изучение габаритов оборудования
д Изучение условий физической гигиены про
изводственных процессов
е Построение на базе изученного материала
схемы социального конденсатора
II ТЕХНИЧЕСКИЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСУ ЩЕСТВЛЕНИЯ.
а Изучение строительных материалов, нахо
дящихся в распоряжении архитектора
б Изучение конструктивных приемов и решений, вытекающих из общих предпосылок, характера применяемых материалов и технических возможностей
в Изучение условий и методов практического выполнения вещи, каждой детали и архитектурного целого
1а - состоит в аналитическом изучении целевого задания не как заданного определенного количества помещений с определенной полезной площадью, а как динамического производственного процесса, понимая под ним все трудовые и бытовые дви
жения (как и отдельные состояния покоя), совер
шаемые и испытываемые человеком (на фабрике, заводе кроме того и машиной) в разное время
дня и ночи, в разные производственные, бытовые и всякие иные периоды.
1б - состоит в фиксации этого динамического процесса графиками движения, группируя отдельные процессы и связывая их в один общий поток. Получаются отдельные графики по отдельным функ
циям и общая система их, связывающая воедино; графиком обрисовывается первый пространственный след архитектурного задания.
1в - состоит в изучении схемы оборудования: на заводе - машин, станков; в жилье - мебели, ут
вари, как рабочих элементов, обслуживающих все бытовые и трудовые процессы, и в разме
щении этого оборудования по графикам движения во взаимном расстоянии, аналитически определяемом.
1г - состоит в изучении габаритов оборудования, их пространственной характеристики, их статических
и динамических возможностей.
1д - состоит в аналитическом изучении физических условий, наиболее способствующих производ
ственным процессам: количества пространства, необходимого для рассматриваемых процессов,
температуры, акустических условий, условий освещения и пр. и пр.
1e - состоит в фиксации на основе изученного материала некоей схемы, как целостного организма, являющегося прообразом отыскиваемого социального конденсатора.
11а - состоит в изучении строительных материалов, в максимально революционном пересмотре их, в пе
реходе на наиболее совершенные современные
материалы, по возможности минимальные по массе и весу, легкие и динамичные.
11б - состоит в изучении наиболее рациональных методов конструирования и тех возможностей про
странственного оформления, которые они открывают.
11 в - состоит в изучении самих способов строительного производства, в максимальном переходе на индустриализованное производство, в переходе от „постройки“ к „сборке“ здания и в возможностях архитектурного оформления, ими открываемого.
Таким образом, эта работа приучает архитектора определять архитектурное задание изнутри, на базе динамики развертывающихся производственных процессов и намечаемых возможностей осуществления. Эта работа подго
товляет материал для конкретного оформления социального конденсатора, дает его первый пространственный след

Раздел 1д первого объекта исследования состоит в изучении физических условий, наиболее способствующих производственным (бытовым и трудовым) процессам. Однако в действительности имеется еще и ряд психо
физиологических условий, составляющих специфическую проблему восприятия материальных форм, которыми кри
сталлизуется социальный конденсатор, поскольку тот или иной процесс восприятия повышает или понижает коэффициент полезного действия конденсатора.
Конструктивизм, считаясь с процессом восприятия как с определенным материальным фактором, ставит себе задачу организации этого восприятия.
Однако прежде всего конструктивизм резко отмежевывается от специфического понимания восприятия, кото
рым была насквозь проникнута старая эстетика XIX века даже в лице таких крупных мыслителей, как Кант или Спенсер, - понимания, которое эстетическое восприятие изолировало полностью от целевости воспринимаемого объекта и всегда приводило искусство к роковому дуализму формы и содержания*.
Конструктивизм в корне отрицает псевдонаучные определения старой эстетики, непригодные для нас.
Действительно, процесс восприятия, по определениям психо-физиологии, есть сложный процесс, начинающийся от чувственного раздражения (зрительного, слухового, осязательного или др.) и через систему ассоциативных предста
влений, апперцепционных связей приводящий к познанию
объекта сознанием. А так как весь этот процесс восприятия построен на диалектически растущем жизненном опыте человеческой психики, совершенно неубеждающими ста
новятся положения о „законе изоляции“ восприятия от этого жизненного опыта, всегда связанного у человека и с „необходимостью“, и с „пользой , и с „желанием“.
Конструктивизм исходит из понимания процессов восприятия как из процессов не столько биологических, сколько социальных, непрерывно меняющихся вместе со сменой общих предпосылок эпохи, эти процессы в значительной степени обуславливающих.
• Так, например, Иммануил Кант („Критика способности суждения“) говорил, что „созерцание (или творчество) должно быть незаинтересованным, иначе ему не быть художественным*.
Герберт Спенсер („Основание психологии“), что „отделимость от служащего для жизни отправления есть одно из условий для приобретения эстетического характера“, и, по его мнению, „идея прекрасного исключает: 1) все, что необходимо для жизни, 2) все, что полезно для жизни, и 3) она вообще исключает даже всякий реальный объект желания“.
А теоретики-идеалисты шли еще дальше, говоря, как Фолькерт, об „особенном преимуществе художественного созерцания, заключающемся в свободе от действительности, в полной от нее отре
шенности , или как Рихард Гаман говоря о „законе изоляции* восприятия, о „произведении искусства и эстетическом переживании, как о независящем ни от какой житейской потребности“