В частности наша эпоха как эпоха характерно конструктивная, изменяя целевую установку архитектора,
меняет и характер восприятия каждого участника эпохи. Она заменяет в значительной степени пассивное и пре
имущественно чувственно - созерцательное восприятие прошлого активным и преимущественно познавательным восприятием настоящего и будущего.
Можно сказать, что если вполне естественно для дореволюционной эпохи - как эпохи общественной реакции и депрессии - эстетическое восприятие формы, абстра
гированное от жизни и исключительно чувственное, то еще более естественно для нашего времени познаватель
ное восприятие формы, неразрывно связанное с социальнообщественным значением этой формы.
Действительно, трудно представить себе восприятие современным человеком формы авто без одновременного учета его функций бега. Здесь просто нет никакой воз
можности изолировать первое от второго. И еще более того - можно вполне определенно сказать, что это вос
приятие формы авто в своей силе и остроте возрастает по мере максимального отражения в его форме напряжения этой функции.
Для этого совершенно достаточно сравнить между собой обыкновенное легковое авто с беговым.
Потому-то конструктивизм вкладывает постоянно в понимание акта восприятия задачу определенных целеустре
мленных рабочих процессов, которым восприятие или способствует или препятствует.
Таким образом, функциональный метод в своей практике не ставит себе задач восприятия вообще, имея всегда дело с определенным целевым восприятием социально
полезной вещи или организма. Другими словами говоря о восприятии формы, цвета, фактуры и пр. конструкти
вист не разрешает этих задач вообще, а непременно в связи с определенной целью, определенным материалом, определенной обстановкой действия. И точно так же, как в первой части мы имели своей задачей наиболее рациональную организацию трудовых и бытовых процес
сов, во второй - мы ставим своей задачей наиболее рациональную организацию восприятия в связи с этими процессами, другими словами - гигиену целевого восприятия. Восприятие с точки зрения функционального ме
тода есть, таким образом, целевой акт, состоящий не только в максимально четком овладении сознанием объ
екта и его социально-общественного значения, но и в повышении степени его социально-общественного дей
ствия. Но это целостное овладение объектом получается в результате усвоения сознанием целого ряда признаков,
или категорий объекта, суммой своей дающих общее единое постижение его.
Материалом восприятия для архитектора-производственника становится, в сущности, сумма всех этих приз
наков, или категорий, как и качество каждого из них в отдельности. Целостное постижение объекта - это зна
чит постижение: целевого назначения объекта, его состоя
ния (покой или движение), материала, из которого он
выполнен, определенного масштаба объекта, его структуры и его объемного и пространственного выражения. Достаточно нарушить или гипертрофировать одну из этих катего
рий, как немедленно теряется или уничтожается не только четкость общего процесса восприятия, но и коэфициент полезного социального действия архитектурного объекта.
Таким образом, материалом восприятия для лабораторного изучения архитектора становится ряд следующих категорий, расположенных в порядке от узко целевых свойств объекта до его наиболее общих признаков:
1 Функциональный, целевой характер объекта. 2 Состояние объекта. Покой или движение. 3 Материал. Его свойства, фактура, цвет.
4 Масштаб целого и частей. Постижение боль
шого и малого. Масштабность.
5 Структура или тектоника объекта. Его построение, связь целого и частей. Членение и его принципы.
6 Форма как граница изолируемого или фикси
руемого пространства, как трехмерный объем. 7 Пространственно-организующие признаки объ
екта.
Работа этой части может быть расчленена на следующие разделы:
а Изучение организации целевого восприятия в ориентировке в функциональных особенно
стях объекта (в связи с пп. 1 и 2).
б Изучение организации целевого восприятия в ориентировке в пространственных (п. 7) взаимоотношениях и в пространстве вообще,
в Изучение организации восприятия в единстве
и целостности восприятия (в связи с п. 5). г Изучение организации целевого восприятия
в учете соотношений элементов объекта, их абсолютных величин, масштаба и четности самой формы объекта (в связи с пп. 3, 4 и 6).

ДЕССАУ. БАУХАУЗ. ДОМ ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА

П

Е

Р

В
А

Я

В

Ы

С

Т
А

В

К

А

С

А
.

И

Н

О

Т

Д

Е

Л