Республики; 2) предпосылки нового социального уклада, новых форм строящейся жизни и завоеваний современной техники, являющиеся общими и едиными для всего СССР, предпосылки, определяющие на
растание новых общесоюзных сил строящегося социализма.
Только учет предпосылок обеих категорий может дать правильное решение.
С этой точки зрения, конечно, не выдерживает никакой критики воскрешение старых архитектурных декоративных форм того или иного национального стиля, так как эти формы могут отразить лишь одну атавистическую национальную идею.
Не приходится говорить о Дагестане, вообще не имеющем в своем прошлом крупных обществен
ных сооружений исключительной художественной значимости; но обращаясь даже к тем республикам,
которые этим прошлым обладают, не трудно понять, что даже такие совершенные в своем роде архи
тектурные памятники, как помещаемая здесь мечеть Улуг Бека в Самарканде - есть выразительнейший отпечаток совершенно мертвого теперь периода истории Узбекистана, истории самодержавных восточных тиранов и апогея исламизма, поработившего живую, активную силу трудящихся мусульман.
Мечеть Улуг-Бека - кульминационный пункт некогда мощного, но теперь абсолютно мертвого исторического периода Узбекистана. Мечеть Улуг Бека - намогильный памятник свершившегося периода
териал, который, конечно, должен войти как неотъемлемое данное в новый национальный облик архитектуры народностей СССР.
Я достаточно много и пристально занимался изучением архитектурной культуры Востока, мне не хуже жилого дома знакомы мечети и мавзолеи старого исламского мира, и тем не менее я отчет
ливо осознал тот факт, что блестящие мечети - мертвый материал истории, а неказистое жилище бедного мусульманина - отправная точка для развития его новой культуры.
Именно потому я счел нужным вписать спроектированный мною „Дом советов Д. С. С. P.“ в ансамбль типичного жилого района восточного города, киш
лака или аула, именно в тот ансамбль, который должен служить мерой и исходной базой для его вновь разворачивающейся национальной культуры. И именно таковы те национальные предпосылки так же, как и все условия ориентации, расположения и освещения помещений, которыми я руководствовался в своей работе.
Но, конечно, было бы ошибочным за этими предпосылками национального характера проглядеть другие - те, которые помогли бы оформить новое задание - „правительственный дом Советов“.
И здесь я руководствовался функциональным методом. Все членения целого на части, на отдель
ные вертикальные отрезки объемов - членения по функциям на отдельные наркоматы.
национального развития мусульман, музей прошлого. Раскрепощенная мысль Узбекистана, Дагестана, как и всех других народностей СССР, вступает в но
вую фазу своего развития и ее дело - не дело могильщиков прошлого, а бесконечные возможности
нового национального строительства, грандиозные перспективы создания новой страны, где здоровые
живые национальные силы должны перековать этот национальный облик, создать его современное социалистическое лицо.
Это значит, что „мечети Улуг-Беков“ остаются позади, - а впереди новые проблемы
„домов советов“.
Но если отмершие предпосылки остаются позади, то есть целый ряд чисто национальных предпосылок, игнорировать которые, конечно, никак нельзя - это живой восточный город в его целом, в его бытовых особенностях, отразившихся на строении улиц и площадей, на организме жилого дома, в его климатических отличиях и прочих чертах его индивидуальной характеристики.
Если мечети Улуг-Беков - музейное наследие, то живой восточный город и жилой дом - бесконечно ценный материал для изучения, тот ма
Каждый имеет свой самостоятельный вход и лестницы и развертывается в вертикальном отрезке своими отделами по разным этажам. Общее звено коридоров объединяет эти отдельные отрезки,
позволяя удобно сообщаться наркоматам между собой. И наконец, главенствующие на всем объемы - ЦИК и Совнарком, непосредственно связан
ные с залой съездов и собраний, с одной стороны, и ВКП и РКИ - с другой.
Каждый отдельный наркомат или отдел трактован с возможностью максимальной изолированности и самостоятельности. Сообщение между собой его отделов совершается по вертикали - лестнице, как наиболее экономящее время (согласно НОТ у); сообщение же между собой отдельных наркоматов - по горизонтали коридоров.
ЦИК, СНК, зал съездов и главнейшие наркоматы образуют своим расположением и пересечением главных улиц открытую площадь для собраний.
Внутри общего кольца зданий - более интимная, замкнутая площадь, с амфитеатром - для тех же целей и спорта. Службы и жилой корпус выделены в самостоятельные звенья.
М. Я. Гинзбург Д
О
М
С
О
В
Е
Т
О
В
.
Ф
А
С
А
Д
.
F
A
S
S
A
D
E