риалы также не сдвигают с мертвой точки вопросов новой архитектуры. И эта область в домах Моссовета атавистична насквозь.
Таким образом ясно, что архитектурная форма нас здесь не обманула. Атавизм оформления - функция атавистического подхода по существу. Характерно, что Моссовет, очевидно, сознавал неудовлетворитель
ность архитектуры этих домов, объявляя в свое время конкурс на украшение фасадов.
Но в том и дело, что сама идея „украшения“ фасада хотя бы в самом новом, что нп на есть стиле, есть идея ложная и не совре
менная, так как, действительно, современная архитектура, архитектура, выражающая нашу новую эпоху, - не требует никакого „фасада“. Эта архитектура естественно и неизбежно подучается, как функция правильно понятых новых производственно - бытовых взаимо
отношений, новых строительных материалов и методов их употребления.
Непосредственно ответить на все поставленные вопросы экономического и конструктивного характера, давая при этом атавистические решения, а это в сложном переплете
нии современности, как мы видим, возможно, значит, кроме того,еще не доучесть целый ряд предпосылок, предпосылок более сложного характера, всегда вытекающих из функци
онального назначения вещей, но не с такой непосредственной очевидностью, как это может показаться на первый взгляд.
Даже если предпосылки в общих чертах сами по себе установлены и правильно, то даже и тогда в применении функционального метода легко может вкрасться ошибка не
доучета некоторых функций, более мелкого масштаба, но тем не менее препятствующая правильному оформлению вещи.
Так, например, примитивно понимаемая функция стула состоит в создании предмета, на котором можно было бы сидеть, но только тщательное изучение всех привходящих этой функции обстоятельств, изучение того, для какой работы предназначен стул, для какого помещения и условий, из какого мате
риала и т. д., - может дать окончательный и исчерпывающий материал для оформления этого стула. То же, конечно, остается в силе и по отношению к любому отдельному элементу архитектуры.
Далее в своем дальнейшем развитии, вопрос материализации определенной функции сейчас же выдвигает перед архитектором целый ряд проблем чисто архитектурного мастерства, т.-е. учета всех особенностей и возможностей употребляемого материала и учета всех возможностей психо-оптического воздействия.
Другими словами, материал должен не только удовлетворять своему прямому на
значению, но и целому ряду привходящих обстоятельств, функционально раскрывая все свои естественные возможности цвета, фак
туры, обработки и пр. Никогда еще все эти вопросы не играли такой большой роли, как именно теперь, п это, конечно, объясняется тем, что старая архитектура материалом лишь „подавала“ форму, а следовательно, само собой не в такой степени интересовалась качеством этого материала.
Если, например, дверная ручка какогонибудь классического дома изображала коринфскую колонну или какую - нибудь из Венер, то, конечно, не так важно из ка
кого материала она ее изображает - все равно настоящую мраморную колонну или живую Венеру вместо ручки не поставишь. Но когда дверная ручка - лишь функция своего назна
чения, то вопрос самого материала, его плотности, обработки, блеска, полировки и пр. - становится кардинальным вопросом данной частной архитектурной проблемы.
II, конечно, совершенно не случайно, что наиболее современные продукты новой куль
туры: авто, самолет, или какая-либо машина особенно поражает нас качеством употреб
ляемых материалов, разнообразием своих фактур и поверхностей, всегда функционально оправданных. И, конечно, правильно по
нимаемый метод функционального мышления заставляет нас перенести на элементы архи
тектуры тоже сугубо внимательное изучение используемых материалов и их технической обработки, отныне становящееся одним из крупнейших вопросов материального оформления архитектуры.
Но точно так же чрезвычайно важной проблемой становится проблема правильного учета психо-физического воздействия эле
ментов архитектуры. Форма должна не только выполнять свое основное назначение, но и выполнять его с максимальной ясностью и восприниматься нашим психо-физическим аппаратом с минимальной потерей энергии восприятия.
Вопросы окраски поверхности, например, становятся иногда не только вопросами, играющими только техническую роль, но и сложными вопросами нашей психо-гигие
ны. Современная пснхо-физпология отлично знает, что целому ряду функциональных назначений способствуют свои наиболее благоприятствующие цвета.