Кроме этого неумолимого закона аэродинамики, - сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости и кубу мощности двигателя, - перед кон
структором стоит вторая задача: дать самолет уравновешенный, т.-е. способный противостоять ударам ветра и выходить из любого положения по отно
шению к земле, если по тем или иным причинам будет нарушен режим его полета. Конструкция самолета, не удо
влетворяющая этим условиям, рано или поздно, но должна привести к катастрофе, т.-е. самолет, потеряв равновесие, упадет на землю.
И, наконец, третье условие - метод статического расчета самолета - обя
зывает конструктора экономить в весе самолета. Из каждой детали выбрасы
вается вон весь материал, который не служит прочности. Удаляется в буквальном смысле по нескольку грамм мате
риала, если он не несет статической нагрузки.
Таким образом, создается машина максимальной прочности при минималь
ном весе без какого бы то ни было мертвого груза.
Этот .режим экономии в весе деталей, которых имеется в самолете до 3500, в конечном результате за счет общего уменьшения веса самолета по
зволяет взять не один десяток литров бензина, что увеличивает продолжи
тельность полета на 1 - И/г часа, или дает возможность пролететь машине лишних 150 - 200 км.
АРХИТЕКТОР!
И ТЫ УДАЛЯЙ КАЖДЫЙ ГРАММ МАТЕРИАЛА ЕСЛИ ОН НЕ НЕСЕТ
СТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Короче говоря, три условия расчета при проектировании самолета:

Аэродинамическая форма внешних де
• талей и их общая компановка, построенная па принципе максимальною устранения вредных сопротивлений Rх поступательному движению самолета.

Наилучшее размещение центра тя
. жести и сопротивления (Rх и Rу), обеспечивающею максимальную устойчивость самолета в воздухе и

Удаление из деталей материала, не
. несущею статической нагрузки, создают в конечном итоге самолет, облеченный в известные всем красивые и изящные формы.
архитектор, ВНИМАНИЕ вот -
МЕТОД ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Если просмотреть эволюцию формы самолета от первых его конструкций в период зарождения авиации в 1909/10 гг. по наше время, то с эстетической то
чки зрения преимущество останется за современным типом самолета.
ПерЕый тип самолета с нагроможденными деталями, с доходившими до не
скольких сот метров проволоки и тросса, связывавших детали его конструкции, сейчас уступил место самолету с мини
мальным числом деталей в форме и с законченностью самой формы.
Эта эволюция самолета явилась следствием эволюции методов расчета самолета, или, вернее, научного обоснования методов расчета самолета. Отсутствие точного знания, в каких аэродинамических и статических условиях работает та или иная деталь самолета,
вынуждала конструктора для обеспечения прочности самолета и улучшения его аэродинамических (полетных) качеств усложнять конструкцию излишними деталями и придавать им произвольные формы.
Самолет получался тяжелым, не было законченности в деталях, а сама форма самолета имела вид случайно соединенных конфигураций.
Только современные достижения аэродинамики и аэротехники позволяют в наше время конструктору дать деталь самолета, отвечающую действительным условиям ее назначения и без нагро
мождения лишнего материала. В итоге получается современная форма само
лета, воплощающая идею конструктора, на научно - построенном расчете и в конечном результате - изящная форма, вызывающая эстетическое ощущение.
Эволюция методов расчета самолета за последние 18 - 20 лет, когда конструк
тор смог, наконец, осуществить вековую мечту человека - летать по воздуху, - результат исканий человеческой мысли в течение многих веков, и только современное состояние химии, металлургии, прикладной механики, электротех
ники, термодинамики и аэродинамики, - словом, совокупность новейших дости
жений научной мысли, а не романтизм или геройство изобретателя, что мы на
блюдаем в попытках средневекового конструктора летающей машины, дали возможность современному технику построить самолет.
Строя новую жизнь, создавая ее новые формы, мы кладем в основу науч
ную мысль. Мы достаточно сильны, и наша цель слишком определенна, чтобы
современную конструкцию украшать вычурностью и искусственностью красивых фмор.

Инж. К. Акашев