В деревянных павильонах первой Всесоюзной сел.-хоз. выставки жесткость пе
рекрытий использовалась неоднократно. В »Шестиграннике Главного Дома“, напри
мер (схема 1), с открытым двором посредине, была использована жесткость шестиуголь
ной галлереи 2-го этажа. Устойчивость деревянных каркасных рабочих домов тоже нередко создается двуслойным косым полом, сшитым гвоздями.
В каменных сооружениях жесткость еще полнее осуществляется железобетонными
перекрытиями. Иногда последние могут быть использованы для распределения не только давления ветра, но и распора или дру
гих, более значительных усилий. В новой
„аэродинамической лаборатории ЦАГИ“ (схема 2) железобетонное покрытие боковых крыльев передает поперечным стенам распор от двухшарнирных ферм по
крытия среднего зала. В плиту ж.-б.покрытия пришлось ввести небольшое количество добавочной арматуры, главным образом, „веерной“, для собирания распорных усилий к железобетонным крючьям, заложенным в поперечные стены. Благодаря значительной высоте (h=8 - 9 м) горизонтальной балки, напряжения „п и t“ от горизонтального
изгиба очень малы, несмотря на большие пролеты и малую ширину ее (d=8 см).
Рассматривая здание как систему,устойчивую в целом, мы, конечно, должны поза
ботиться о жесткости отдельных элементов системы. При железобетонных междуэтаж
ных перекрытиях высота этажа обычно достаточно мала, чтобы обеспечить устойчивость даже самых тонких заполнений каркаса стены.
Совсем иначе дело обстоит у зданий,не имеющих жестких междуэтажных перекрытий, т.-е. зданий с деревянными между
этажными перекрытиями по балкам зданий, покрытых обычными стропилами.
В этом случае уже редко удается использовать вертикальную жесткость стен. Даже при хорошем грунте и сравнительно небольшой высоте здания (схема 3) боль
шей частью бывает выгоднее закреплять положение точки А не консольной жесткостью I - I, а балочной II - II. Такое ре
шение совершенно неизбежно в стенах над проемами, где жесткость I - I зависит от сопротивления перемычки скручиванию. По схеме (II - II) решено перекрытие порталь
ной арки в театре клуба Дорпрофсожа при Каз. жел. дор. Для уменьшения веса стена над железобетонной балкой сделана пусто
телой, в виде двух стенок по 1/2 кирпича, связанных через 1 метр (по высоте) железобетонными прослойками по 8 см толщи
ной (разрез 4). Эти прослойки и являются горизонтальными балками с двойной арма
турой, передающими давление ветра по 1 - 1 ближайшим поперечным стенам. Для удобства кладки, создания опалубки под желе
зобетонный прослоек и утепления стены кладка велась около пустотелых ящиков из 1 теса.
Мне кажется, что эта схема решения стены, в виде наслоения горизонтальных железобетонных рам, могла бы найти обширное применение в экономическом жил
строительстве. Кирпича расходуется в 21/а раза меньше, конструкция фундамента зна
чительно облегчается, опалубки в виде переносных щитков (в одну тесину) расхо
дуется ничтожное количество, все здание получается по периметру связанное, так как подбалочные мауерлаты, подоконники и перемычки объединяются в непрерывные пояса, и, главное, все явления изгиба раз
решаются в плане, в разрезе же мы имели простое сжатие. Даже при значительной высоте здания можно, постепенно утолщая стенки от 1/2 до 1 и 1 1/2 кирпича, остаться

РА

ЗР

Е
З
в пределах аршинной толщины стен, так как свободная высота работающих только на продольный изгиб элементов стенок мо
жет быть произвольно сокращена, вслед
ствие чего работа кирпича может быть доведена до максимального напряжения.
Несколько своебразно влияние плана сказалось на решении 2-го яруса зрительного зала театра при Каз. ж. д. Необходимость максимального использования площади тес
ного участка требовала большого выноса балкона. Все варианты, вытекавшие“ из рассмотрения разреза (разрез 5), были гро
моздки или неудобны (схемы 6), и только использование криволинейного плана несущей балкон стены (план 7) привело
ПРОЕКТ НОВОГО ЗДАНИЯ УНИВЕРМАГА В МОСКВЕ
АРХИТЕКТОРЫ:

В. А. и А. А. ВЕСНИНЫ

1925
Entwurf eines neuen Waarenhauses in Moskau. Architekten: W. A. und А. A. Wessnin. 1925
к простому решению без стоек в зрительном зале. Консольные фермы балкона подвешены к незамкнутому кольцу, свободно ле
жащему на пилястрах внешней стены. Под действием горизонтальных составляющих опорных реакций ферм свод кольца в нижней своей части работает на растяжение, в верх
ней - на сжатие. При невыгоднейшем загружении консолей(через одну) в обеих частях свода появляются горизонтальные моменты, которые приходится погашать армированными выступами в верхней и нижней ча
стях кольца (разрез 8). Всо железобетонное кольцо вошло в толщу стены и поэтому, заменяя кладку, вовсе не отразилось на размерах фундамента и не отняло у зри
тельного зала ни одного места. Помимо своего главного назначения - держать кон
соли - кольцо, кроме того, сквозным поясом связывает сооружение и, если надо, смо
жет предотвратить деформации довольно слабого грунта.
Таким образом, самые разнообразные виды горизонтальных нагрузок могут быть „погашены“ рациональным использованием плана здания. Легче всего устойчивость
сооружения осуществляется криволинейным или ломаным планом стен (ротонда, уступ, эркер, жесткая перегородка и т. п.). Взаимно
перпендикулярные элементы стен могут быть даны (в плане) и разрозненно, но тогда они должны быть связаны горизонтальными диафрагмами (жесткие междуэтажные пе
рекрытия, галлереи и т. п.). Если диафрагм нет, жесткость должна быть осуществлена в самой стене. Только невысокие здания, и то при хорошем грунте, имеет смысл за
щемлять в земле. Жесткость высоких со
оружений легче осуществляется с помощью горизонтальных рам (железобетонные кар
низы и прослойки), конечно, если пролеты прямых участков в плане не слишком велики.
Инж. Г. Карлсен
PS. Приношу благодарность инженерам Б. Н. Варгазину и С. А. Маслих за помощь, оказанную мне при составлении заметки.
РАЗРЕЗ