Из книги Мендельсона АМЕРИКА. Aus Mendelsohnsbuch AMERIKA МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФРОНТ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Если окинуть беглым взглядом все то, что происходит сейчас в архитектурной жизни всех стран, первое впечатление будет таково: мир раскололся на две части. В одной - еще господствует Эклектизм, потерявший всякую отправную точку, истощивший себя до конца и отлично символизирующий загнивающую культуру старой Европы, в другой - пробиваются молодые здоровые ростки, по
являются истоки новой жизни, устанавливаются вехи, по которым не трудно протянуть единую нить международного фронта современной архитектуры. Несмотря на все отличия и особенности разных стран и народов, этот фронт действительно существует. Результаты революционных исканий авангардов современной архи
тектуры всех стран тесно пересекаются своими линиями друг с другом. Они выковывают новый интернациональный язык архитектуры, близкий и понятный, несмотря на пограничные столбы и барьеры.

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

Редакция: Москва, Новинский бульв.,32, кв.63 Тел. 5-76-95 Moscau Nowinsky bu lew. 32, 63

Но стоит присмотреться к этой картине несколько ближе, как сейчас же становится очевидным, что в общем потоке сливаются различные струи, что пути творческих исканий различных стран и народов не совсем одинаковы, что при общем сходстве имеются и отличия, - отличия не только в формальной выразительности этого языка, но и в основных принципах, его одушевляющих.
Среди всех крупных европейских стран, Германия одна из первых почувствовала потребность в обновлении окостеневшего архи
тектурного языка Европы. Мюнхен, Дюссельдорф и Дармштадт искали нового уже в то время, когда Париж, Лондон, и Петербург еще незыблемо стояли на своих ложно-классических пьедесталах. Неудачная, но симптоматичная волна Модерна захлестнула Европу именно из германских стран. Ольбрих, Вагнер и Лоос были посвоему предвестниками новых времен еще задолго до войны. Пе
тер Беренс (род. в 1868 г.) впервые сознательно принялся за архитектуру промышленных сооружений, а Вальтер Гропиус уже в 1911 г. сооружает ряд промышленных зданий в плане вполне современней архитектуры. Но, несмотря на эту явную устремлен
ность германских стран к поискам нового, вряд ли можно назвать этот первоначальный период целиком удачным по результатам.
В последнее десятилетие перед войной Германия под напором пангерманизма стремилась отыскать формы монументальные и по
давляющие, создавая тяжеловесный стиль, одушевленный главным образом ее шовинистическим задором. Проекты современных не
мецких архитекторов еще и теперь не свободны от его отзвуков. И в то же время изможденная послевоенная Германия вносит в эти искания новые ноты экспрессионизма, расслабленного и бесформенного, отпечатка которого не лишены даже такие талантли
вые зодчие, как Таут, Пельциг или Мендельсон. Архитектура Германии в большинстве своем все еще не свободна от пафоса и романтизма, все еще строится на игре формальных элементов, подчеркивая или гипертрофируя их. И хотя нередко за этой обо
лочкой происходит большая работа по революционизированию intérieur’a по рациональному использованию всех технических усо
вершенствований и разумному распределению мебели, однако все эти возможности являются еще, к сожалению, потенциальной си
лой, смело обнаружить которую архитекторам до сих пор не удавалось.

Г

Е

Р

М

А

Н

И

Я

ARCHITEKTUR DER GEGENWART

L’ARCHITECTURE CONTEMPORAINE