самым блестящим формам современной техники. Этот период наивного „машинного символизма” уже изжит.
Лишь творческий метод изобретателя должен быть завоеван современным архитектором. Должно быть категорически отвергнуто нали
чие каких-либо штампов прошлого, как бы прекрасно оно ни было, ибо искания зодчего по существу своему такое же изобретение, как и всякое другое, изобретение, ставящее себе целью организовать и сконструировать конкретную практическую задачу, не только диктуемую сегодняшним днем, но и пригодную для завтрашнего.
Итак, прежде всего, ясное раскрытие всех неизвестных. И, в первую очередь, неизвестных общего характера, диктуемых нашей эпохой в целом,
раскрытие особенностей, связанных с появлением нового социального потребителя архитектуры— класса трудящихся, организующего не только свой современный быт, но и сложные формы новой хозяйственной жизни государства. Тут, конечно, речь идет не о подлаживании к индивидуальным вкусам
нового потребителя. К сожалению, часто именно к этому сводят постановку вопроса, при чем еще стараются по
спешно приписать рабочему вкусы и вкусики, являю
щиеся по существу отголоском старых дореволюционных взглядов.
Но тут дело меньше всего заключается во вкусах. Речь идет о выяснении особенностей нового потребителя,
как мощного коллектива, строящего социалистическое государство.
Речь идет, прежде всего, о принципе плановости, который должен войти в работу не только тех или иных руководящих государственных органов,
но и в работу каждого зодчего, о включении отдельных замыслов в общую производственную сеть всей страны.
Коренным образом меняет характер работы современного архитектора то, что он сознает свою деятель
ность не как выполнение отдельных заказов, а как установку стандартов архитектуры, орга
низующих новые жилища и города, как непрерывное совершенствование этих стандартов, в связи с общими производственными особенностями, с уровнем нашей и международной строительной техники. В условиях пе
реживаемого нами строительства социализма, каждое новое решение архитектора — жилой дом, клуб, фаб
рика— мыслится нам, как изобретение совершенного типа, отвечающего своей задаче и пригодного к размно
жению в любом количестве, сообразно с потребностями государства. Это обстоятельство заранее отводит энергию архитектора от поисков индивидуально-вкусового решения — к совершенствованию своего стандарта, к уточне
нию и максимальной типизации всех его деталей. Но для того, чтобы эти стандарты были действительно радикально обновлены, для того, чтобы они стали подлинно новыми архитектурными произведениями, конечно, они должны быть задуманы не на индивидуаль
ном участке, не произвольной прихотью, не в тесных рамках скученного и случайно планированного города, а обратно, исходить из общего целого, из новых принципов рационального урбанизма, пригодного и для зав
трашнего дня. Таким образом, очевидно, что условия нашей государственности властно отбрасывают нас от архитектурной единицы через сложный производственный процесс к целому комплексу: селению, поселку, городу.
К сожалению, специалисты, стоящие во главе государственных органов, ведающих нашим строительством,
меньше всего озабочены этим важным вопросом, меньше всего расположены пытливо смотреть вперед. Они

Ленинградская Правда

Фасады здания Московского отделения конторы и редакции газеты