CH ЕПОЙ
ПРОЗРЕЛ
	новый УСПЕХ
проф. ФИЛАТОВА

чКалюба гр. Пирогова на посылоч-
ый отлел ПОРТ’ не осталась без
	ответа. Без воякой волокиты и про-
	мадлевия  директорат  посылочной
торговли ГОРТ’а лал ответ, заслу-
ивалтпцией  пвирокого освещеная в
we tan. На Gywere,  снабженной
зттамтом директората  посылочной
торговли, 3a соответствующей  ипе-
Hee и соответствующими  подтви-
еями директорат ни от чего не от-
звирается, ничего не отрицает и об’-
зоняет репкительно все с редкой
й и откровенностью.

Да. Действительно. 20 сктября
#933 года был получен от гражданин»
за Пирогова из Ивановской про-
‘мьыниленнюй области перевод с зака-
BOM на сумму 13 руб. 72 кои. Оано-
зываясь на каталогах посылочного
отдела ГОРТ’а, mp. Пирогов просил
выслать ему некоторые предметы са-
нтигарии и тигиены., Ла, действи-
тельно, вынтеупомянутый заказ был
пареден нз» исполнение 26-го того
же месяца. Почему пронылю 6 дней с
момента поступления зажаза де п®-
	редачи ето на иаполнение? Hy,
знаете ли, если придираться ко BCH-
кой мелочи.
	Одним словом, заказ был передам
ва асполнение. Был ли он испол-
вен? Нет, действительно, он нспол
wen не был. А почему? А по той
простой причине, что необходимых
гражданину Пиротову предметов в
тот момент на складе не было.

Были ли они в следующий Мо-
‘мент? Нет, и в следующий момент
их не было. И затем потянулись
олин за друпям слелующие момен-
ты, и тянулись они в течение октя-
бря и ноября 1933 гола. Почему же
в таком случае не были возвралце-
ны тр. Пирогову леньти © сообще-
нием ° об отсутствии необхолимых
ему предметов? А зачем же, —
мягко басит директорат посылочной
торговли, — лиицталь человека наде-
жды? Пусть человек надеется. Пусть
скрапиивает ето однообразное сущест-
вование надежда на то; что в один
прекраеный день посылка  полу-
mmo
	На этом месте ответ директората
посылочной торговли  полнимается
ло принципиальных высот. На этом
месте ‘голос директората несылочной
тортевли эвучит мужественно, уве-
ренно и искренно. 1 декабря 1933
года, — звучит этот мужественный
голос, — в”отделе санитарим товар
был отобран. Слышите ли? Товар.
был отобран на всю сумму заказа.

к следует некоторое сниже-
= еле уловимое снижение голоса
на полтона, и торжественное заяв-
ление заканчивается ‘уже не столь
тромогласно:

— .. и 48 декабря товар был
сдан на почту.

Закончив этот ответ, директорат
посылочной тортовли с лостоинством
толитисался: зав. контрольно-инстек-
торокой группы Мерцелов, marek:
тор контрольной группы Мурашев.
06бе полпиаи с уверенными, мужест-
военными росчерками. И под ними
четкая и ясная печать. Не подкопа-
етться. Все ясно. Все сказано. Все
	x
Да, „На жалобу тр. Пирогова ди-
р ат посылочной торговли дал
замечательный ответ. Лучше не от-
вети!иЕ. За двумя подписями и ‘чет
rol печатью лиректорат посылочной
торговли торжественно расписался в
тех методах. которыми он выполия-
ет заказы. В тех методах, по кото-
рым от упакозки заказа AO сдачи
ег^. на почту проходят 3 недели —
(up достаточный для того. чтобы
проехать из Москвы в Нью-Йерк и
вернуться обратно. .
Г Ол. Твист.
	ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ
ПАМЯТИ
		В НАШЕЙ
СТРАНЕ
	Фотоков И. ШАемберг.

ЛЕН ПАРТИИ.
	Вчера Коммунистическая ажалемия
траурным вечером отмечала злемять
овоего действительного члена А. В.
уначарского, активно работавшего
5 академии с самето ее основания.

С трибуны, оменяя друг друга,
‘товорили тт. Н. К. Крупская, Ф.
Раскольников, Е. Усиевич, В. Кир-
  потин, Н. Радек и др.

‘НН. К Knvnexar характелуиявуел
	п, В. Ирупская характеризует
А. В. Луначарского как борца,
Таково было первое впечатление
	Надежды Конетантиновны от зна-
комства с Луначароким, когда он
приехал в Женеву и стал рядом с
Владимиром Ильичем в борьбе с
меньшевязмом, сосредсточив на се
6° такую же ненависть меньшеви
ков, как “H Ленин. Таким же бот-
ino Луначарский оставалея ‘и после
Октября, когла он-шаг за шагом о от-
зоевывал на сторону революции
учительство, деятелей науки, лите-
ратуры и искусства, когда ви борол-
ся за вооружение масс’ всеми сред-
	  ствален в облаютли культуры.
	— Я неё знаю, — говорят т. Круп*
ская, — пругого человека, который
сделал бы для наролното просвеще-
  тия столько. сколько сделал Анатс-
лий Васильевич. Его роль в этой об:
ласти совершение исключительная.
° Тов. Ф. Раскольников говорит 0
Луначарском как о ревопюционере:
Его воспоминания относятся ко вре-
мени кронпегадтской «республики»,
когда Луначарский с его пламенным
словом стал олним аз любимейнгих
ораторов кроншталтских матросов. В
июльские дли он был в первых ря-
дах петрогралеких демонстрантов. а
через несколько месяцев под Пулко-
вом вдохновляя своим  энтузмазмом
питерских пролетариев, защищав-
тих революцию от Краснова п Ке-
 ренского. Е

—- Со свовм именем а своим мно-
	тогранным талантом, — говорит т.
Раскольников, — Луначарский  яв-
лялся  взаманчивой фигурой для
	всех внутрипартийных группировок,
но Луначарский оставался верным
Центральному комитету: он боролся
за генеральную линию партин 4
против контрревюлюнионного троц-
мизма и против лрутгих уклонов.
Тов. В. Кирпотин рисует Луна-
чарского как борца за боевое mpo-
	летарекое социалистическое искус
ство, как проводника правильной
паотийной линмчи з вопросах пите-
	ратуры. Он выетунал и против ‹ле-
ваков» типа ралыювской «левой»? и
против  троцкизма, локазывавитего
невозможность создания  пролетар-
ской литературы в Советском сою-
зе, принимал участие в написании
известной резолюции по вопросам ли-
	тературы, кототая была принята Ih
	партии в 1925 году.
Несмотря на отдельные ошибки й
в теории и в политике, т. Луначар-
	 1 ский оставался верным членом пар-
	тии, и его прах помещен на Врасной
площади рядом с теми, чьи имена
стати любимейтими именами совеёт-
	ских пролетариев и всего социали-
		Имя профессора В. П. Филатова,
производящего свои замечательные
опыты по пересадке роговой оболоя-
ки ослепшим, давно известно дале-
ко за пределами Советского союза,
Москвичи знают проф. Филатова по
его докладам, когда он демонетриро-
вал своих больных, прозревших по-
сле пересалки роговицы.
		Здравпункт фабрики «Дукат» к УП
с езлу превратится в закрытый ме-
дицинский комбинат со всеми основ-
ными лечебными кабинетами. Врач
зубоврачебного кабинета тов. Мете-
лин санирует (предупреждает заболе-
ваемссть) зубы работнице цеха сов-
тигования табаков.
	СФИЗНУЛЬТУРА-
	ЗАВТРА
° БЛИН НА ЛЬДУ
	Алиника проф. Филатова одержала
нозую победу. Удалось убелитьоя в
правильности предположений. выска-
занных проф. Филатовым в прошлом
году в глазной лечебнице в Москве:
Проф. Филатов развивал тогла мысль,
что удастся пересаживать слепым ро-
товую оболочку глаз групов.
	пужно оказать, что к этому заяв-
лению отнеслись с недоверием. Пе-
ресадочные операции еше не вышли
тогла аз стадии опытов, и говорить
0б использовании глаз трупов неко-
торые специалисты считали прежде-
временным.
	Тем не менее проф. Филатов пфо-
извел следующую операцию: одной
больной, ослепшей сразу на оба гла-
за. была произведена пересадка ро-
товицы: в правый глаз — от «живо-
го» глаза и в левый — от глаза. тру-
па. Опустя 7 месяцев к проф. Фила-
тову в клинику явилась его ‘пациент-
ка. Она видит вполне уловлетвори-
тельно. При тщательном . исследова-
нни оказалось, то роговицы на 06о-
их глазах прижелись нормально, они
совершенно прозрачны.
	Огромное значение этой победы
можно оценить тогда лишь, если
учесть, в каком безнадежном состоя-
‘наи была до сих пор больная. Она
жила в Свердловске и в течение 11
пет эбсолютно ничего не видела,
Теперь оно совершенно одна,  6e3
посторонней помощи, соверпвила 60-
льшое путешествие аз ` Свердловска
в Одессу.
	Она забыла цвета. а 11 лет изме-
нились лица родных. Она не узиз-
вала улицы, на которой жила, а че-
релования дня а ночи казались ей
странными...
	Клиника проф. Филатова постави-
ла перед собой задечу на ряду с
научной работой усовершенствовать
самую технику операция. В этой
области клиника уже добилась 60-
льших успехов, Так например,
проф. Филалюв вместе с техником
Марциновским сконструнровали
простой и надежный инструмент для
пересадки роговицы. Инструмент
этот легко можно изтотовить у нас
в Союзе. До сих пор для операций
проф. Филатов пользовался пружи-
нным трепаном Гайтеля, привезен-
ным из Германии. Новый анстру-
мент вполне его заменяет и, таким
образом, делается доступным пвиро-
ким массам сокулистов.

Пересадка роговой оболочки сле-
пым находит все болыше сторонни-
	RUB.

A. Axos
	ЗАВИС Ветупила в эк-

сплоатацию новая
студия граммофон-
ной затиси,° организованная в Ок-
тябрьском зале Дома, союзов. В тезе-
ние первых нескольких дней работы
студии записаны на пластинки вы-
ступления скрипача Ойстраха, бала-
лаечника Осипова и лр. В течение
января будет сделано 30 залисей,
План предусматривает залтись на, пла-
стинки выступлений повнов Большо-
го театра Пирогова и Степановой.
Намечены также орнестровые записи,

„ЗОЛОТОЙ
ФОН Л:
	Расходясь после концерта 0с0500й
детской прунпы, студенты консерва-
тории говорили:

— Они уже играют лучше нас.

На то эта труппа «особая». И ee
поразительный рост, непроторщио-
налыный ее возрасту, надо считать
совершенно нормальным, А рост, ес-
пи оглянуться на прошлый год, дей-
ствительно аторавительный. Если в
li-aennem Byes Гольдштейне минув-
прий тод ие произвел потрясающих
перемен, разве только прибавил
больше вдумчивости и уверенности в
свладении инструментом, то-испол-
нение друпих ребят (особенно это от-
носится к пианистам Розе Тамарки-
ной, Арнольду Каплану н 15-летней
<крипачке Марине Козолуповой) ста-
ло почти неузнаваемым по своей му-
	‚зыкальной зрелости и технической

огиеете АЛЕН СИЕ.
	SH NOW TOME OCT.

Литоний pas становитоя очевид-
ным, что только в наших условиях
бережното м чуткого отношения со
стороны тедатогов, пря тпирокой нод-
держке правительства налтим ода-
реплным детям не угрожает опасность,
подстерегающая каждого «вундеркин-
да» в буржуазных странах,

«Золотой фонл СССР» (так назы-

вают одесокую детокую музыкальную
школу под руководством проф. Cro
лярского), «московский  вундергар-
тен» (особая детакая группа, возглав-
ляемая проф. А. Гольденеейзером)—
это первые не только в Союзе, но и
во всем мире оргавивации, дающие
тениально оларенным . детям-музы-
кантам нормальное коллективное вос-
питание.
‚ Очень жаль. что десятилетний ди-
рижер Маргарита Жейфец, только-что
выстунавшая в Москве в двух сим-
фонических кониертах, растет вне
влияния такой грутшшы, растет оди-
Ночной,

Маргарита Хейфец—даже на фоне
ее высокоодаренных сверстников —
бесспорно выдающееся явление. Де-
сятилелняя девочка, © увлечением
играющая в куклы дома’и даже. в
концертных антрактах, ооедяняет B
себе врожденное умение владеть оф-
	костром. Она охватывает-с легкостью
	произведения большого симфониче-
ского  маклитаба, с исключительно
пластиной и выразительной тезни-
кой дирижирования и необычайной
тонкостью нюансировки, которая 06о-
банно ярко проявляется у Мартари-
ты Хейфец как у пианистки.

Друтое дело, насколько в педалоги-
ческой точки арения целесообразна
в таком юном возрасте планомерная
учеба Маргариты Хейфец в дирижер-
соком плане.

Как оказывается, Мартарита Хей-
фещ разучявает овою оимфоническую
программу только под рояль. итрая
одной рукой и дирижируя другой.
Ни разу перед поездкой она не име-
ла возможности проиграть пропрам-
му с оркестром. 5-й симюонией Чай-
ковокого — произведением огромной
	слюжносли-—Мафртарита Хейфен дири-
	жировала (и дарижировала превос-
холно) ‘с двух репетиций Вряд ля
на это ретилея бы самый опытный
дирижер. Вряд ли такой метод уче-
бы полезен для малолетнего дириже-
ра к каких утолно точек врения.
Мартарита Хейфец заслуживает, что-
‘бы ее творческим воспитанием заня-
лись болеё серъезно.
E. Hawn
	монтов уверял, что Грузия, отказав-
прись от самостоятельности, процве-
Тала «за пранью дружеских THRO?
(«Мцыри»), и он же вместе с ермо-
ловакими батальонами «бил в ба-
рабаны» по поводу их движения,
«колыхаясь и оверкая», на Кавказ
(«Спор»). А Пушкин обрушил на
воинственные горейие племена овое
знаменитое предостережение: «Сми-
рись, Кавказ: идет Ермолов!» («Кав-
жавский пленник»). Стихи эти были
далеко не случайны. Широко поня-
тый классовый интерес направлял
их. Но как может Пастернак, от-
лично осведомленный насчет «неиз-
бывного насилья», которое несли
Кавказу @армоловокие бригады, He
знать, ‹чем лвижим был поток их»?
	‚.. Тем ли,

Что кто-то посылал их в 60й?
Или, влюбляясь в эту землю,
On лальше влекса сам собой?
	По сегоднянвнему говоря, это бы-
ла тогдалиняя «оккупация Манзжу-
рии» — так неужели же она про-
изотпла «сама собой»? Приомина-
ется, что уже Полежаев, этот пред-
щественник разночиниев, смотрел на
вещи куда проще Пастернака. Гра-
беж для него был грабежом, а в0в-
сё не «потоком», и —он блестяще
сиронизировал, назвав завоевание
Кавказа, «плененьем торскых пасту-
хов с великим множеством Oapa-
НОВ».
	Пастернак, разумеется, не собира-
ется (сто лет спустя) протянуть py-
ку помощи колонизаторам Кавказа.
Но, неемотря на весь свой блеск и
овогобразие, он так  некритически
отнесся к классическому насле

что стал жертвой мировоззренческой
установки чужой эпохи.

Если бы Пастернак посмотрел на
Кавказ не «тлазами бравших край
бригад», он бы, например, увидел,
что Датестан уже давно не «ликий>.
Этот Далестан добился всеобщей
грамотности, соревнуется с Чувазши-
эй на всесоюзное первенство по до-
рожнему строительству и перестра-
ивает селения в аэтрогорода. Да и в
отношении Прузии ему бы ие при-
	Бестибюль всесоюзной выставки ра-
бочего изобретательства, находяней-
ся в Политехническом музее, оформ-
	лен архитектором А. Г. вковыковым.

Колоннада сделана из искусствен-

ного черного мрамёра, скульптура —
худ. Н. В. Крандиевской.
	fl. TONCTOR
и mood. KMACAPHH
	Под затлавием «Новое о Талстом
и Масарине» газета «Прагер прессе»
печатает большее интервью полире-
да СССР в Чехо-Словакии т. С. Але-
коаздровекого.
	Интервью посвящено найденным в
советских архивах документам о
взаимоотношениях Льва Толотого и
теперентнего президента Чехо-Сло-
ващкой республики за время их 23-
летнего знакомства (1337—1910 тт.).
	— Более подробно, — товорит т.
Алексанлровокый, — эта тема будет
освещена И. Эильберштейном в од-
ном из ближайних номеров москов-
ского журнала «Литературное нас-
ледство», где будут полностью при-
введены относящиеся к этой теме от-
рывки из неопубликованных пиеем
и лневников Льва Толетото, его же-
	ны Софыи Андреевны, домаптнего
врача Толстого — Душана Maxo-
BHIEKOTO H Op. =
	ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
		Отложенный из-за мороза 30 декабря
розыгрыен блинтурнира на льду состоит
ся завтра ва стадибяе автозавода им.
Сталина. Завтра же состоятся кочько-
бежные соревнования Ha 1 тые. и
5 тыю. метров с участием 20 лучнтях
конькобе:нцев Москвы. Как известно, на
	турнире и в соревнованиях будут разы-
	граны призы им. мастеров физкультуры:
Ф. Селина, Н. Старостина, Я. Мельнико-
ва и П. Инпполитова,

В блиитурвире на льду принимают
участие «Динамо», «Дукат», завод «Серя
я молот» и етадион профсоюза гостор-
	говли ‘и  коопефалии, «КОР», пром
кооперация, Трулкоммуна и ЦДКА.
Блицтурнир проводится впервые В
	СОСР. Он может дать ряд неожиданно
стей. Игры повидимому будут отличать-
сея исключительно быстрым темпом.

Состязания начнутся с 9 часов утра.
Откроются они ветречной эстафетой хок-
кеистов, После хоккейных соревнований
будут проведены конькобежные. В но-
казательных забегах примут  учаетие
$9. Мельников и ИП. Ипнолитов.
		Всего в 1934 году предполагается
записать 400 пластинок. Впервые на-
мечена полная запись оперы («Евге-
ний Онегин»). Для этого потрэбуется
25—30 пластинок, слушание кото-
рых займет столько времени, сколь-
ко обычно илет опера.
	Вроме музыкальной записи CTY-
дия фикоирует на пластинках наи-
более интересные события, пройсхо-
лящие в нашей стране. Особый ин-
тарес представляет работа, произве-
денная студией несколько дней на-
зад. Отулдия записала  выступле-
вия начальника ЭПРОН’а т. Нрылова,
командора Кара-Кумекого пробега т.
Мирецкого, командира  стратостата
«СССР-1» т. Прокофьева и руководи-
теля Памирской экспедиция на пик
Сталина т. Горбунова. Каждый
из них в течение полутора минут
рассказывает о достижениях, пред-
ставляющих мировое значение. Весь
монтаж уместияся на двух сторонах
одной пластинки.
	%.

На нашем снимке — арт. Сергей
Мартинсон напевает новую пластин-
ку. ‹
		В БОЛЬШОЙ
TEATPE

Завтра в Останкине — первые болъ-
птие лыжные гонки с участием лучших
команд Москвы. К соревнованиям допу-
шены лыжники ни лыжницы, прошед-
птие предварительные соревнования.
Оспаривать первенство  затисалось 12
мужских и 12 женоких команд — OF
ИЛКА, «Динамо», промкооперации и
Mrococ.
	Мужекая эстафета — + Хэ километроз,
женская — 3Ж3 км. На старт выйдут
сильные комавлы. От ЦДКА пойдут
	такие лыжники, как Дм. Васильев, Суб-
ботин, Савин и др. от промкоопера»
ния — Бессонов, Бычков. Люнков; от
«Динамо» — Нанков, Зорин, Аралов; от
МГСПО — Марков, Карпов, Антушев,
Хананцев и др.

женских комавл обрашает на
себя внимание состав команды МГОПС:
Юдина, `Бурлачкова и Царева и от
ИДКА — Рагозина, Семичасная и Куль-
ман.

Все эти физкультурники стоят в ряду
первоклассных лыжников и лыжниц
ССОР, Старт женским гонкам будет дан
в 12 часов дня, мужеким — в 1 ac.
С 10 часов утра в Останкине начнется
розыгрыши лыжной эстафеты для воин“
ских команл.
	ВОЛЕЙБОЛ
AMENPONE TPOBCK—
MOCHFA

< В парижеком издательстве «Оризон»
въыыпел Ффраннузский перевод романа
А. Авдеенко «Я люблю», впервые на-
печатавного во втором альманахе «Ше-
етналяяатый год».
	гу ДЛ. Лухманова «Соленый ветер». ВБни-
га представляет художественную авто-
биографию известного камитана дальне-
то плавазия, совертиивтего на паруе-
нике «Товариш» героический переход
через Атлантический океан в Аргенти-
ну. «В этой кните, — говорит Лухма-
нов, — нет жи одного слова неправды.
Нет выдуманных приключений, нет
	TIPURPATMOGHHEIR HLH FOxSITaCOBaHHbix фахк-
	тов», Бнига рассчитана на детей стар-

nero возраста, енабжена краткой мор-
‚ской энияклопедией и техническим сло-

варем и богато иллюстрирована худ.
В. Бехтесвьгм, Е
		Постановлением БЦИК артистам Боль-
wore театра Е. А. Степановой, Л. Ф.
Савранскому и дирижеру Л. П, Пмейн-
бергу присвоены звания народных ар’
тистов республики.

Артистам А, С. Парогову; Б. А. Ряб-
цеву, В. Д. Тихомирову, В. М. Полит-
ковскому, дирижеру Ю. Ф. Файеру
		звания заслуженных деятелей искусства.
	Рис. А. Зубова.
	Tos. Кирпотин ставит перед hom-
академией вопрос об издании основ-
ных литературных работ Луначар-
ского “ oO переиздании его художе-
ственных произведений, таках свое-
обравных и ярких как по своим
идеям, так и по форме.
	А. Кут.
	Фотокор. В. И. Антонов.
	сильно вырос. Рабочий  инетру-
им. Кагановича т. Мартынов  вы-
	Местные особенности этого Вавка-
а» Пастернак охватывает с большой
силой, полчас лаже неповторимо, но
с таким акцентом и упором на фи-
зическое ‘и с таким преобладанием
описаний этото рода над всякими
пругими, что очень скоро превраща-
ет эти описания в порочные.

И действительно, если тот или
иной край брать со стороны его фи-
зической теотрафии (относительно
ненэзменной), минуя географию соци-
алыную, то чем собственно сегодняш-
ний Кавказ будет отличаться от по-
завчерантнего!? «Были все ледники
налиню»,— пишет, например, Пастер-
нак. Но ледники «были налицо» и
сто и тысячу лет назал, Да в сам
поэт — равве за полтора десятиле-
тия до этих стихов он уже не «клял-
ся льдами вершин», а чем эти
‹льды» ORTH YUE от сегодняпених?

Прирола горских ‘республик ося-
заема им отчетливо материально,
осязаюма до блеска, но места этой
природы в социалистическом строн-
тельстве поэт не определяет. Ска-
зать о сегодняшнем Дагестане, что
там
	Кругом толпились гор отроги,
И новые отроги гор

Входили молза по дороге

И уходили в коридор.
	— это значит еще ничего но Gha-
зать. Потому что не одними же 1го-
рами жив Датестан, и не могут же
эти горы существовать изолирован-
HO от человека да еще от социали>
стического человека!

Но в том-то и делю, что стихи Па-.
стернака в гораздо большей стеше-
ни полны поэтизеских размышле-
ний 0 холодном величии Кавказа,
чем 0б изумительном кипении его
строителей.
	Нетрудно понять Пушкина и Jlep-
	монтова, когла они, от ‘всей души
	неназвиля никюлаевокий режим,

же смотрели на завоевание Кавказа
глазами своего клабса и характери-
зовали торские племена... неуживчи-
выми только за то, что последние
встречали натиск российских коло-
низалюров не с голыми руками. Лер-
	Пучтиие волейболисты Москвы, в0“
педитие в первую сборную команиу cTo-
лицы, выезжают 19 января для игр B
Днепропетровск. Туда же прибудут
сильнейшие волейболисты Харькова.
	Между Лиепропетровеком, Харьковом и
	Москзой будет разыграя матч, В про’
тилом году нз таких же соревнованиях
побелительницей оказалась Москва.
	ИГРА
HAYAAACH
	ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДЕТСКИИ ТУРНИР
		Всесоюзного рекорлиста-рысака, зовут «Петупюк».
	Отчего х OFT HEX
не тяжко,
а свободно
на душе? .
Ходишь-бродитнзь,
ходишь-бродишь
Мысли —
черные жуки.
Может,
виразлу
предал родич?
Может, ближе
чужани?
	Самые юные представители птахмат-
ного племени собрались вчера в Боль-
пюм зале консерватории на открытии
всесоюзных детских ттахматно-тналиеч-
ных соревнований,

Их возрает исчисляется тремя пяти-
летками. Самым старитим — 16, млад-
им — 11 лет. Однако отборочные тур-
ниры показали высокий уровень игры
	18-летняя Лина Сохор (Смоленок) pac-
оказывала вчера председалелю шах-
матно-шалцечного сектора ВОФК Tor.
Н. В. Крыленко о своих победах. Она
сыграла 23 партии на школьном, райок-
ном и городеком турнирах. 22 победы и
1 ИЕ — вот результат.
. Два десятка горолов, свыше 10 побе-
дителей. У’ каждого уже немало побед.

В конце вечера состоялась жеребьевка,
Мастер Н. Н. Рюмин об’яенил ребятам
условия турнира. Игра будет проиохо-
дить ежедневно © 11 Час. до 2 часов
дня.

Сегодня в клубе им. Калинина — пер-
вый тур. Фигуры поставлены на доски,
игра началах...
	отголоски
МАТЧА
	РЯЗАНЦЕВО. (06. инФ.). Bpomiopy
«Что такое друзья народа и как они
воюют с социал-демократами» В. и.
Ленин печатал в Переславском районе
ИЧО, в имении Ганигина (д. Горки,
Отгамяцевского сельсовета).

16 просвещенцев — слупталелей круж-
ва по истории пафтии при тюлитотделе
Рязазнцевской МТС—юобратились ко всем
mpocnemennam файона с зврельложением
к 10-й годовитине, смерти В. И. Ленина
опгализовать в Торках образцовую 3.
бу-читальню и первые внесли на это
злеротриятие 40 рублей. и

О и
	ПОЛПОЛЬНАЯ
ТИПОГРАФИЯ

ТИФЛИС. (CoG. wud). В январе на-
чнутся фаботы по восстановлению ав-
лабарской подпольной типографии
болыйевияков. План этой типографии в
	О ОВ веем РИи ee
том виде, в каком она была в 1905 го-
лу, когда в ней велась работа под ру-
коволетвом TT. Сталина, Цхакая, Маха-
радзе и лр., сейчас имеется. По этому
плану будут вестись восстановитель-
ные работы.

Типография помешалаеь в подвале
дома. Вход в Hee шел через находив-
птийся во дворе колодезь. В этой ти-
тографии набирались все нелегальные
мздания партия на грузинском, русоком
и армянском языках. Исторические
броптюры «Вскользь © партийных раз-
ногласиях» Оталина и «Две тактики»
Ленина были напечатаны в этой типо-
графии. .

До 15 апреля 1906 года, когда типо-
трафияю разгромила жанлармерия, типо-
графия снабжала, революнионной литера-
турой большевиков Закавказья.
	ТРОЛЛЕЙБУС
	В РОСТОВЕ
	Спрос на техническую книгу
ментального цеха 1-го ГПЗ
	(АСЕЕВ
й ПАСТЕРНАК)
		бирает в техбибпиотеке нужную книгу.
	лось, сколь это ни поэтично, мно-
Жить «нужду на нежность, ад ча
рай», а удалось бы увидеть ее но-
вый быт «помноженным на электри-
чество и коммунизм».
	Совершенно иной Кавказ откры-
вается в стихах Аофава. Его поэма
«Смерть  Окомана» — это Кавказ
по-советекм, Кавказ—каким он еще
никогда не был. Несмотря на то, что
основным содержанием поэмы явля.
ется гражданская война, в извест-
ной своей засти ставшая историей,
поэма Асеева современна в лучшем
значении слова. Сюжетно опираясь
на биопрафию реально существовав-
птего организатора партизанских от-
рядов Окомана, она через описание
его смерти в 1932 г. в Кисловодске
соединяет свой исторический план
с планом современным.

Для Асеева, поэма которого явля-
ется до некоторой степени полеми-
ческим ответом Пастернаку,
	Не на удивление
и не на показ
Высок и велик Кавказ.
	Нет, его Кавказ совсем  друтой!
	Вместо традиционных «верпин»? и
«Арашвы, сдавленной горами», на-
‘личествующих у Пастернака, Асеев
дает в своей поэме сегодняшний,
жизой, разноплеменный и тем не ме-
нее национально замиренный край
и ето людей, ‘которых больше не
«взрывает злоба, и мингрельца тер-
пит осетин».

На этом Кавказе по-иному расре-
деляются симпатии и антипатии. Не-
левние «роличи»-князья,  приво-
пивикие белых, вырезывали целые
аулы, а теперешние  ‹чужаки» B
кепках и фуражках, планирующие
социалистическую промышленность
‘края, ведут себя, как бралъя. Ряд
недоумений по этому поводу одного
из стариков аула феаливован Ace-
евым в блестящую песню:
	Мы в папахаех,

те — в фуражках,
речь их —

порох камышей,
	ЛЕНИНГРАД, 5. (По телефову от на>
шего корреспондента). ПТахкомитет Ле-
нинграда высказался против устрой-
ства матча Алаторцев-—БотвинниЕ, ис-
холя из тех соображений, что в бли-
жайтшее время Ботвинник должен быть
освобожден от шахьатной налрузки и
должен получить, наконец,  возмож-
ность возобновить свои занятия в ка-
яеотве аспиранта в вузе.
	«=

Известный австрийский мастер Мзюл-
лер выступил в Вене с докладом ло
радио о матче Ботвинник—Флор. Разо-
брав качественные показатели матча,
он ` пришел к выводу, что Ботвинника
надо считать моральным победителем
Marya.
		Rapras Aceepa — ве Кавказ во-
обще, а Кавказ, тронутый социали-
стическими ветрами. Это — много-
национальный край плюс советская
власть, которая «языком говорила
одним, хоть множество было наре-
ЧИЙ» и которая не только в Гру-
2ия и Дагестане, в Абхазии и Осе-

тии, но и в трулно доступной Сва-
нетии
	... вбежала

На крутой отрог,

Как по лезвию кинжала,
Не позанив ног.
	Не уступая Настернаку в уменьи
озватить` местные особенности от-
дельных горских республик, Асеев
всегда подхолит к теме политичес-
ки и потому даже такие «страш
ные», хотя и привычные в кавказ-
оких стихах слова, как «кинжал»,
помещает в соответотвующий  KOR-
текст. Мировоззренческая концепция
ето такова, что позволяет ему зани-
мать те самые высоты, ¢ которых
не только Кавказ, а и весь мир ви-
ден заново.

Занимая тажие высоты, Асеев су-
мел свою личную взвелнованность и
свою лирику поставить на общест-
венную службу. Далеко видя перед
собой, он овладел темой нового Кав-
каза. А Ведь для поэта, если только
он работает над своим мастерством,
	владеть темой-—это значит владеть и!
	едиинотвеняяо нужным словом и едан-
ственню ‘нужным определением, ко-
торые эту тему помогают вести и
развертьхвать,
	ЛЬ ПЕЗНАМОВ.
	ВОИМИ ПОСЛЕДНИМИ произве-

лениями поэты Н. Асеев и B.
Пастернак дают повод и 303MOm-
ность побеседовать о советском Кав-
казе. \
_#H. Асеев напечалал в «Правде» и
др. изданиях поэму «Смерть Оксма-
на», пеликом построенную на кав-
казской томатике, а Б. Пастернак
половину своих стихов в ыните «Вто-
poe рождение» посвятил Датестану
и Грузии. .

Как же отложилоя Кавказ в их
стихах?

Начнем с Пастернака. Его Кавказ
открывается если не из прекрасного
палека, так из прекрасного высока.
	Он так романтически вриподнят, GTO,
	неемотря на большую предметность
сравнений и образов поэта, несмот-
ря Ha «сверхеетественную зрячесть»
его деталей, в сущности не выходит
из рамок пушкиноко-лермонтовской
стихии.

Вот как, нар. выглядит у Hero
сеголняирний Датестан;
	Он к нам катил свои вермивы
°_И — черный сверху до подошв —
Так и рвался принять мапину

Не в’лязг кинжалов, так под Дождь.
	Это — Кавказ с. наворочаннымя
горами и страстями; тажой, каким
он укладывалея еще в сознание но-
мещичье-дворянской поэзии: дикий,
попибельный и зловещий. Поэт как
бы появляется в экзотической каз-
кавокой бурке да так и не онимает
ее.
	РОСТОВ. (Соб. инф.). одарнеки  о
екого вагоно-ремочтного трамвайного
в подарок ХУП c’esay партии

паука,
заканчивают строительство первого на
Северном Кавказе троллейбуса. Трол-

лейбус строится целиком из советских

материалов и раесчитам на 24 места.
С наступлением теплой погоды буд

открыта первая троллейбусная линия

по Еуденновскому проспекту, СЕ
oe ee tee Te he ToarmkKiI-
	ПЕР 2

ютиая Ростов co студенческим = TOPO‘
ком и домами отдыха.

MHCTHTYT
ОПЫТА

СВЕРДЛОВСК. _ (Соб. инф.). . Институт
технической информации и обмена

опытом организован в Свердловске
вю Qananw Ы-

Е им a задачи Ein
OME. a
при У полнарвомтя жир a awamnmeuHwew CMibI-
	ститута — РУК семьи
Ta передовых предприятий в промыи-
ленность. Опыт будет передаваться че-
рез карточки «СО», техническую ии-
формацию, технические библиотеки

и я.
Янститут открывает в начале 1934
года свом препставительства B Перми,
челябинске, Златоуетс, Магнитогореке,
 Казакстане и других пунктах. Инсти-
тут булет издавать техническую инФор-
малиомнутю газету «В поход 3& обмен
опьттом?. Организуется научно-техниче-
		РЕДАКЦИЯ — Потаповский пер., 3.
Прнем корреспонлевции и посетителей
в секторе ковтроля и проверки испол.
нения от 12 ло 6 3, веч., телеф 60-25.
Справки, телефонограммы (техниче-
ский секретариал) от 12 ч. дня. телеф.
5-20-53, .
Зам. редактора—3-52-19, 15-80 доб. 1-94.
	р литературы и искусства —
3-52-17, сектор тек. кампаний — 15-80,
доб, 1.36. 1-37. Инфоомация — 1-90.
	доо, 1-29 и 1-42.

СЕКТОРЫ: партмассовьы — 15-80, доб.
1-34, оформления 15.80; доб. 1-22.

КОНТОРА РЕДАКЦИИ: Потаповский
пер.. 8. Тел. 4-42-33.

ПРИЕМ ОБ’ЯВЛЕНИЙ -— ул. Горького.
42, угол Пушкинской плошади, от 9 Ч
утра ло 9. час, веч. Телеф. 5-57-50, 57-37,
3696. Г
	RPO PDE ren
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР «ВЕЧЕРНЕЙ
МОСКВЫ» ВЫЙДЕТ 7 ЯНВАРЯ
	ОТВ, РЕДАКТОР: `
Г А PHAHOS