MVASHEONY
		Ме PACIIOJIATAEM некоторыми
материалами Для жизнеописания
рояля № 5785 фабрики Шредера.
Материалы невелики: желтый, укра-
шенный гербами фабричный arre-
стат, выюказывания современников,
фотографические ` карточки. Задача
бнопрафа-—систематизировать  мале-
риал. Ниже мы делаем эту попыт-
ку. Опыт биографии вещи. Профиль
пером. ,
Ролль № 5785 выпущен в свет
в 1915 тоду и приобретен купцом
Сафировым.
‚ 1915 тод. Военная Москва. В. Пет-
ровоком театре миниатюр пляшут
«Аргентинское танго». Промят немец-
кне магазины, тремит стекло, бря-
кают о мостовые цкафы и локомо-
били. Так освобождают погромщики
русский капитализм от немецкого
засилья. И освобожденные от стан-
	`’_ Купец Сафиров торгует селедками.
До войны он владел лавкой. Война
распеирила. селедочную коммерцию.
Бочки с селедкой бродят по стране,
их перепродают в кафе, на костю-
мированных балах, в концертах. Ими
интересуются на театральных премь-
ерах, на выступлениях символистов,
на теософских собраниях. Селедка
подобно многим товарам тех времен
приносит горе и счастье. Боталотво
и раворение. Мудрость м глупость.

Сафирову она приносит счастье.
Из Замоскворечья он переезжает на
Покровку, потом на Пречиетенку.
Нало обставить квартиру. Среди
прочих вещей — постели Людовика,
ъешалки в прихожей, антелов Рафа-
эля, пылесоса — Сафиров покупает
рояль.
	Чиобы играть на рояле? Нет. Ро-
яль выполняет совершенно иные
функции. Его покупают не из прн-
верженности к музыке, не из любви
к Шопену тащат на пятый этаж
этот тяжелый, неповоротливый груз.

Рояль ипрает в те дни иную роль.
Он является аллегорией отдельной
квартиры, CHMEOIOM коммерческой
устойчивости хозяина, Каждый, чьи
дела нешлохи, должен иметь в квар-
тире рояль. Рояль 6еель признак ©о-
лидности квартиры, подобно тому,
как табличка «цены 6e3 запроса»
есть признак солидности магавина.
Рояль безмолвотвует, Подобно столу
он служит постаментом’ для семей-
ных альбомов, для «Мефистофеля»
Антокольского, для глиняных овиней
и собак, для пепельниц, для вот на-
конец, где грулой\ собраны necuH
тех дней: «Оружьем на солнце свер-
кая», mane  «Мажсоис» и танго
«Прусть» сочинения композитора Ко-
юзотулло. к

Рояль звучит линь на‘пасху и на
именины, когда какой-нибудь виви-
тер вдруг начинает играль «ообачий
вальс» да гости, собраешиеь в вру-
жок, поют «Гайла, тройка!».

Семнадцать год.’ Сафиров бежит
из Москвы. Рояль № 5735 остается
без хозяина. Рабочие перебираются
	 5 сафировскую квартиду, они пфи-
	носят сюда свой скарб, они распако-
	СА
	Фотокор В.  Минкевия
	СЛУШАТЕЛЯ
	‚ Летом 1932 кода

Е. Габрилович

Это — выходец из мира вралов, из
мира роскоши и богатотеа. Лодырь
и неженка. Его заставляют работать,
юн проходит суровую школу. Нри-
MYC гнездится на нем, ва деке его
жарят, варят, пекут, моют мясо, чи-
стят картонгку. 18-й год! Революция
охвачена кольцом врагов, рабочие
отряды -идут на фронт, мерзнет Мо-
сква, трещат водопроводные трубы.
И рабочий, воавралясь на побывку
из-под Харькова или из-под Уфы,
кладет свою винтовку, совой птык,
свой вещевой менюк на рояль. Это—
первая вотреча рояля се рабочим.
Дальнейшая судьба налпето рояля
пестра и разнообразна. Жизнь рояля
в революцию развертывается сложно
и неровно. Обычно тяжелый и не-
поворотливый, он приобретает вдруг
редкую стремительность. Его перево-
взят с улицы на улицу, он бродит
по этажам и квартирам. Отромные
социальные  одвиги, происходящие
в стране, отражаются на пути всех
вещей. Вещи приобретают взамеча-
	тельную подвижность.  Движутся
зеркала, библиютеки, картины, ди-
	быть 6 ^^^ “а. м8 пришлось
быть в Сочи на концерте маленько-
го дирижера Маргариты Хейфец.
flene natn...
	Я В а
made рабочих, сидевших рядом co
мною, обратились ко мне с ны
о роли дирижера в оркестре. Завя-
залась беседа, которая потом вышпа
далеко за‹.рамки первоначальной те-
мы. Вопросы, задаваемые мне собе-
седниками, с очевидностью показа-
пи, какой живой интерес` проявляет
рабочая аудитория н искусству, как
высоко поднялся ее культурно-музы-
кальный уровень.

Наш слушатель жадно впитывает
6 себя музыкальные впечатления.
Каждый концерт для него—это нако-
пление новых культурных богатств.

Вспоминается аудитория большого
концертного зала nonescniniunuuaca
	roe a NSE Se

< ”

концертного зала дореволюционного
времени. Не присутствовать на та-
ком-то музыкальном вечере счита-
пось. дурным тоном, нак считалось
дурным тоном не состоять членом
концертного общества.

Забавно: для того, чтобы напри
мер попасть з общество врачей, обя-
зательно требовалось медицинское
образование. В обществе фотографов
могли состоять только фотографы.
Музыкальная же кзапифнкация для
концертного общества была cose,
шенно не обязательна. Право уча-
стия в нем определялось цифрой
членского езноса. И очень часто вер-
шителями музыкальных судеб она-
зывались лица, не имеющие — отно-
шения к искусству, а порою просто
невежественные, .Ясно, что таким
«руксзодителям» меньше всего быпо
дела до культурной работы с мас-
совым слушателем, да и массового-
то спушатепя фактически тогда не
существозало, ибо концерты были
для него почти недоступны.
	Резолюция совершенно перевоспи-
тала нашего спушателя. И созетские
концертные организации возглавля-
ются в большинстве своем людьми
с еысокой музыкальной квалифика-
цией, Но все же работа, проводимая
ими со спушателем, при наличии
даже явного сдвига, недостаточна.
	Мне часто приходится наблюдать,
с каким напряженным вниманием
слушают какую-нибудь спожную по
содержанию м фактуре вещь, тщетно
стараясь постигнуть ее красоту. Яс-
но, конечно, что к воспитанию ра-
бочего слушателя следует подойти

более серьезно, чем это делают сей-
час.
	Специальные концертные органи-
зации допжны систематически (в
плане иллюстративной учебы) устра-
ивать циклы ‘исторических концер-
тов с популярными, но вместе с лем
научными пояснениями, бпагодаря
которым рабочий слушатель сможет
познакомиться с музыкальной лите-
фатурой в ее историческом развитии.
	Это нужно сдепать не толькг а Мо-
	скве, но и на периферии. Музыкалпь-
ная жизнь должна охватить все
уголки нашего обширного и богатого
талантами Союза. Конечно такие ор-
ганизации глубоко звоспитательнога
значения должны быть под наблю-
дением и постоянным контролем ав-
торитетнейших тозарищей,
	Народный автист
И. Ипполитов-Иванов
	БЕТХОВЕН
НАШЕЛ
АУДИТОРИЮ.
	Бетховен  товорил: «Вели слова
опаены (для господствующих) и их
x го залтретить, TO ноты свобод:
и Лунннь теперь, через 100 с лити-
ним лет, у нас музыка Бетховена,
которая, с ето же слов, должна «Вы-
секать отонь из груди и служить
упнетенному человечеству», стала
действительным достоянием масс,

Одной из первых серьезных попы-
ток обеспечить возможность массам
‘слушаль музыку больших компози-
торов были концерты музыкальной
ортанизалии Пераимфанс (Первый
симфонический ансазбль).

Персимфанс возник в расчете ma
большую пролеларакую аудиторию,
на массового рабочего, слушателя и.
здесь заслужил общее признание. За.
1922-23 годы им былс ланю не мало
концертов. С 1926 тода на рабочих
окрамнах, в клубе Кухмистерова, на
Трехгорной мануфактуре, в клу бах
заводов «Динамо», «Серп и молот»,
на Симоновке, на выездных концер-
тах в Орехово-Зуеве и Глуховской
мануфактуре тысячи слушателей —
рабочие, работницы, красноармейцы
— олинатово внимательно слуптали
Бетховена, Ватнера, Грига и Рим-
ското-Корсакова. Несмотря на уста-
люсть после работы, они «были увле-
зены музыкой и жили с оркестром».
После таких концертов оживала са-
модеятельность в клубах, создава-
лись нокые кружки, ансамбли и 9Т-
кестры. «Музыка нам очень нужна,
мното глубових впечатлений остав-
ляют эти концерты», — говорили
слуптатели.

Tax титантское творчество Бетхо-
вена впервые в истории челювече-
ства становится достоянием не узко-
To крута музыкантов и ценителей
музыки, & „широких трудящихся
масс. 4
	Фото С. Вейнберга.
	де. Рояль подобно котикювому маж-
то—запасвый калвитал суконнюй лав-
ки. Финияспекторы отисьвают этот
запаюный каитал тричжлы» четыреж-
ды. Каждый рав Кузиковокий выво-
рачиваелся. Потом рояль продают
наконец с молотка.

В 1925 юду роль № 5785 работает
в ресторане, .

В 1929 тоду — в музкружке фаб-
рики «Стюбода».

В 1931 году герой налней биогра-
фин переселяется в кварлиру  Мак-
сима Осиповича Сонелюка, пожал-
ного фабрики «Свобода».

Сонелюк любит музыку издавна.
Вначале он ипрал на гятаре, Он на-
чал с того, чем начинают все любн-
тели гитары: с вальса «На соках
Манчжурии» и с польки «Марья Ива-
новна». По вечерам он тихо нангры-
вал пад’эспамь.

Потом, услышав однажды вальс
Шопена в исполнении“ гармоники, он
постарался переложить его на тита-
ру. Он бился над этим три четеер-
ти года — каждую свободную мину-
ту. И доовиг овоего,

Korga на фабрике  ортанизовался
музкружок, Сонелюк впервые подо-
нюл к роялю. Одетый в суконную
пожарную куртку, опоясантный сеи-
	Дочь старого  производетвенника,
рабочего завода имени Фрунзе,
Вас. Вас. КРАЙНЕВА ТАНЯ
учится в музыкальном техникуме
им. Игумнова по классу скрипки.
	CHPHITKY
ДЕЛАЮТ
В КОЛХОЗЕ
	Надя и вся ее семья засняты для

звукового журнала Союзкинохронн-

ки. Вы не только увидите Надю, но

и уелышите с экрана, как она
играет,
	‚ ВИКТОР

ЖАРОВ.
ПРАВ
	Вечером, возвращаясь е оптического
завода домой, Виктор Жаров  остано-
	  BUNCH на утлу Брюсовското и улицы
	Герцена. Внимание привлекла надиись:
«Безерняя рабочая консерватория».
Виктор Желюв критически  отляцел

себя, свой грязные руки и засалевный
	костюм. Ноколебавизиеь минуту, он pe-.
	птительно вошел в под’езд.

— До того времени, — рассказьвает
Жаров, —я работал в носелке Баковка,
слесарем на заводе. Мать — резалыци-
цей на том же заводе. Отца не было.
На рояле и выучилея играть самоуч-
кой. Так и играл в налшем баковском
клубе под кино, под агитбригаду, да-
же под «Синюю блузуе...

На экзахене в рабочую  консервато-
рию Виктору Жарову пришлось выло-
жить весь совой репертуар. Это были:
«Марит Буденного» и вальс «Судьба».
Незадолго до экзамена Жаров слушал
в опере «Пиковую даму» (это была пер-
вая и единственная опера, которую он
когда-либо сльшнал), так он еще отту-
да подобрал «Мой миленнкий дружок»,
который сыграл в нескольких ‘тональ-
ностях.

Молодого слераря зачислили в ВРК, а
через три месяце ему об’явили, что со
	Виктор Жаров — сейчас студент
второго курса рабфака при Москов-
ской-консерзатории -по. классу рояля.
	опеодуюттего гола его переведут прямо
на рабфак и дадут стипендию.

Так между елесарным и клепальным
делом и разучиванием первой сонаты
Бетховена минул год.

— До рабфака я еще в Бажовке учил-
ся в школе переростков. Но учение
итло тогда неважно. Сейчае скажу, что
наши  знавия здорово’ повысились.
Скажу даже больше: многие налши раб-
фажовяты по истории музыки и по по-
литическим предуетам дадут несколь-
ко очков вперед конеерваторцам с де-
вятилеткой за плечами,

Жаров живет в общежматии Ha Три-
	фоновже. Он единственный пианист
У себя в комнате (остальные ‘певцы,
луховики и т. д.)- таково правило.
	— Все-таки этого мало. Мне например
нужно бы итрать часов пять, четьюре.
А фажтически я занимаюсь два — два
с половиной часа. Тут, правда, не
только в (рояле Все дело. Бремени то-
же нехватает. Занятия другими  пфед-
хетами да нва_три раза в шеетиднев-
ку обязательно конперты посешаезшь...

— У меня очень обыкновенная судь-
ба, — прибавляет Жаров. — Таких, как
	я, —сотни. Все —©с производства. Не-
которые — изв детдомов, бывшие  бес-
призорные. Не скажу, чтоб меня лич-

но особенно выделяли, хотя по сиеци-
альности имею «отлично». В вуз пойду
обязательно. Не думаю, чтоб из меня
въипел особенно блестящий  июполни-
тель, да я этого и. не добивалось. Но
я хочу быть культурным музькантом,
каж хотят все моим товарищи-рабфаков-
цы. Вот нала цель, И ато безусловно
	рева мы позлравлтяем с рождением у
него. сына-октлябренка и одновремен-
но шлем привет всем счастливым
матерям и отцам всего Союза.
Тов. Петров сияет торжеством. Соб-
ственно, он и не сомневалоя, что
eno просыба (отметить рождение сы-
на особой танцевальной программой)
будет исполнена. Иначе — к чему
было обранаться в Радиокожвитет?
Но персональное поздравление, позд-
равление ‘через эфир, разнесенное
радиоволнами по всем уголкам со-
ветокой страны, — на это т. Пет
ров не рассчитывал. Тажим внима-
нием“он просто польщен. И музыка
Пирауса, Оффенбаха и Планкетта
приобретает для Петрова, особый,
почти исторический смыюл. Все это
играется для него. Вся страна сей-
час узнает, что это для него...
	И страна несомненно узнает. Ибе
кто же в этот час откажется от удо-
вольствия покружиться по комнате в
такт венакому вальсу или китайской
серенаде или просто посидеть, по-
мечтать за чашкой чая под звуки
«Баркаролы» Чайковского? Вероят-
но, никто. Во всяком случае ни один
из владельцев фадио. А таких у
нас?...

Стоит взглянуть на крыши новых
кормуеов, словно внезатно выросших
на пустырях Студенческого городка,
Дантауэровской слободы, Дубровоко-
	то поселка, бараков  «Шарикюшюод-
шипника» и домов соколынической
Матросской тишины, ‘Aa крыши,
	переплетенные белым кружевом про-
водов, пронзенных остриями антенн.
Эти провода несут песню, симфонию
и танец в общежитие студента, в
бараж рабочето, в’ палату больного.

Музыка стала потребностью, стала,
бытом каждого трудящегося, таким
же насущным и доступным, как га-
зета.

Тысяча сто семьдесят пять жактев,
об’единяющих в среднем не меныие
чем по тысяче рабочих (это. каж-
дый!). Цифры налших радиослулале-
лей растут и множатся © каждым
днем. Растет и культурно-музыкаль-
	ИИА er ини
Фото С. Вейнберга,
	МУЛЯ ЛИВЯНД, МИША ИЛЬИНОВ и ВАСЯ ЯШАНОВ -— три ак.
	тивнейтих музыканта 6-й
		па — гармонист-самоучка подбирает по слуху самые сложные мо.
	тивы. Вася — играет на домре,
	Музыкальное трио
	a Муля на... оловянных ложках,
	исполня ет увертюру из оперы «Кармен».
	ним пожарным ремнем, он принялея

подбирать при помощи указательно-
го пальца польки и вальсы, извест-
ные ему.

Его засадили за гаммы и за упра-
жнения. Едва освободясь от работы,
пожарный играл теперь трезвучия,
тренируя пальцы, привыкшие к по-
жарному бапру. Он сидел в муэкру-
‘жке до глубокой ночи, равучивая
‘пьески Скарлатти, этюды Черни. Ру-
когюдитель, похвалив ето за усер-
дие, вручил ему «Турецкий марш»
Моцарта. Пожарный бился’ над этим
‘маршем многие месяцы, он` сыграл
‘ero на общефабричном вечере, . оде-
ты, каж всегда, в куртке, в пожар-
ном поясе со стальной скобой, име-
нуемой на пожарном языке «Kapa-
бином». Он волновался, как ребенок,
его едва выталщили на эстраду. Дро-
	жа, он ‘уселея за рояль, сытрал. Раз-
	дались атлодиементы, слава KOCHY-

лась его своим легким крылом.
Сонелюк продолжал учиться. Еще

через год’ он играл уже Бетховена и
	Пюпена. Фабрика подарила ему
рояль.: Это был рояль № 5785 марки
Шредер.
	Ныне рояль стоит у Сонелюка. Го-
ды не иэменили налнего героя. По-
прежнему блестит заново отлажиро-
ванная его деца, чист и прозрачен
ето: зыук. Отдежурив ва фабрике,
слав пожарные краны, рукава, Sar-
ры, Сонелюк садится за рояль: он
тотовитея в музыкальный рабфэк.
Начинает с гамм, потом переходит к
трезвучиям, потом к септаккордам,
потом к этюдам. Глаза ето блестят,
музруковод ловолен им, истытатель-
ная комиссия будет также довольна-

Вот и вся биография. Она постети-
на, многое выпало из нее. Материа-
	лы невелики, никто не интересуется
живнеописанием  звепи. А жаль!
	Жизнь велцей в революцию поучи-
тельва. Путь meme отображает
сложнейптие социальные перемены.
Налю изучать эти пути; биография
теши иной раз поучительней био-
графии ‘человека. Путь рояля от
кунца к рабочему не есть только
дорога от Арбата в Ленинскую ело-
боду. Нет. Это то. чем мы дышим
и чем живем. Налиа обыденность.
Hatta иютория.
	ПРОЧИМ
	\ Алюминиевые контрабасьг изготов-
ляются в настоящее время в Америке
и по тональности, говорят, не уетуна-
ют обычным (деревянным) контрабасам
лучшего качества, имея перед поелед-
вими даже некоторое преимущество,
Поскольку алюминиевые инструменты
не подвергаются влиянию сырости. От-
дельные части инструмента делаются
из легких сплавов алюминия и соеди-
няются без помощи винтов и гаек —
посредетвом сварки. Для  окончатель-
ной отделки алюминиевые контрабасы
окралиивалотся либо в алюминиевый,
либо в золотието-бронзовый, или же
пох цвет дерева.
	w® Радиорояль выпустила фирма Бех-
штейн. От обычного рояля он отлича-
ется тем, что сам Mo ceGe не звучит;
колебания струн от ‘удара молоточков
воспринимаются особыми приборами —
адаитерами—превратталотея ими в элек-
	трические колебания, которые затем
усиливаются радиоусилителем и посту-
пают в громкоговоритель.

Звучание фадиорояля несколько евое-
образно: оно отличается необычайной
полнотой и еобчностью звука, ие имеет
посторонних призвуков от удара моло-
точков и ногтей шальцев по клавишам,
	Это была обыкновенная соеноваля
дощечка с прикрепленным к ней
деревянным винтом, от которого
пела черная суровая нитка. Это был
музыкальный инструмент.  Котда
дергали нитку, он издавал тихий
жужжалщий и конечно фальшивый
	звук.

Kona Bana Куракин увидел ‹инз
отрумент» у товарища, он сказал:

— Я оделаю лучше.

Он был ненлохим столяром в су-
воровоком колхозе им. Сталина (Bo-
локоламокий район). Он ‘чинил сто-
лы, стулья, шкафы, делал новень-
кие квадратные табуретки, & в ово-
бодное от работы время залималоя в
струнном музыкальном кружке при
клубе МТС.

На другой же день он принялся
за изготовление балалайки: выточил
гриф, разметил на нем деления,
склеил треугольную коробку и толь:
ко «колки» деревянные винтиви—
взял от старой гитары. Все это он
собрал, отлакировал, и инструмент
был готов.

С тех пор в мастерскую Вани Ку-
ражина началось паломничество. По-
ссылались заявки на инструменты.
За короткое время он сделал 15 ба»
лалаек и одну гитару.

Однажды местный волоколамский
аптекарь сказал молодому мастеру:

— У меня есть старый рояль,
нельзя ли из него сделать, ну хотя
бы... стол...

На другой день рояль уже стоял
в мастерской рядом ©6 старыми шка-
фами и двуногими стульями.

Куракин сделал стол. Аптекарь
его не узнал, как не узнал впослед-
ствии оавоего рояля. Стол для апте-
каря был сделан из нового теса, а
рояль приведен в порядок.

Сейчас у КНКуракина в комнате
стеит рояль, _

Теперь Куракин мечтает о ©крип-
ке. В музыкальном кружке, где он
учится, всего четыре гитары, три
балалайки м только одна скрипка.
Ваня же хочет сделать десять скри-
TOK.

Мечтает он об учебе.

— Хоть бы изредка наши музы-
кальные ортанизащии ватравляли в
такие крупные колхозы, как напь
музыкальных лекторов, которые бы
читали нам лекции o Бетховене,
ЧайкоЕском, Берлиозе...

П. Гридасов

У ГРОБА
А БЕЛОГО
	Бчера вечером в оргкомитете ССЦ
у гроба Андрея Белого перебывали
крупнейшие представители советской
литературной Москвы. В почетном
карауле стояли В. В. Вересаев, Ф.
В. Гладков, Л. М. Леонов, Б. А,
Пильяк, В. Лидин, Б. Пастернак,
В. В. Каменекий, °многие литерату-
роведы, критики и др.

В речах на гражданской панихи-
де была сделана попытка нантупать
место Андрея Белого в истории рус-
ской литературы и в истории рус-
ской культуры.

От имени оргкомитета союза писа-
телей говорил тов. В. Ермилов,

Он подчеркнул громадную утрату,
какую понесла русская литература в
пице покойного поэта, романиста,
теоретика искусства.

— Андрей Белый прошел творче-
ский путь отромной содержательно-
сти и огромной поучительности.

Художник, связанный с течениями
русского буржуазного декаданса и с
релитиозно-мистическими  настроени-
ями и отражавиьий их в овоем твот-
честве, бывлиий учеником главы ан-
	тропоюофов Рудольфа Шлтейнера, он
	в то же время сумел в ряде своих
замечательных произведений пока-
зать подлинный лик буржуазного
общества. В своем замечательном
романе «Москва» А. Белый, напри-
мер, показал те звериные черты бур-
жуазии, которые с такой силой вы-
ражены. сейчас в немецком фалиив-
	Me.

Художнику, который утверждал В
CBOHX сочинениях философию бур-
жуазного идеализма, вместе с тем
было дано чуествовать надвигающу-
юся катастрофу и гибель буржуаз-
ного мира, видеть его обреченность.

Путь, пройденный А. Велым, по-
кавывает, как лучшие люди буржу-
азнюто общества, утверждавшие в
своих произведениях ето философию,
приходят к пониманию, что подлив-
ная культура возможна только на
путях пролетарской революции.

После тов. Ермилова говорили тт.
Н. Н. Накоряков, Б. Пастернак, Г.
Санников и Л. Гроссман,
		.. НАДЯ МЕЛИХОВА не олна. Олно-
	временно с нею получили иистру-
менты и другие лучшие ученицы
музыкальных кружков внешкольного
комбината Трехгорной мануфактурь».
	НАДЯ
ЛЮБИТ
МУЗЫКУ
	онаменитая германская фирма ро
ялей Шредер понесла промадные
убытки. Средний обывалель-бюртер,
для которого пианино в докризис
ные зремена было символом «ири
личного» дома и дочери которого вне
зависимости от музыкальных CIO:
собностей и желания учились брен:
чаль на нем, — этот основной по
требитель пианино и роялей обни:
щал ‘и разорился.

Фортешианная фабрика, «Красный
октябрь» в Ленинираде совсем
молодая, но ее продукция расходит-
ся полностью. О качестве продук-
ции разтотор особый, но сейчас
речь идет об одвом конкрешном твна-
Нино:

Надя Мелихова любит музыку. Ей
12 лет. Она — одна из лучших уче-
ниц 2-й школы Кравнопресненского
района. Ее отец — печник МОГЭС—
еще в молодости мечтал о том, что
заведет гармонь и выучитея на ней
играть. Но самым доступным для
него инструментом оказалась бала-

лайка. Маль Нади — самокладчица.
ударница Трехгорки — неплохо
поет:

— Болышая была охота учиться
петь, но в деревне одна поденка,
была, а в церкви петь опротивило.

Надя хочет выучиться музыке. Она
записывается в фортепианный кру-
жок внеткольного комбината Трёх-
горной мануфактуры им. Павлака
Морозова. Природные способности,
большое желание и усердная уче-
ба, `Надю отмечают как лучшую
ученицу, и = награду комбинат
Трехгорной мануфактуры в их дом
привозит пнаниню. :

Сегодня Hata, лучшая ученика
в школе и в фортепианном кружке,
разучивает дома за своим пианино
классическую пъеску Гайдна. Ее ма-
леньыкая сестра, заразивтиеь приме-
ром музыкального энтузиазма, также
стала учиться ‘играть. ч

Надя Мелихова не одна. Одновре-
менно с нею получили инструменты
H другие лучигие ученицы музы-
кальных ‘кружков: 2 пианино, He-
сколько скрипок, домры и манлоли-
ны, их будущее — конеерватория;
выююкое мастеоство,  .
		Ha. Bane.
	ваты. Движутея фояли, самые не-
подвижные ‘ив вещей.

1923 год застает рояль’ № 5785 в
квартире изпмана Кузиковского. Ку-
зиковокий не пианист. Он но пре:
тендует на лавры Гофмана и Анто-
на Рубинштейна. Он продает. на
Оретенке ‘английский бостон, овафга-
неный в Марьиной роще. Рояль вы-
полняет в его квартире роль совер-
пенно особую. Это — вещестеенное
доказательство платежеспособности
	вывают корзины и узлы в прежней   Кузиковского, об`ект лля фининслек-
	гостиной, кабинете и булуаре, Роял

торових описей. Это уже не музыка,
	непонятен пока м ‘вражлебен нм.1а экономика в самом чистом ее ви-
	Фото С. Вейнберга.

«МЫ УЧИМСЯ ДВИГАТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ». Перед вами ребятя

первой и второй ступени школ Ленинского района, занимающиеся

музыкой и ритмикой в Ленинском пионердоме. Урок физкультур-

но-ритмического кружка. Ребята под музыку ходят осьмушками в
четвертями.
	в Своем справедливом ‘нетодовании.
Товарищ, убоявитийся серьезной му-
зыки, был окончательно посражлен.
	{Он не учел, что рабочие слушалели,
	450 дня в день впитываюнщие в се-
бя музыку, выроели на несколыкю
голюв м сейчас уже сами диктуют
‚свои вкусы и даже влияют на ре-
пертуар.

Вероятно, репертуар от этого не
пострадает. Музыкальная культура
всасывается ими, как вода губкой.
В сложном перечне названий, оту-
сов, композиторов, жанров нали слу-
игатель разбирается толково и уве-
ренно...

На-днях тлаеный кондуктор пас-
сажнреких поездов Южных ж. д.
Дмитрий Поездков прислал «радио-
вещанию» любопытное письмо. Оно
показательно BO многих отнотениях.
Мы приводим ето дослювно:

«Мысль 0б установке радио заро-
дилась у меня еще весвой, когда я
был в гостях на свадьбе у своего
соседа, где итрало ращно, и мне оно
очень понравилось. Эта мыюль упор-
ню меня преследовала, и лишь толь-
ко недохват денег не позволял мне
сделать эту pockomp, После того; как
правительственным постановлением
о транопорте нам были проведены
новые ставки и я стал получаль 240
руб. (а раньше — 110 руб.), я <ра-
зу заявил зав. радиоузлом о своем
желании провести радио в свою
квартиру, за что уплатил 32 руб.
(есе-тажи  дюрюого!).

Из прослушанных мною вещей
больше всего понравились две пес-
ни: 1) «Степь Моздоцкая», 2) «Снеж-
HA белые». ,

Большое вам спасибо!

Теперь попрошу вас сыграть слы-
тнажнюе в вагоне (играл на гармо-
нике один пассажир, едучи в Ростов).
Так я хочу послушаль исполнение
этого оркестром. 1) «Эгмонт» —увер-
тюра Бетховена, 2) «Севильский цы-
рюльник» Россини/ — увертюра. С
тоЕ. приветом — Поездков».

Просьба Поезлкова была ‘немед-
ленно удовлетворена»,
	®

ный ‘уровень этой миллионной pa-
диюзулитории.

«Зачем так часто даете Грига? —
затрапзивает Радиоксмитет  пруппа
колхозников из Московокой обла-
сти. — Прига у нас на селе уже все
трат Ha Sananafinax и TrapMoHU-
Kax ?...
	Давно ли для жителей Toro me
села имя Грига звучало непонятным
иностранным словом?

Из пассивного потребителя рабо-
чий слушатель становится активней-
шим участником музыкальной про-
патазды. Недавно проила дискуссия
о том, какую музыку передавать ра-
бечей аудитории. Кто-то попробовал
вслух гысказаль мысль, что «пор-
ции серьезнюй музыки следовало бы
сократить», что она не дойдет до
рабочего.

«В omer на это, — пишет от
прушпы работниц шлифовального це-
ха Стеклозавода т. Чукардина, ра-
ботнижа, не курсистка, не рабфакюов-
ка, а простая работница от станка —
я бы сказала, что данный товарищ
слишком много берет на себя. Пусть
Это музыка буржуазных композито-
ров, ню все же эта музыка прекрас-.
на. Пусть мы, рабочие, ее не всегда
понимаем, но мы можем чувствовать
ее дупюю`и сердцем. Симфонии Бет-
ховена нам доставляют неиз’яюнимое
наслаждение. Мы, работницы шли-
фовального цеха, просим передать
нааи привет и благодарность арти-
сту Слалкопевцеву не за то только,:
что он обладает прелестным полюсом
и техникой большого артиста, & за
то еще, что он поет для нас, скоей
зулилории в засаленных халатах,
вещи, не задумываясь о том, можем
ли мы их понималь, вещи, кото-
рые несколько eT назад пелиеь
только изысканной публике и кото-
рые нам были недоступны. Пусть оя
споет нам арию князя из  сперы
«Русалка» («Невольно К этим груст-
ным берегам»). Побольше хорошей
музыки (скрипку мы очень любим!)
и хофоших исполнителей»...
	Гювз. Нукардина быма не олинока
	в ПОДМЫВАЮЩИЕ веселые
звуки штраусовекого вальса ыне-
запно прорывается человеческий го-
лос:

— Рабочего 13 типографии т. Пет-

РЕДАКЦИЯ — Потаповский пев., $5.
Прием корреспонденции и посетителей
в секторе контроля и проверки Heron
нения от 12 до 6 ч. веч., телеф. 60-25.
Справки, телефонограммы — (техниче-
ский  секретариат) от 12 ч. дня, телеф.
5-29-53.

ПРИЕМ ОБ’ЯВЛЕНИЙ — ул. Горького,
42, угол Пушкинской площади, or 9 4,
‘утра ‘до 9 час. веч. Телеф. 5-57-50, 57-57,
	ОТВ. РЕДАКТОР:
Г. А. РЖАНОВ.
‹ Издатель: МГК ВНП(6б).
	Самое любимое дело для школьников Ленинского района — это
занятия в Физкультурно-рит мическом кружке (при Ленинском пио-
нерломе), рукозодимом «latex Женей». В этом кружке создаются
большие ритмические постановки: «ПОТЕХА» (муз. Н. Александро-
вой), «ВОЛЫНКА» (на муз. Баха), «ИГРА В МЯЧ» и т. д. Сейчас
ребята приготовили рапорт партконференции своего района, ко0то-
рой они показывают свои лучшие физкультурно-ритмичесвие номера.