НТО БЫ ВЫ
НИ БЫЛИ.
	ПОКАЖИТЕ
КЛАСС
РАБОТЫ
	И ЛЮДИ
	НЕСКОЛЬКО
СЛУЧАЕВ
ИЗ ПРАКТИКИ
	Тепло живется на Красной Прес-
не—по старой пословице: как у
райлюпа за пазухой.

В райтопе топят недурно, но будь
здесь даже холодню, беседа с завом
этого высококалорийного  учрежде-
ния т. Михайповым бросила бы в
жар любого мерзляка.

Каж известно, комсомольскую би-
блиютеку постигла среди замы 6е-
ла: ей припьлось переменить поме-
щение. По переезде выяснилось, что
в вовой резиденции не паровое ото-
пление. 8 голландекие печи. С пе-
	“aM даже уютнее. Но неуютно, ко-   -
	гла к печам нет ордера на дрова.
Могла ли библиотека предусмот-
реть переселение и вовремя поду-
мать о дровах? Думать, оказывает-
ся, уже поздно. По словам т: Ми:
хайлова, все ордера уже распреде-
лены, нё приставайте, дров нет.
Сколько же просит библиотека
дров? Эшелон? Нет меньше.
Сколько же?“ Дева кубометра.
	Даже неловко. QO чем разговор
	идет‹.
*
В москоеских. клубах — грех жа-
ловаться — теплу. Профеоюзного-чи-
	тателя так и подмывает зайти в би-
блиотеку почитать, р

Имеется она олнёжо неё везде. Из
160 клубов 80 чувствуют вебя впол-
не устроенными и без. библиотек.

в производственном  похоле име-
ни ХУП  парто’езда  культфтделы
МОСПС и МГСПС взяли на себя
обязайельство открыть библиотеки.
еще в 30 клубах. Почему так мало?
Книг  ехватает?.Но можно порабо-
тать над ускорением книгооборота.
В то а как в общих политиро-
светских библиотеках каждая книга,
оборачивается 3.1 раза в год (тоже
маловалю), в’ профсоюзных библио-
теках книгооборот снижается до
1,8 раза.

s+
	Культработники МГСИС подечита-
ли, что абонентами их бйблиотек
состоят лишь 34 проц, членов проф-
союзов. К ХУП с’езду библиотеки
обязались повысить эту цифру еще
на 10 проц. Приятно слышать. Во-
прое лишь в том, как это будет
делаться? Ло нелавтего времени по-
ступали просто — не выдавали, а
раздавали KHUTH. 32 льа года в с0-
юзе строителей проналю таким обра-
зом 200 тысяч томов.

Тов. Крупская ‚нелаюно рассказа-
ла библиотекарям Москвы, какие
формальности надо преодолеть в
Париже, чтобы добиться права mo
лучать книги на дом. У нас эти
формальности не к месту. Но разба-
заривать книги больше нельзн. Не-
даром нелавчю в приказе по ПУР У
Реввоенсовета т. Гамьфник наложил
взыскания за пропажу книг Е кра-
сноармейских библиотеках He на
абонентов, а на библиотекарей. У
хорошего библиотекаря книга и of-
рачиваелся и возвращается. Они
знают свою полку, как конь свою
конюшню. А у нарадивого хозяина
и кони в чужому дверу пристают.
	фото Г. Гольдштеина.
	МОСКОВСКИЙ
_ ДАНЬ -—
		За истеклшие 10 дней домоунрав
лениями роздано для жильпов 89
проц, вех талонов на дрова второ
го срока. Сейчас население присту=
пило к забору дров со склалое.

Все до одного розничные склады
Моогортопа имеют сейчас Запас
дров. К осетодняпьнему дню на [08-
ничных окладах находилось большие
70 тысяч кубометров дров, a BCOTO
на базисных и розничных складах
	— около 280 тысяч кубометров.
		Всему Союзу известно, как совет-
окий инженер Фома Демьдянюк сам
налаживал станки при пуске авто-
завода им. Сталина, станки, за ко-
горые никто не хотел браться.

Ему 36 лет. Он выучился большо-
му ‘маютерству советского инженера
7 лет назал (кончил втуз). За это
время он, успел побъывать в Герма-
нии на’заводах «Мерседес-Бенц», в
Америке у Форда.‘ Советская, власть,
партия не жалели средств, чтобы
слелать из Демьдяпюка хорошего
инженера. Г

Постановлением ЦИК тов. `Демь-
дянюк в числе лучших ударников
автозавола им. Сталина был в про-
лом году награжден высшей на-
гралой — орденом Ленина.
	Сейчас начальник  механо-0бороч-
ного отлета автозавода им. Сталина
говорит:

— Как я работаю сейчас? Трудно
говорить о самом себе. Скажу луч-
ше о производстве. С 1 декабря мы
должны были выпуекать моторы
для новых автомалнин ЗИС-5 и
ЗИС-6. Был приказ — дать первый
мотор 3 декабря. Мы дали 1-го. На-
ma программа на декабрь 1.160 мо-
торов. №ы выдвинули встречный —
1.500. Встречный выполнили.

Первую декаду января‘ работаем
ровно, без перебоев. Ежедневно .да-
вм 75 моторов. А вот в декабре, в
самом начале работали плохо. Дава-
ли 5, 10, 15, 20 моторов в день.
Прихолилось исправлять отдельные
нелочеты на ходу, с утра до ночи
сидеть в цехе. Нужно признать, что
экзамен мы выдержали.

„Стараюсь большую часть време-
ни быть в цехе, у станка рабочего.
Мы. советские инженеры, в проти-
зоположность буржуазным, раз’ясня-
ем рабочему оуть дела, а не застав-
ляем ето механически, беосознатель-
но исполнять налши приказания.

В моем отделе — свыше 1000
станков, Лично я могу работать на
любом из них как рядовой рабочий.

В отделе тов. Демьдянюка работа-
ют тт. Кузнецов, отарик Иноземцев,
участвовавший в революции 1905
гола  комсеомолеп Тимофеев, член
	года, вомсомолоц ТИМО ЧС, АНА
советокой делегации на. конгресс,
КИМ’а в Париже, наладчик TOR.
Старшинов, награжденные  офде-
	нами. Ленина, у

— Все они работают отлично че
щаля ни сил, ни времени, — pac-
сказывает т. Демьдянюк. — Я, на-
пример, никогда не слышал отказа
от Иноземцева и других товарищей,
Все они растут, закаляются на ра-
боте. А если бы вы посмотрели, ка-
кой заботой и вниманием пользуют-
ся они у нас на заводе! Они имеют
преимущественное снабжение,  сто-
ловую ИТР, билеты в театр на ме-
ста ударников, пользуются _ огром-
ным авторитетом среди рабочей мас-
сы.

х-

—0От имени моих товарищей, на-
гражденных орденами, я призываю
всех орденоносцев в дни, когда пар-
тия обсуждает пройденное и наме-
чает генеральный план на будущее,
в период, когда созывается ХУП ис-
торический партс’езд, работать
еще лучше, еще честнее, еще добро-
совестнее.

Кто бы вы ви были — рабочий,
инженер, писатель, — ‘каждый в
своей области допжен показать к
с’езду первоклассные образцы pa-
боты.
	Мы берем на себя такое обяза-
	HOPOTHO
ИЗ УТРЕННИХ
ГАЗЕТ
	ВЦИК ПОСТАНОВИЛ разделить Северо-
Кавказский край на Азово-Черноморекий
край в центром в Ростове-на-Дону в
Северо-Кавказекий край 6 центром в
Пятигорске (с последующим  перенесе-
ътием краевого. центра в Георгиевск), а
также разлелить Нижне-Волжекий край
на Саратовский край е центром в Сара-
rope и Сталинградекий край е центром
в Сталинтраде.
		Открытие троллейбусного лвиже“
ная по улице Горького переносится
на.16 января. В первый день отк-

рытия линии. будут работать 5 трол-
лейбусов:
	ЗАВОД
РЕМОНТА
_АМО. 3%
	До сих пор автомобили «АМО-5» pes
чонтировались кустарным способом, в
гаражах. Это. приводило к тому, что,
например, в Дружниковеком парке Мос-
автотранса в третьем квартале 1938 г.
50 проц. автобусов стояли. из-за того,
что их негде было ремонтировать.

Сейчас положение с ремонтом машин
«АМО-3» значительно облегчается. Ha-
днях пушен второй авторемонтный  за-
вол Авторемснаба в Филях. Этот завох
за гол булет капитально ремонтировать
	2.000 <АМО-5>.
КАК НА
ПОЖАР!

Iisa полнятия качества противоно-
	ее

жарной охраны каждое предприятие и
каждый жакт Москвы © 1934 года за-
креплены за пожарными работниками.
В результале соцсоревнования и удар“
ничества и проведенного конкурса Ha

лучшую пожарную часть московской
пожарной охраной достигнуты большие
Tae

успехи в технической подготовке.
прокладка линни на три ствола зани-
мала в прошлом году 55 секунд. теперь
это делается: в 48 секунд. Установка
лвтомеханической лестницы занимала
30 секунд, теперь — 18. Установка Ko-
лонки занимала 25 секунд, теперь — 13.

Сейчас МПО включилась в производ->
ственный поход им. XVII партс езда.
	ЛОШАДЬ
С ПОМОШНИЦЕЙ
	На берегу реки Яузь в Богородске,
	стронтся водеочистная станция, ко-
торая будет очищать и фильтровать
вливающинеся в реку воды_отходы
завода «Красный богатьтрь» и других
нредприятий.
	ИСТОРИЯ
ОДНОГО.
РАДИАТОРА
	После  реоргалгизащия  Мосжил-
трест оставил за собой только 200
домов. Это самые лучшие дома, таж
называемый «золотой о жилфонд»
столицы. Каковы же порядки в этих
домах?

Граждалин Бурдман,  проживаю-
щий в доме 10 по Успенокому пер.,
начал замерзать еще с осени. И с
осени же он начал обивать пороги
разных инстанций, требуя помощи.

4 декабря его заявление. доптло до
Мосжилтреста. На. место выехал
инженер`теплетехник т. Глаголев.
Оказалось, что отопление- работает
исправно, но поставленный радиа-
тор для комнаты мал, Hato доба-
вить еще несколько секций. Рабо-
ты, как говорил потом сам Глаго-
лев. было на 4 часа. Но прошли че-
	тыре часа, потом еще четыре, н9
том день, второй, третий, пропгло
полмесяца, ,
	Инженер Глаголев, забросив рРсю
текущую работу, целиком сзамялся
этим  ралиатором. Трест держал
первый экзамен ва ‘боеспособность
и с треском провалился. Для ава-
рийного ремонта ни. в тресте, ни в
смежных ортанизациях He оназа-
noch fame копеечнсй гайки.

Пока руководители тресга качали
	половой. Глатолев рыскал по горо-
лу в поисках восьми ‘секций. Ha
ппатт.ом  папелё он поот. по зЯм.
	третьей нелеле он дошел о до зам.
прел. Моссовета т. Шуляковснкого, и
только ‘© его помощью удалось до-
быть нужные материалы.

Глаголев торжествовал. On  само-
лично доставил злополучные  сек-
ции B дом и вызвал работающего
в этом доме золопрозодчика Матве-
ева, находящегося на службе Мос-
жилтрестя. Тот c первого взгляда
оценил положение и, не залумыва-
ясь, брякнул:

— Сто рублей.

А красная цена за работу — чет
вертная. Тщетно Глаголев грозил
рЕачу разными карами, тот оставал-
ся непоколебим. Пришлось вызвать
аварийную бригаду. Аварийники
явились на другой день пьяные и
без инструмента.

Лишь 24 декабря в комнате Бур-
Mata были ‘устаповлены дополни-
тельные шесть секций И это сде-
лано только потому, что инженер
Глаголев проявил Е делу чисто
спортивный интерес. Другим про”
сителям в Мосжилтресте отвечают
прямо: «Жлите до весны».

Две недели назад в доме 68 по
ул. Горького замерзло все отопле-
ние. До сих пор там не оделано
ничего. Гле уж тут браться за це-
лый дом, когда еле-еле справились
с олной комнатой!..

Постазовление о  реорганизалии
было вынесено 16 октября. Пере-,
стройку Мосжилтрест начал еще
раньше. Для обслуживания домов
лавно уже созданы заготовительная
контора, транспортная контора. и
ремонтная контора. Инженеры, бух-
	галтера, счетоводы. атевты —- апта-
par работает полным ходом: Не-
хватает «пустяков»: результатов.
	Д. Елин

С 15 ЯНВАРЯ
	‘a

ВОЛНЫ

Массозики затейно-игровой сек-
	ции и группы самодеятельного

Театра танцев Центрального пар-

ка культуры и отдыха им. Горь-

кого 10 января художественны-

ми выступлениями приветство-

вапи партконференцию Ленинс-
кого района.

И а
ПОЭМА —
0 ТРЯЛЬЕ-—
	На автозаводе им. Оталина въя-
’вилась огромная потребность в Map-
левых бинтах. Их скупают прямо
тоннами во всех аптекареких скла-
дах. Не пугайтесь. Все живы и здо-
ровы. Никаких, катастроф. Новенъ-
кие стерилизованные бинты wenpe-
бляются там на обтирку станков.

Чистота малшин— залог их долго-
вечности и хорошей работы. Потреб-
пость страны в обтирочном трятье,
превыштаюнтая сейча 75 тысяч тон
в год, растет у нас вместе с ростом
инутустрин.

Дефицит обтирочных материалов
составляет по исчислениям Союзути-
пя 60 тысяч тонн. Вот почему авто-
завод пускает в ход стерилизован-
ную марлю и годный для швейной
промынтленности лоскут, а тульсокий
завол, изтотовляющий для текстиль-
щиков ватермалтины, пустил у себя
два BaTepa и вырабатывает из вы6о-
кокачественной хлопчатобумажной
ленты все тот же дефицитный обти-

рочный материал.

Все это вряд ли способствует уве-
личению количества текстильного
ширнотреба на полках наппих мага-
зипов. Главный инженер Союзутиля
_Л. Г. Лейтес разработал проект ис-
пользования свободной паросиловой
мощности костеобрабатывающих 33-
‘кодов для ортанизации дешевого
обезжиривания отработанного обти-
речного тряпья парами бензина. ^

До послелнего времени это насы-
щенное смазочными маслами тряпье
ежигалось. Сейчас на московском за-
воде «Клейтук» ‘и ряле других за-
водов Союза налажено бензино эк-
стракционное производство, и в 1984
голу удастся переработать и вновь
пустить в ‘дело 20 тысяч тонн мас-
пеного тряпья. Пары бензина из-
влекают при этом 26 пронентов жи-
pos, пригодных. частью Аля мымло-
варенной промышленности, частью
как смазочные масла.
	Это только начало. На костеобра-
батывающих заводах можно еще ши-
ре развернуть это новое В Р
гроизволство, чтобы полностью из-
бавить промышленность от необхо-
димоети бегать по аптекам и’ ску-
пать бинты. ~

Сейчас все дело лишь в ортаниза-
ции СБОРА ТРЯПЬЯ. Все нафкома-.
ты промышленности и транспорта,
промкоотеражия должны наладить.
не своих предприятиях ОБЯЗА-
ТЕЛЬНЫЙ СБОР этих ценных от-
бросов и сдачу в Союзутиль для пе-
‚реработки.

Московаким предприятиям неза-
чем дожидаться, пока опубликованы
будут прикавы их наркоматов. Они
могут и по своей инициативе пря-
стушить к этой «алхимии» — пре
вращению мусора в золото, 0

C.

соном и, как это ни кажется стран-
ным, заставляет вспомнить кое-что
из астрономии.

Кому теперь неизвестно, что солн-
це и врашающиеся вокруг него
планеты составляют солнечную си“
стему, построенную на определен-
ных законах притяжения и движе-
ния входящих в эту систему тел.
Джозеф Томсон предположил, что
каждый атом представляет такую”
же систему, но. разумеется, чрезвы-
чайно малых размеров.

В центре всякото атома помеща-
ется ядро, по материалу состоящее
из того элемента, атом которого на”
ми рассматривается. Это ядро имеет
притом всегла положитёльный элен-
трический заряд. Чтобы узнать,
сколько единиц заряла в ядре, ну-
жно по таблице элементов Менде-
леега установить порядковый номер
расемалриваемого атома. Пусть, на-
пример, речь идет о меди; медь за-
нимает в таблице 29-е место; эна-
чит, ядро мелного атома имеет 29
единиц положительного элеклричест-
Ba.

Вокруг ядра вращаются ero спут-
ники — электроны, из которых ка-
ждый содержит только одну едини-
цу чистого отрицательного электри“
чества, без всякого присутствия В
электроне какого-либо другого ве-
пества. Все электроны вращаются
сколо ядра, как планеты около солн-
па; при этом их, этих электронов,
столько, сколько в ядре единиц по-
ложительного элентричества. Зна-
чит, около ядра в атоме меди вра-
щаются 29 ‘электронов. Стало быть,
положительный заряд ядра равен
сумме отрицательных зарядов всех
эпектронов, и эти равные заряды
ядра и гсех электронов, взаимно
притягиваясь, `об’ясняют нам, поче-
му такой нейтральный алюм не рах-
палается на составные части.
	Что же произошло бы, если Ob!
нам удалось оторвать от какого-ни“
будь атома несколько электронов
или вышибить из ядра несколько
	МАЛЕНЬНИЕ
РАССКАЗЫ
	К СОЖАЛЕНИЮ,
НЕ ВЫДУМАННЫЕ
			По постановлению Люцернокой ©в-
ротейской радиоконференции, 6
ночь на 15 января все европейские
радиостанции переходят на новые
волны. :

Пречина этого «обмена жилилошщадью
в эфире» так называемая интерферен-

ция—взаимные помехи близких по вол-
не радиостанций.

Влалельны ЭЧС’ов, любители путеше-

ствий по эфиру, знают, как трудно най-
ти передачу какой-либо радиостанции,

`когорая бъгла бы сльиина без помех.
	Свист сопровождает теперь почти BCC
передачи.

Порядок перехода на новые радио-
волны, по согласованию между всеми
странами Европы, принят тажой: в
ночь на 15 января все радиостанции
кончают свои программные передачи
в 12 часов ночи по европейскому
времени (2 часа п московскому).
После 12? часов начинаются  опыт-
ные передачи на новых волнах. В
определенной поеледовательности
радиостанции. олна за другой, в тТе-
чение лвух минут булут подавать
сРюй голое в эфир:. сообщать свое
название. страну, свою новую BOI’
ну, лаваль музыкальный номер.

Проверку того, насколько правильно
перестроились радиоетанции на новые
волны, нет ли помех между радиостан-
циями — соседями по волне ` будут вее-
ти ряд радиоковтроленых пунктов В
Европе. По СССР ary работу ведет

центральный пункт контроля ралночах-
тот НКСвязи

Нентральный европейский радиоиз-
	мерительный пункт в Брюсселе. будет
получать в ночь на 15 января от всех
	контрольных пунктов сообщения но
телефону о ходе проверки и результа“
vax измерения новых волн. Сводкы
	этих сообщений будут периодически со-
общаться в эту HOUL по радио через
	наиболее хорошо слышные в Европе
разжноетантии. им. Коминтерна, Кениг-
свуетергаузен, «Радио-Пафиж», Рим,
	Стокгольм и „Лахти.

Из-за техничеекой слюжноети пе-
рехода на новые волны он будет
совершаться в течение двух лней’
в ночь на 15 января на новых Вол-
нах заработают только мощные ра:
циостанции Европы, а через день, в
ночь на 17 января, на новые волны
перейдут и маломощные станции.
	Московекие радиостанции  нереходят
на следующие волны: станция им. Ко-
	минтерна переходит на волну 1114 мет-
	ров (сейчае—1481 метр), ВЦОИС—148 м.
(сейчас — 1000 м.). им. Сталина—350,6 м.
(124,3 м.). Опытный передатчик НКОвя-
зи на этом свою работу заканчивает
и ‘после 15 января ни он, ни станция
им. Попова птироковещанием занимать-
ся не будут.
	Приводим также новые волны нанбо-
лее громких  радиостанпий Европы:
Рена — 507 м.. английские радиостан.
	ции — $91, 373, 842, 307 и 236 м., Буда-
пент — 549 м. Кевигесвустергаузен —
1.571 м.. Мюлиххер — 523 м. Лантер-
берг — 456 м., Лейнциг — 382 M., Берлин
—357 м., Гамбург—332 м., Бреслау — 316
м., Хейльсберг — 291 м., Калундборг —
1.261 м., Рим — 421 м., Милан — 369 м.,
Рига — 238 м., Ковно — 1.659 м., Вар-
шава — 1.304 м. Вильна—560 м., Катто-
вицы—396 м., Львов — 377 м. Лахти—
1.145 м.. Выборг — 499 м.

Для того. чтобы дать возможность
перестроиться на новые волны, MO-
сковские радиостанции 14 и 15 яиваря
работать не будут.
	единип положительното электризе
ства? Возьмем, Например, стоящие
в таблице рядом золото и ртуть.
Что, кажется, общего между  золо-
том и ртутью? Золото отмечено 79-м
номером в таблице, а рабуть— 80-м.
Что будет, если у каждого  алома
ртути отнять по олному электрону,
а у ядра отнять при этом одну ели-
нипу положительного электричест-
ва? Вель заряд ядра ртути и GyM-
ма зарядов всех электронов будут
после этого. выражаться числом 79.
Не превратится ли ртуть в золото?
Или еше что-то такое, кроме заря-
дов, отличает прут от друга ядро
ртути и золота? й

Ясно, к чему должны привести
тажие соображения и попытки. Рас-
шепляя ядро, узнавая его состав,
мы тем самым разрешаем гранлиоз-
ную задачу о способах преаращения
одного элемента в другой. ` Какая
заманчивая  перопеклива—из летие-
вых и повсюду встречаемых в изо-
билии элементов фабриковать дру-
гие, дефипитные. в которых нуж-
дается мир!

Удивительно ли; что во всех
культурных странах. в том числе и
в Советском союзе, не жалеют ни
срелетв, ни энергии лля проиавол-
ства опытов с расщеплением атома
и его ядра. Опыты нелегкие, дорого
стоят, но они необходимы и с лих-
вой себя окупят.

Быть может еще важнее TOT
факт, что атом, расщепляясь. выле-
ляет из себя огромное количество
внутриатомной энергии. Что, напри-
мер, скажет читалель. узнав, что
олин грамм радия при этом. раеще-
плении Еыделяет 133 калории В
час. Если бы, гмворит. Рессерфорд,
—мы смотли получить поллитра га-
за, называемого эманацией радия,
то он выделил бы столько энергии.
как 100 сильных дуговых электри-
ческих ламп. Ни один сосуд не вы-
держал бы этого газа, так как та-
кое количество эманации тотчас
расплавило бы его стенки и превра-
тило бы их в паф.
	ТЕ УСТРАИВАЮТ для детей
экскурсии. Для дальних расстояний
берут обычно нелый Baroy трамвая.
До сих пор ТрамвайнвЕй‘ трест брал за
подачу специального вагона для шко-
лы 21 руб. Все были довольны. Но
›зот на-днях трест вдруг заявил, похло-
пывая по облучку:

— Дешевле чем за 100 рублей не по-
везем. А не нравится, езжайте в такси.

При такой цене возить ребят в такси
на самом деле обойдется дешевле. Но
что случилось? Овес подорожал?
	НЕДОРОСЛИ
	В Москве есть крутые подл’емыг Один
из таких под’емов — в Дорогомилово“
Тишиноком переулке, на пути оживлен-
ного грузового потока, идущего от Bo-
родинского моста и Семеновекой площа»
ди к Арбату.

Хронометраж показал, qro “34 день че-
рез атот переулок проходит более 1.50
подвод. И 4% из них требовали помощи
при под`еме.

С 15 января по инициативе ветеринар-
но-коневодческой базы транспортного
отдела МСИО в этом пункте организу“
ется станция с 8 дежурными лошаля“
ми. которые будут припрягаться к нУ*
ждлающимз в по мю пи подволам. в
$ одна такая дежурная лонгаль CMe
жет обслужить 8 подвод.

Пользование дежурной лошадью обя=
зательно лля всех подвол, кому бы
они ни принадлежали, еели нагрузка
составляет 1.000 кг.  для автокачки и
80 кг. — для полков и саней.

ОСтонмость нод‘ема одной подводы —
1 рубль
		АЭРОПОЕЗД
в РЕМОНТЕ
	У ЧЕНИКИ БЫБАЮТ маленькие и
высокие. Но‘ Замоскворецкая Me-
бельная фабрика делает парты не че-
тырех размером, как полагается, а
только олного. В старнгих классах из-
за таких парт торчат колени. В млад-
тих группах не видно даже голов, Но
	фабричных недорослей это He CMY-

eet.
— Haw, — rosopat onm, — так рабо-
	тать удобнее. А дети, прежде чем ра
сти, пусть возьмут нали прейскурант и
по этому прейскуранту растут. А так,
если всякий Фбудет расти, как хочет,
для нас получается больно хлопотно.
	240 ВИЛЛИСНОВ
НА РЕМОНТ
	пин

Закончилось совешание предста-
вителей 2% крупнейших городов рес-
публики — Москвы, — Ленинграла,
Горького. ‘Ростова-на-Дону и т. д.
Coremanne обаулило перспективы
ремонта жилого фонда в городах в
1934 году.

В текущем. лу на ремонт жилых
‘домов будут затрачены 240 млн. руб-
`лей против 90 млн. прошлого года.

Г
	[ry
		В парке им. Горького идет. спешнав
переоборулование эстакады поезда Валь-
днера, которая, Как выяенилось, имела
существенные недостатки. Этим и 9©6 яс-
нялея тот Факт, что миниатюрный аэро-
поезд развивал максимальную екорость
лить до 10 клм. в час.

Изобретатель т. Вальднер сообщил
нам, что после переоборудования Mor
дель аэропоезда сможет ходить со ©ко®
ростью 9 клм. в час и больше.
	Переоборудование закончится к 20 ян»
варя. Затем несколько дней будут pos
изводиться пробные пробеги. К XVIL
парте езду модель азропоезда побежит
но эстакаде с повышенной скоростью.

Модель аэропоезда Вальднера будет
пемонстрироваться делегатам областной
партконференции на выставке, открыва»
емой в Ломе союзов.
	Фотокор Г. Брунштейн.
	Лучше работать, больше пр®изво-
дить, полностью освоить социалисти-
ческую технику, дать высокое качест“
во продукщии—вот лозунги, под кото-
рыми развертывается поход им. ХУИ
с ‘езда партии. Страна. готовится ра-
‚портовать с’езду новыми победами
на всех участках социалистического
строительства. Коллектив  строите-
лей Дома красной профессуры (Но-
вобасманная, 16), вкелючивитись в по-
ход, обязался, несмотря на. перебои
со стройматериалами, закончить Дом
у в срок,
	% ДВА ДЕТСКИХ КАТКА силами cae
мих. ребят организованы в районе Из=
майловекого шоссе по инициативе Бла-
гушинекого райжилсоюза. В правление
катков вошли дети. Организована бри-
гада из пяти ребят, наблюдающая за
поведением детей на улипе
	ve ТЕМПЕРАТУРА воздуха сегодня В
7 часов утра была—13 гр. В 11.30—13 гр.
(максимальная температуре вчера—7 гра
минималыьная—15 гр., средняя 9,7 тр.).

— Завтра, по сведениям бюро погодьц
температура днем 19—15 гр.
	нити
РАДИО
ВЕЧЕРОМ
	1808 (ВИЦСИФО)—урок английского язы*
ка; 18.00 (им. Оталина)—концерт-отдых;
18.15 («Коминтерн»)—обзор книжных‘ но*
винок; 18.30 («Коминтерн») —‹ заочная
партучеба; 18.30 (ВЦОПС) — бесела: «Раз
боты. по созданию искусственного кли=
мата»; 19.00 (ВПОПС)—беседа: «Занима»
тельная минералогия»; 19.20 (uM.~-Cyae
лина)—транеляция оперы «Травиата» из.
филиала ГАБТ’а; 20.30 (ВЦОПС)—литера*
турное вешание: «Новости  театразу
20.30 (Опытный передатчик) — транеля=
ция вечернего камерного концерта © за-=
вода «Авиахим»: 21.38 («Коминтерн») -=
доклал, из пикла, посвяшениого ХУТ
партб езду: «Рапорты гигантов Москвы»
(завод им. Сталина); 22.08 —(«Коминтерн»)
— вечерний концерт; 22.800 (ВЦСНС) —
эстрадно-танцовальный вечер; 23.3
(Опытный передатчик) —танцовальная
музыка.
	— Вы устали? Присядьте. Для покупателей в универмаге
МСПО, открывшемся вчера, поставлены мягкие диваны и кре-
сла. На нашем снимке вы видите четвертый этаж универмага.

Японские вазы, ковры, мягкие диваны...
	золото и т. п, и попросим химика
разложить любой из этих металлов
	Ha простейпгие составные части, т9.
	он скажет, что тажая задача невоз-
можна, таж как все эти металлы
суть эпементы, или тела простые,
которых никакими известными до
сих пор науке средствами не. уда-
лось разложить на простейшие 00-
ставные части.

Таких элементов современная хи-
мия насчитывает 92. Всякое другое
тело, не попавшее в список этих
элементов, непременно разлагается
на простейшие составные Части, CO
стоящие из тех же элементов. Так,
например, вода разлагается электри-
ческим током на 2 эпемента — во-
дород и Кислород; серная нислота,
если в нее набросать кусочки цин-
ка, выделяет из себя водород и
т. д. Тела, разлагающиеся ва части,
называются сложными, и их соста-
Buble части суть те же элементы.
Наименьшее возможное `количество
всякого элемента наука называет
атомом. В перегоде с греческого
языка слово «атом» означает «не“
пелимое количество». Этим химик
вовсе не хочет сказать, что, напр.,
атом золота никак нельзя  разде-
лить на еше меньшие части; суть
feta в том, что до последнего вре-
мени такое деление считалось  не-
возможным, а кроме того, если бы
вам когда-либо и удалось расще-
пить атом золота на части, то по-
пучившиеся осколки атома уже не
будут золотом. Если же мы узна-
ем, из чего они состоят, то конеч-
но узнаем и способ искусственной
фабрикации золота из этих частей.
Но вель дело науки служить людям
не лля их вреда и не для уловле-
творения их калризов.. Предоставим
же срелневековым алхимикам MOI
TH © мгновенном личном  обогаще-
	ний. В тот момент, котда секрет
искусственной фабрикации золота
будет открыт, золото перестанет
	быть драдоценным металлом, каж это
было уже, например, с алюминием.
В каком же порядке следует раз
	местить при изучении химии BCC
92 элемента? Менделеев, составляя
такой стисок, расположил все эле-
‚менты Tak, что ‘на первом › месте
стал пегчайший по весу атома эле-
мент — водород, а на последнем —
тяжелейший из всех атомов — атом
урана; между ними расположились
в возрастающем порядке атомного
веса вое остальные элементы. Каж-
дый элемент при этом будет зану-
мерован, будет иметь свой поряйно-
вый номер.

Изучая этот ряд или систему эле-
ментов, Менделеев нашел, что, не-
которые свойетва 2-го элемента по-
вторяются в 10-м элементе, свойст-
ва 3-го элемента (лития) повторяют“
ся в 11-м элементе (натрии) я т. д:
Вот эта повторяемость свойств и
составляет закон периодичности.

Натисав весь ряд элементов так,
чтобы элементы. с аналогичными
свойствами были помещены друг
под другом, т.-е в одном и том же
вертикальном столбце, Менделеев
гсе элементы разместил в одной та-
блище, каждый столбец которой об”
единяет группу элементов, сходных
по своим химическим свойствам. Та-
ких групп считают теперь 9 (от ну-
левой лю УШ). они расположены в
12 строках таблицы.

Что же прелотавляет собою ка-
MINA атом любого элемента? Мож-
но ли его вилеть хоть в очень силь`
ный микроскоп? Какова его форма
и внутреннее устройство? Вот во-
просы, которые невольно приходят
в голову.

Во-первых, ни в какой. самый
сильный микроскоп атомы видеть
нельзя. Что же в таком случае де-
лать?.В подобных случаях единст-
венный с10сдб, которым располагает
наука, заключается в разработке
гипотез. Надо мысленно построить
такую модель атома, которая 0б’яс“
Hana бы нам все его известные
свойства.
	Такая модель была предложена
английским ученым Джозефом Том-
	ПИК СООР наградил орденом Ленина
	Ленингралеюкий коммунистический ©.-х
университет изм. Сталина,
	ОПУБЛИКОВАНЫ постановления CHK
СССР о подготовке научных и научно-
пелаготических работников и об ученых
степенях и званиях,

ИНОТИТУТ высоких дазлений (Ленин-
грал) выпуекает к нартс’езду первый
советский компрессор на 1000 атмосфер.
	>

ОПУБЛИКОВАНА таблипа выигрьиией
24-го Ттиряжа займа «Третьего года ms-
тнлетки».
	ТОВ. Е. Г. ТПИРВИНДТ утвержден стар:
птим ‘помопиником - прокурора СССР.
		СЕГОЯЯЯ выезжает ив Москвы на Бал:
хап! большая автомобильная экспедиция
		Проф. Н. П. ЛЕОНОВ
<>
	НАЕТЕ ЛИ ВЫ, кто такой
Д. И. Менделеее.?», — спроси-
те зы иногда кого-либо из лиц,
учивтнихся в Школе ин изучавших
химию. — «Конечво, энаю. Менделе-
ев — знаменитый ХиИМИК>».—«Ну, а
чем же он знаменит?» —«Знаменит
своей периодической системой эле-
ментов», — слышите вы правиль-
ный ответ. Но если назойливый эк-
заменатор не YACRICTROPHTCA этим
ответом и попробуей спросить: «А
что же такое представляет собой
эта периолическая осистема?», то в
большинстве случаев повергнет воп-
ропгаемото в большое смущение.

‘A между тем 9 февраля 1934 `то-
да весь Halll ученый мир во главе
с Академией наук Советского сою-
за булет праздновать столетнюю го-
довшину со лня рождения Дмитрия
Ивановича Менделееза. Размеры
этой статьи не позволяют нам кос-
нуться даже вкратие биографии
Менделеева. Скажем только, что B
1863—1370 годах был напечатан Ra-
питальный труд Д. И. «Основы хи-
мии», доставивиеий ему всемирную
иавестность. Заесь впервые проее-
ден им через всю работу приниин
периодической системы элементов.

‚ Что же называет химия элемен-
том и как понимать значение слов
«периодическая система»?

Ели мы вузьмем некоторое KO
личество общеизЕестных металлов,
таких, Kak железо, медь, серебро,
		* a
СЕНАТ САСШ утвердил Буллита на
посту носла САС в ССОР.—«Решение
ссната.-—мтитпет «Джапан Адвертайзер»,—
имеет гораздо большее значение, чем
обызно, т. к. оно равноценно ратифика-
пии действий Руззельта в деле приз-
нания ССОР Америкой. Признание было
актом исполнительной власти без уча-
стия законодательного органа».
	*

MHHAOTEPCTBO WHOCTPAWHETX дел
САСШ увеломило тов. Трояновокого, что
CCCP предоставлена неограниченная чи-
какими условиями Квота ввоза до 1 ап.
pein 15 тысяч галлонов спиртных на-
питков. В ближайшее время предстоит
отмена распоряжения, которым был за-
преген ввоз советского золота в САСИ.
	ВОЗОБНОВИЛОСЬ действие вулкачма
Ниидаке ма острове Буцинсерабе (Япо-
ния). Извержение лавы продолжается.
В потоке лавы погибла научная экепе-
типия в Фоставе двух японских профес-
Я
	*

ФАШИСТСКИЕ германские газеты пы
таются во что бы то ни етало доказать
наличие проекту создания балтийского
пакта. направленного против Гермачии
«Рейниш Вестфалише Цейтунг» пишет ©
«стремлений советекой липломатии

окрайнные государства

элтии систему». Это со-
обшение, как узнал ТАОЦ в осведомлен‘
тых крутах, ивляется совершенно 6е6-
	почвенным измыцилением.