А

р
х
.

Н

.

Л

А

Д

О

В

С

К

И

Й

схемы и общего проекта планировки г. Москвы.
При этом проект планировки города должен быть согласован с экономикой окружающего Москву района.
Сложность работ по планировке Москвы усугубляется еще требованиями чрезвычайно интенсивного строительства нашей столицы. Как быть с текущей застройкой? При наличии закон
ченного проекта планировки или схемы регулирования текущей застройкой, т. е. осуществления планировки, эта задача не пред
ставляет труда. Иное дело при существующем положении вещей, то-есть при отсутствии плани
ровочной схемы. Выход здесь может быть один. Раз прекратить строительство нельзя (что совер

шенно очевидно), и раз было бы неразумно предоставить строи

тельству развиваться стихийно, как это было до сих пор, - не
обходимо срочно, но продуманно, разработать временные правила планировки Москвы, выполняющие основные требования плани
ровочной техники и являющиеся как бы предупредительным средством против окончательной пор
чи города, улучшающим хотя бы отчасти и на данный момент, условия существования современного населения и хозяйства Советской столицы.
Составленный до настоящего времени проект планировки может как раз явиться такой временной схемой предупредительного характера, частично регулирующей со
временную застройку города и предупреждающей возможность такого строительства, которое могло бы исказить и затруднить дальнейшую планировку Москвы.

В виду краткости срока, остающегося до окончания проекта пла

нировки, необходимо производить всевозможные подготовительные

работы по планировке и даже начать опытную планировку одного района и составление чер

нового варианта общей схемы планировки. В первую очередь необходимо производить изучение существующей планировки и за

стройки Москвы, которое является основным техническим материалом для планировки.

Для наиболее всесторонней проработки основной идеи планировки Москвы необходимо объявить конкурс на эту идею. Большая сложность программы московской планировки требует привлечения всех крупных планировочных сил СССР Для консуль
тации и проработки отдельных планировочных проблем.
Обращаясь к конкретной работе по экономическим основам пла
нировки, мы видим, что перед нами стоят следующие задания:
В первую очередь работа будет заключаться в изучении современного положения народного хозяйства Москвы и частично московского района, в том числе: демография города, промышленности, железнодорожного и водного транспорта, жилищного хо
зяйства, зеленых насаждений, санитарно-технического благоустройства, энергетического хозяй
ства и пр., торговли и складского хозяйства, общественного питания, здравоохранения, просвещения, хозяйства связи, охраны, судеб
ных учреждений, социального обеспечения, организации и охраны труда, политических учреждений, общественных учреждений, сельского хозяйства.
В связи с работами по изучению хозяйства, необходимо производить обследования по вопросам, не освещаемым существующей статистикой: а) промышлен
ных предприятий; б) сельско-хозяйственных земель; в) государ
ственных учреждений и их посе

щаемости; г) уличного движения; д) складочных помещений и т. д.

Следующим этапом будет выявление линий генерального развития всех перечисленных выше отраслей народного хозяйства.
Далее последует составление общих заданий для построения основной идеи планировки Мо
сквы и объявление конкурса на эту идею.
Календарный план работ намечается следующий:
1929/30 г. Изучение современного состояния народного хозяйства Москвы, выявление его генеральных перспектив, составление общих заданий для определения основной социалистиче
ской идеи планировки Москвы в связи с окружающим районом и объявление конкурса на идею планировки, составление правил регулирования застройки Москвы.
1930/31 г. Экспертиза по разработанным проектам идеи планировки Москвы, проработка по
дробных генеральных планов развития народного хозяйства горо
да, составление основных заданий планировки, производство работ по составлению схемы планировки.
1931/32 г. Детальная проработка социально-экономических
заданий и составление общего, проекта планировки.
1932/33 г. Проработка экономических проблем, связанных с осуществлением планировки и
окончание работ по составлению общего проекта.
Таким образом, мы должны в короткий срок 3 1/2 лет проделать всю необходимую работу по со
ставлению проекта планировочной схемы Москвы новыми методами и в свете социалистической реконструкции города. Само собой разу
меется, что эта огромная задача может быть решена только при
крайнем напряжении сил и средств и при дружной помощи всей советской общественности.

МОСКВА ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ∙

Москва - столица СССР - стихийно растет и вопрос о необходимости уяснения сути этого роста и его организации для планировки Москвы является основным вопросом ее жизни. Понятие роста города не может быть сведено к простому механическому увеличению территории, ширины проездов, этажности и т. п. Рост надо понимать как органический, на разных этапах своего развития, представляющий различный не только количественно, но и качественно организм. Между тем, все имеющиеся до настоящего времени проекты «Боль
шой Москвы» рассматривают вопрос исключительно с количественной стороны и потому страдают основным пороком - «механистичностью».
В журнальной статье нельзя дать полного анализа сути гор. Москвы, как столицы СССР, и представить подробный проект ее реорганизации, здесь имеется в виду лишь указать на те ошибки, которые, на мой взгляд, имеются во всех проектах «Большой Москвы» и сделать предложение, относящееся к основной планировочноконструктивной схеме «Новой Москвы».
За 12 лет, после революции было сделано несколько проектов: а) проект коллектива архитекторов под руководством акад. Жолтовского, б) проект акад. Щусева, в) проект инж. Шестакова, г) проект Земельно-планировочного отдела МКХ. Все эти проекты исходили из основного положения, что радиально-кольцевая система планировки Москвы является, вообще, рациональной планировочной системой, обеспечивающей нормаль
ный рост (наслоением колец) и правильную организацию движения и транспорта. Кроме того, во всех проектах подчеркивалась мысль о необходимости сохранения исторического облика Москвы, что, как-будто, обеспечивалось сохранением кольцевой системы.
Кольцевая система планировки имеет много сторонников в мировой литературе но градостроительству, Поэтому на разборе ее необходимо подробнее остановиться. Средневековый город-крепость, город-сад Говарда! система сателлитных городов Унвина и предложение по перепланировке Парижа Корбюзье, - все эти планировоч
∙ Статья составлена на основании материала моего доклада в АРУ на ту же тему.