И

Н

Д

У

С

Т

Р

И

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

С

Т

Р

О

И

Т

Е

Л

Ь

С

Т

В

А

Л
.

м

о

с

к

в

и

т

и

н

Строительные заводы

Современный кустарный способ производства стройработ базируется, главным образом, на ручном труде. Для того, чтобы справиться с грандиоз
ными строительными задачами, стоящими перед нами,
мы должны перевести наше производство на путь индустриализации.
Большинство производственных процессов может быть вынесено с территории постройки и сосредо
точено на строительном заводе (строительном дворе). Такой стройзавод представляет собою предприятие, перерабатывающее стройматериалы в готовые изде
лия или полуфабрикаты. Операции же с продукцией стройзаводов на постройке сводятся только к монтажу или к незначительной обработке для придания изделиям окончательного вида.
Основной предпосылкой правильной работы стройзавода является установление стандартов или типов изделий при наименьшем сортименте. Кроме того, как и всякое заводское предприятие, стройзавод дол
жен иметь более или менее равномерную загрузку в течение года и не должен быть связан лишь с отдельными спорадическими заказами построек.
Лишь при этих обстоятельствах стройзаводы в состоянии дать большой экономический эффект и наилучшее использование механизмов.
При выработке программы стройзаводов конторой «Строитель» намечены следующие операции:
1. Заготовка арматуры. Концентрация заготовки (обрезки и гнутья арматуры) позволит применить электросварку, что особенно важно при тенденции к увеличению пролетов и снижению торговой длины железа до 6,0 м. Эта мера позволит избежать сты
ков и получить экономию до 12% от стыкаемого стержня.
2. Обработка пиломатериалов, заключающаяся в нарезке брусков требуемых размеров, остружке, выборке шпунтов и четвертей.
Мы все время ощущаем крайне острый недостаток в шпунтованном материале, безусловно необходимом при замене железных кровель - рубе
роидными и в сухом материале для обрешетки. Кроме того, не все столярные работы могут быть переданы на деревообделочные заводы из-за мелочности и разнохарактерности. На стройзаводе мы име
ем возможность использовать почти все отходы от других производств (в частности - деревянных ферм).
3. Металлические изделия: фермы, фонари, перила, решетки, переплеты, клепанные конструкции, котельные работы (бойлера, баки, расширители) и пр. Самый перечень указывает на необходимость производства этих конструкций и фабрикатов за
водским путем; обычно, для выполнения этих работ даже на постройке устраивается временный завод того или иного размера.
4. Заготовка деревянных ферм. Новые методы расчета приблизили деревянные конструкции к металлическим как по внешнему виду, так и по способу выполнения. Поэтому изготовление их завод
ским путем вполне целесообразно. При этом отходы от ферм могут быть использованы как столярные полуфабрикаты..
5. Железобетонные изделия: ступени, переплеты, плитки, горбыли для фонарей, подоконники.
Наиболее важным изделием из этого перечня для «Строителя» являются переплеты. Трест осу
ществляет по преимуществу промышленное строи
тельство, где обычны большие световые проемы. Закрытие световых проемов деревянными переплетами упирается в недостаток выдержанного сто
лярного материала и в загруженность деревообделочных заводов. Разрешение этой проблемы приме
нением железобетонных переплетов требует весьма небольших затрат. Применение железобетонных переплетов в 1928 г. и 1929 году показало, что они даже дешевле деревянных.
6. Изготовление бетонных колец для смотровых колодцев.
Этот род изделий уже давно перешел на территорию завода, а потому не требует особых комментариев.
7. Части железобетонных конструкций: сваи, колонны, балки, перемычки и проч. При универсальности «Строителя», обслуживающего самые различные отрасли московской промышленности (текстиль
ную, химическую, кожевенную, металлическую и пр.), большой стандартизации этих деталей достигнуть трудно. Здесь контора находится в крайне неблагоприятных условиях при выработке типов: разнообразная величина высот этажей и про
летов и большая пестрота полезных нагрузок. Крайне же ограниченные сроки исполнения при позднем получении заданий не позволяют заранее разрабо
тать проект и заблаговременно дать заказ заводу для исполнения. Таким образом, мы не имеем для этого рода изделий основных предпосылок заводского метода работы - выработанных типов и равно
мерной загрузки. Только укрупнение строительства и более планомерная выдача заданий позволят пе
рейти н в этой части к заводскому выполнению работ.
При организации заводов возникает вопрос, какие заводы строить: специальные по видам изде
лий или универсальные с несколькими цехами? «Строитель» остановился на последнем варианте, так как он позволяет ограничиться меньшим количеством заводов и дает лучшее обслуживание прилегающего района, при меньших перевозках.
В 1930 г. «Строителем» организуется три стройзавода: 1) в Краснопресненском районе с заготовкой арматуры, обработкой пиломатериалов, изготовлением деревянных ферм и столярных полуфабрика
тов; 2) в Пролетарском районе с выработкой всех видов изделий; 3) в Сокольническом районе - с выработкой негромоздких металлических конструкций, котельных и кузнечных изделий.
ПРОЕКТ СТРОЙЗАВОДА
Ниже мы даем краткое описание законченного в настоящее время разработкой проекта строительного завода на 4-й Вятской улице.
Территория завода примыкает к ветке нормальной колеи, отходящей от пл. Зыково, Балтийской ж. д. На территории Мосторгом устраивается при
емная станция для приема и сортировки вагонов. Стройзавод имеет свою ветку, проходящую по гра
нице участка. Двор занимает площадь 17.670 м2. Цехов два: арматурный и деревообделочный.
I. Арматурный цех
Склад арматуры. . 420 м2 Арматурный сарай............................................................ 600 »
Склад обрезкой................................................................... 60 » Курилка................................................................................ 16 » Сарай для гнутья хомутов............................................. 60 » Склад готовой арматуры................................................. 1.575 » Немощеные проходы.......................................................... 560 »
Итого.............. 3.300 м2
2. Деревообделочный цех
Склад сырья......................................................................... 1.800 м2 Лесопильная рама............................................................. 240 » Навес для распиловки и острожки............................ 590 » Место для трансформаторной электростанции ... 60 » Склад для переработанного пиломатериала............. 1.040 » Сараи для размотки и обработки ферм................. 720 » Площадь сборки и склада ферм.................................. 1.820 » Немощеные проходы..................................... 3 040 »
3. Контора, местком, кладовые, уборные и др. хо
зяйственные постройки............................................ 200 м2 Немощеные проходы у хозностроек............................ 150 м2
Итого.................... 9.300 м2