Материалов своих стройзаводы, вернее, стройдворы (их даже трест называет стройдворами), не имеют, а выполняют заказы из материалов заказчика. При получении заказа стройзавод часто не имеет мате
риалов на выполнение данной работы совершенно или имеет не тот ассортимент, который необходим по проекту. Это обстоятельство ведет к задержке работ, так как проект приходится изменять в соответ
ствии с имеющимся материалом на стройзаводе, что в свою очередь вызывает перерасчет всех конструкций. Бывают случаи, что и сам заказчик не имеет материалов, предусмотренных спецификацией проекта.
В общем, не было почти ни одного заказа без изменения проектов.
Неувязки имеются и между стройзаводами и трестом. Последний загружает работой цехи неравно
мерно, т. е. не по имеющемуся промфинплану стройзаводов, а перегружает одни и недогружает другие. Это вызывает простои и использование рабочей силы не по назначению.
Рабочие процессы на стройзаводах механизированы, но недостаточно, и механизмы носят полукустарный характер.
Организация стройзаводов выполнена по планам, не вполне проработанным, и отчасти хаотично. Шли ощупью, по чутью. Последнее, конечно, объясняется новизной дела.
Плохо обстоит дело на стройзаводах с транспортом по вывозке готовых изделий, которые неделями лежат, занимая место и подвергаясь порче. Обеспеченность транспортом - 30%.
Стоимость продукции, выполненной стройзаводами, примерно, в два раза ниже выполненной на по
стройках. По арматурному цеху на I человеко-день на стройзаводе выработка 20 - 30 руб., а на постройке - 10 - 14 руб.
Качество работ - среднее. Материал часто доставляется не вполне удовлетворительный, в особенности дерево.
Остальные тресты с постройкой стройзаводов только раскачиваются.
Госпромстрой предполагает организовать несколь ко стройзаводов с затратой, примерно, около 2 млн. руб. Но в настоящее время у него имеется лишь общая нетвердая наметка этого дела. Стройзаводы намечаются с цехами деревообделочным, столярным, кузнечно-слесарным, арматурным, жестяночным и свароч
ным. Бетонный и железобетонный цехи Стройобъединение организовать почему-то тресту не разрешило, заявив, что таковой будет построен ВСНХ. Для утилизации отходов древесины предусматривается устройство цеха производства фибролита. Производительность стройзаводов рассчитывается на обслуживание строительства в 80 - 100 млн. руб. Но темпы Госпромстроя таковы, что даже участков под стройзаводы у него еще не имеется.
Мосстрой предполагает организовать 3 стройзавода - по одному на 2 района. Участков нет. Стоимость и производительность еще не установлены.
У остальных трестов то же, что и у Мосстроя.
Данным вопросом занимается и Мосторг, который на запрос о стройзаводах сообщил, что им приступлено к организации сразу 4-х. При проверке же оказа
лось, что начаты работы лишь на 1-м участке (Нижние Котлы), но что будет представлять собой стройзавод, на месте никто не мог ответить.
Такое положение с делом, имеющим важнейшее значение для реконструкции строительства, а следовательно, и для своевременного выполнения строи
тельного плана, намеченного пятилеткой, не может быть долее терпимо.
НЕОБХОДИМО:
1. Стройобъединениям МОСНХ и ВСНХ срочно рассмотреть и утвердить проекты стройзаводов по своим трестам. Утвердить номенклатуру изделий заводов и го
довые планы их на 1931 г. В дальнейшем надо будет регулировать строительство новых и работу существующих стройзаводов.
2. Стройобъединения должны разработать типовые проекты стройзаводов.
3. Стройобъединения и Союзстрой обязаны добиться перед соответствующими органами изменения снабжения стройзаводов материалами, проводя тако
вое не зависимо от заказчиков, а по годовому плану работ стройзавода.
4. Целесообразно иметь два типа территориальных точек новых заводов: I) в местах, прилегающих к базисным складам материалов и 2) в районах, намечающихся под крупное строительство в течение нескольких лет.
Одновременно надо предусматривать наличие или возможность обеспечения подъездными путями.
5. При строительстве новых заводов предусматривать необходимую территорию расширения завода.
6. Стройзаводы должны иметь следующие цехи: ДЕРЕВООБДЕЛОЧНЫЙ (со специальностями - грубая деревообработка, столярные изделия, фермы, паркет, каркас, опалубка и инвентарь).
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ (слесарные работы, кузнечные, кровельные и механические работы).
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ (специальности: бетон, арматура, железобетон).
ОТДЕЛОЧНЫЙ (со специальностями: малярная, стекольная, лепная и облицовочная).
Кроме этих цехов, на территории завода надо иметь прокатно-ремонтную базу (ремонт и прокат разборных опалубок, лесов, частей временных зданий и сооружений крупного инвентаря и инструмента - тачки, носилки и пр.).
7. При организации заводов в строительных конторах не обязательно иметь все цехи на одном и том же заводе. Надо проводить специализацию заводов, уменьшая номенклатуру изделий.
8. Стройдворы и заводы Мосторгснаоа не должны быть аналогичны дворам и заводам стройконтор.
Основное разделение должно заключаться в следующем. Заводы стройконтор вырабатывают конструк
тивные и отделочные части зданий и сооружений, дворы и заводы Мосторгснаба должны перерабатывать и обогащать стройматериалы. Исходя из этого деле
ния, Мосторгснаб должен организовать при складах и местах заготовки материалов цехи и заводы по пере
работке и обогащению гравия (промывка - дробилка -
сортировка), лесораспиловке, выработке растворов бетонов. Притом желательно, чтобы целый ряд обо
гащающих операций проводился на пути движения материала в механизированных складах при погрузовыгрузочных работах.
9. Стройобъединения МОСНХ, ВСНХ и Союзстрой должны совместно с трестами, организующими строй
заводы, разработать специальный тип транспорта, необходимого для перевозок изделий стройдворов.
10. Надо ускорить окончательное выявление необходимого оборудования для стройзаводов.
11. Втузы - ВИСУ, МИСИ, МИИТ - должны обсудить возможность подготовки у себя специалистов по стройзаводам.
12. Рабочие стройзаводов должны быть обеспечены
постоянными жилищами.