По-БОЛЬШЕВИСТСКИ ПРОВЕСТИ КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО•

В одну только промышленность, планируемую ВСНХ, вместе с электрификацией мы вкладываем 6.783 млн. руб. Целесообразно и экономно вложить
в строительство эти миллиарды - значит сделать большое дело. Несмотря на безусловно большие до
стижения, имеющиеся у нас в строительном деле, все же надо признаться, что мы до сих пор строим очень
дорого и достаточно долго. Часто мы возводим такие стены, что неизвестно, будет ли здесь помещение для жилья или крепость.
Я пытался выяснить, как обстоит дело со строительной сметой. Казалось бы, самая элементарная вещь: если строишь, надо иметь смету. Любой капи
талист ни одного завода, ни одной фабрики, ни одного цеха не построит без строительной сметы. Скажите, товарищи, есть у вас строительная смета? (Шум. Воз
гласы: «Есть, нет»), Я спрашивал одного товарища, не плохого строителя: скажи, как ты строишь, есть ли у тебя строительная смета? Он ответил: сметы нет. но есть технико-экономическое обоснование. (Смех).
А на основании технико-экономического обоснования установить сколько-нибудь точную стоимость строи
тельства нельзя. Можно вывести и на 100 - 200 и больше процентов.
Что собой представляет «Урочное положение», по которому у вас составляются сметы, имеется ли оно в других странах? Самые лучшие наши строителиинженеры, с которыми я беседовал, в один голос заявляют: нигде в мире нет такого «Урочного положения», кроме как у нас (смех). Так, за границей, у каждой фирмы есть свои нормы. В Америке есть не
что такое, что может быть использовано всеми. То «Урочное положение», которым мы пользуемся, составлено в первой редакции в 1843 г. для работ, вы
полняемых воинскими частями. Затем в 1869 г. оно было пересмотрено, утверждено «собственноручной
надписью его императорского величества Александра. II» - «быть по сему», (Смех).
В этом виде нормы просуществовали до революции 1905 г. В начале этого столетия граф де-Рошефор до
полнил нормы примечаниями и изменениями. После революции в связи с введением 7-часового рабочего дня в старые нормы были введены добавочные коэфициенты. При введении метрической системы «Уроч
ное положение» было переведено на новые меры, но нормы остались без изменений. Последнее изменение произведено московским губинжем, но и это «Урочное положение», повторяю, старое и по этому «Урочному положению» составляются наши сметы.
В 1925 г. это дело пересматривали, издали около 40 выпусков, потратили около 5 млн. р., но толка из этого не вышло. Наши передовые строительства, оказывается, составляют свои сметы по «Урочному поло
жению», которое в 1869 г. «собственноручной надписью
его императорского величества Александра Я» было утверждено. Если Александр II и утвердил «Урочное положение», - чорт с ним. Но сколько лет еще будет существовать это проклятое «Урочное положение»?
Тут вспоминаешь, что писал Владимир Ильич. Он говорил: «мы - большие революционеры, а перед какой-нибудь бумажкой пасуем». Мы посадили 50 ин
женеров для работы по составлению «Положения», соответствующего нашей технике. (Голос с места: «А в основу положат старое «Урочное положение»?). Нет, не положат. В ту комнату, где будут работать
эти товарищи, мы запретим тащить эту книгу. Что получается благодаря этой штуке? По ней до сих пор высчитывают, например, бетонную кладку и др. Если взять лучшие наши стройки, то расчет рабочих для
мешания бетона, для кладки кирпича и пр. производится на основании техники 60-х годов, когда, попросту говоря, ни о какой строительной технике у
• Из доклада на 1-й всесоюзной конференции работников предприятий.
нас и речи не было. А теперь, если взять, например, Днепрострой, там бетон мы получаем чисто заводским путем. Огромные машины и установки самой передо
вой мировой техники делают работу многих тысяч рабочих. Скажите, пожалуйста, что тут можно вы
считать по «Урочному положению» времен Алексан
дра II?! По утверждению многих наших инженеров, на наших стройках рабочих имеется много больше, чем это требуется, и очень часто вследствие громадного излишка рабочей силы получается толчек, а не работа.
Президиум ВСНХ предложил строительному сектору ВСНХ мобилизовать 30 - 40 инженеров и про
смотреть сметы. Инженеров мобилизовали, ко сметы не просматривались, так как таких смет не существует.
Когда нам говорят, что для такого-то строительства нужно 600 млн. руб., спрашивается почему непре
менно 600 млн., а не все 650 или 550 млн.? Есть ли
какое-нибудь обоснование, кроме честного слова того или иного инженера или строителя? Ничего нет.
Когда мы говорим: вы - хорошие товарищи, вашему честному слову можно верить, но деньги счет любят, - люди обижаются. Говорят, проекта нет, поэтому и сметы не может быть. Верно ли это?
Если строят какой-нибудь цех или часть цеха, почему нельзя иметь смету на этот объект строительства или на соответствующую его часть? Любой хо
зяин, приступая к тому или другому строительству, самым тщательным образом подсчитывает, сколько ему обойдется не только все строительство в целом, но и каждая отдельная часть его - фундамент, цоколь, стены, оконные и дверные рамы, перекрытие, крыша и т. д. Почему у нас нельзя ввести этот абсолютно правильный метод?
Когда мы ознакомились, во сколько обходятся непосредственно заводские цехи и во сколько обходит
ся все остальное, получается такая картина. Беру Харьковский тракторный завод, который строится недурно. Мэжно надеяться, что завод построят в
срок, но денег это будет стоить много. Стоимость основных цехов - 11.380 тыс. руб., обслуживающих сооружений - 8.531 тыс. руб., жилстроительство - 17.725 тыс. руб., культурно-бытовое строительство - 1.657 тыс. рублей, профтехнпческое образо
вание - 11.725 тыс. руб., санитарная техника - 6.204 тыс. руб., транспорт - 2.297 тыс. руб., бытовое обслуживание - 742 тыс. руб., подготовительные работы - 7.930 тыс. руб., всего 57.899 тыс. руб. Основные цехи в отношении ко всей стоимости чистого строительства составляют 19,0%.
Нижегородский Автострой: основные цехи - 23 млн. руб., обслуживающие - 5,5 млн. руб., жилстроительстве - 23 млн. руб., культурно-бытовое строи
тельство - 5,5 млн. руб., профтехнпческое образование - 2.660 тыс. руб., санитарная техника - 14.300 ты
сяч руб., транспорт - 7.525 тыс. руб., благоустрой
ство - 1.450 тыс. руб., подготовительные работы - 5.800 тыс. руб., всего 90 млн. руб. На основные цехи идет 25%.
Уральский завод Стальмоста: основные цехи - 11.754 тыс. руб., обслуживающие - 2.955 тыс. руб., жилстроительство - 11.765 тыс. руб., культурно-бы
товое строительство - 13.614 тыс. р., профтехнпческое образование - 1.480 тыс. руб., санитарная техника - 400 тыс. руб., транспорт - 1.275 тыс. руб., благоустройство - 5.600 тыс. руб. В процентном отношении основные цехи от всех затрат по чистому строительству составляют 23%, а по Уралмашстрою - 37%.
Для иллюстрации разрешите привести то, что хотели сделать на Магнитострое: Дом советов - 2,5 млн. руб., Дворец культуры - 7.700 тыс. руб., Дом физкультуры - 2 млн. руб., школа - 13 млн. руб., больница - 7 млн. руб. с лишним.
По Днепрогскому комбинату, который мы сейчас строим, картина та же самая. Там требуют для устройства сооружений для сливных вод 25 млн. руб.
С
.
О
Р
Д

Ж

О
Н
И
К
И
Д
З
Е