Безобразно, неэкономно расходуется у нас металл, несмотря на его дефицитность. Очень часто там, где можно заменить металл деревом, мы этого не делаем.
Работающие у нас инженеры-иностранцы утверждают. Что железа мы тратим гораздо больше, чем американ
цы или немцы. Мы гораздо консервативнее в смысле применения дерева, чем германец или американец. В
Германии Мюнхенский вокзал имеет деревянное перекрытие, а попробуйте-ка заикнуться об этом у нас!
Организация труда на наших стройках также неважная. Многие инженеры-строители утверждают, что на стройках рабочий день фактически не больше 4 - 5 часов. Производительность труда низка. Тогда как наш каменщик кладет около 500 кирпичей, каменщикнемец в тех же условиях кладет 1.400 штук. Больше того, отдельные ударные группы наших рабочих кла
дут не меньше. Тут все дело в организации труда. В то время как на многих наших стройках кричат о недо
статке рабочей силы, на других имеются значительные излишки. Большое количество прозодежды благодаря неумелому использованию ее растаскивается самым возмутительным образом. Вопросам организации труда и использования рабочей силы на стройках, удешевления строительства должно быть уделено самое серьезнее внимание.
По поводу дороговизны строительства у нас бывают даже трудно объяснимые явления, когда кубометр кирпичной кладки в одном месте стоит от 36 до 43 руб. (Березняки), а в другом месте этот же куб обходится в 20 руб. (Бобрики). Конечно, тут могут быть разные условия, но все-таки такая громадная разница недопустима.
Следующий вопрос, на котором я хочу остановиться, это - вопрос об организации строительства, подготовке к пуску завода и взаимоотношениях между начальником строительства и будущим директором пред
приятия. Кто будет строить завод или фабрику, или то или иное предприятие и кто будет пускать его в ход? У нас теперь получается тан. Стоящий во главе строительства начальник - он же и будущий директор завода. По-моему, это неправильно. Тут мы самым
безобразным образом калечим наших товарищей. Вот, скажем, вы поставили меня на стройку, год-два я проработал, кое-чему научился, а потом вы поста
вили меня на завод директором, и мне приходится учиться новому делу, и мне, возможно, это не удастся. Начальник строительства является начальником стро
ительства. Он строит, а закончив стройку, снимается со всей ватагой и идет строить второй и третий завод. Их он построит, несомненно, лучше, потому что он специализируется. Но уже во время строительства, независимо от того, к какому строительству мы присту
паем - большому или малому, надо иметь будущего директора этого предприятия, который будет подго
товлять рабочую силу, технический персонал, который
будет принимать от строителя цех за цехом, агрегат за агрегатом, Одно дело - строить, другое дело - мон
тировать и особое дело - взяться за расстановку людей у станков уже готового завода, пустить завод и овладеть производственными процессами.
При этом возникает вопрос: а не получится ли двух хозяев на строительстве? Нет, не получится. На площадке строительства должен быть один дирек
тор, один хозяин - начальник строительства. Но я - будущий директор завода, и вот извольте, тов. строитель, окончивший одну работу, сдавать ее мне, буду
щему директору, будущему хозяину завода. Закончил фундамент, покажи его. Директор, будущий хозяин, посмотри, годен ли он и не полетят ли построенные на нем стены. Цех закончил, - сдавай. Отделение построил, - сдавай.
Если будущий хозяин завода все время наряду с подготовкой кадров для пуска завода будет смотреть, что делает строитель, это будет хорошо. Надо неослабно контролировать ход строительства. Нужно чрезвычайно внимательно и бережно относиться к сколачивающимся строительным коллективам, надо сохра
нять их; ни в коем случае не допускать их распыления. Со строительством Сталинградского тракторного заво
да мы поступили прямо-таки варварски. Прекрасная строительная организация рассыпалась, в то время как ее нужно было сохранить и использовать на других строительствах.

За ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ПОВОРОТ ЛИЦОМ К СТРОИТЕЛЬСТВУ

«Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства».
(СТАЛИН)
Величайший размах социалистического строительства, решитель
ное наступление по всему фронту на капиталистические элементы требуют от профсоюзов исключитель
но активного конкретного участия в руководстве широкими массами рабочего класса на всех фронтах социалистического строительства. Особенно эти требования предъявляются к союзу строителей, работающему с массой, наиболее отсталой в своем культурно-политическом уровне.
16-й партсъезд разоблачил старое правооппортунистическое руководство профессиональным дви
жением, которое не поняло всей роли и величия задач профсоюзов в деле поднятия и улучшения социалистического производства.
Правые совершенно игнорировали производственную работу сою
зов, этим самым сводя роль профсоюзов в деле реконструкции промышленности к нулю.
Новое руководство профсоюзами стало на путь решительной пере
стройки всей работы «лицом к производству». Однако, первые успехи наших союзных организаций ни в
малейшей мере и степени не могут нас удовлетворить. Вступая в третий, решающий год выполнения пятилетнего плана союзу строителей необходимо упорно и на
стойчиво бороться за дальнейший действительный поворот «лицом к строительству». Мы обязаны сде
лать все от нас зависящее для того, чтобы добиться такой работы сою
за, которая бы не отставала от все возрастающих огромных темпов социалистического строительства.
Мы идем невиданными в истории гигантскими шагами в деле капи
тального строительства. Если в 1927/1928 г. было вложено во все строительство Московской губер
нии 379 млн. руб., то в 1930 году вся сумма строительства достигла около 842 млн. руб., а в 1931 году в строительство Московской области будет вложено свыше миллиарда рублей.
Как же в основном мы справлялись с поставленными задачами?
Из огромного количества трестов, рабочих которых объединяет наш союз, в Московской области мы не имеем ни одного треста как областного, так и союзного значения, который бы выполнил полностью количественные пока
затели строительной программы, не говоря уже о качественных показателях, выполнение которых нахо
дится в явно неудовлетворительном состоянии. Так, по конторе «Стро
итель», выполняющей промыш. ленное строительство, годовая программа выполнена на 56,51%, про
изводительность труда повысилась вместо 25% лишь на 12,4%, а снижение стоимости строительств достигло - 7,16% вместо - 15%.
По тресту «Мосстрой», выполняющему жилищное строительство, программа выполнена на 57%, сни
жена стоимость строительства на 4,25% вместо 15. Надо отметить, что точный учет, характеризующий

И

.

С

Т
Е

П

А

Н

О

В