состояние производительности труда, совершенно отсутствует почти по всем трестам. Мособлжилсоюз выполнил программу на 55%. Несколько лучше обстоит с выполнением стройпрограммы по союзным трестам: 3-й Гострест выполнил 86%, Заводстрой - 92,6%; про
изводительность труда повышена в 3-м Гостресте на 26%, в Заводстрое на 21%. Приведенные выше факты всей силой подтверждают позорные итоги, с которыми строители пришли к новому решающему 3-му году пятилетки.
Ряд товарищей пытаются объяснить эти глубокие прорывы исклю
чительно «объективными», т. е. от нас не зависящими причинами, как-то: отсутствие стройматериалов, рабсилы и т. п. Подобные утверждения явно не основательны.
Мы слишком мало сделали для того, чтобы промышленность строй
материалов выполнила планы в 1931 году. Только одного кирпича по области, к которому строители проявляют особую «любовь», мы недодали 147 млн. штук, из коих можно было бы построить 140 ше
стиэтажных домов. План особого квартала по всему Мосстромтресту выполнен только на 73,8%.
Не лучше обстоит дело с выполнением программы в цементной промышленности. Щуровский цемзавод, например, за 1930 г. недодал 49.508 бочек цемента по обжигу, а по обмолу - 95.865 бочек,
в ударном же квартале только за октябрь он не додал по обжигу 10.135 бочек, или недовыполнил программу на 29,81%, а по помолу недовыполнение достигает 45,03%,
или 17,215 бочек. Простои машин достигают 60%. Приведенные фак
ты свидельствуют о том, что ни профессиональные, ни хозяйствен
ные, ни партийные организации этих предприятий не сделали все от них зависящее для мобилизации
внутренних ресурсов в выполнении программы;возможности же к тому, чтобы выполнить план, безусловно, имеются. Стоило только всему
треугольнику этого же Щуровского завода взяться за действительную живую конкретную производственную работу, за действительное конкретное руководство соцсоревнованием и ударничеством, как програм
му по плану в 16тыс бочек рабочие встречным планом подняли до 22 тыс. штук и этот план выполнили. Приведенные факты говорят за то, что программа по выработке стройматериалов безусловно была вы
полнима. Нужно была только всем профсоюзным, хозяйственным организациям взяться за действительное руководство производством, за действительную мобилизацию рабочих и использование воз
росшей активности рабочих на борьбу за большевистские темпы.
Далее, материалы завозятся на стройки без всякого учета в по
требности, вследствие чего на одной стройке они лежат неиспользован
ными, тогда как на других стройках в них крайняя нужда, доходящая
до того, что рабочие простаивают без работы и теряют 50 - -60% ра
бочего времени. Велики также потери в пути из-за небрежного отно
шения к погрузке и выгрузке, а также и потери на самих стройках. Зайдите на любую стройку и вы увидите, как небрежно относятся к дефицитным стройматериалам.
Таким образом, выполнение программы промышленностью стройма
териалов, правильный завоз на стройки, бережное отношение, замена остродефицитных менее дефицитными стройматериалами по
ставили бы строителей в условия, когда стройматериалов было бы с излишком. Отсюда ссылка на не
достачу стройматериалов для нас, строителей, не основательна.
Возьмем вторую причину- - недостаток рабсилы. Насколько этот мотив основателен, видно из сле
дующего: наряду с криками о том, что нет рабочей силы, мы имеем по всем трестам перерасход ее. Ра
бочий день у строителя загружен максимум на 60%. Креме того, крайне низка производительность труда, чрезвычайно высоки прогулы, доходящие в отдельных тре
стах до 4,2% (3-й гострест), по отдельным объектам работ прогулы доходят до 8%. Расхлябанность, отсутствие ответственности за вы
полненную работу- - все это создает простои, доходящие, до 25% и выше.
На Любовской плотине Бобриковского строительства простои за октябрь месяц из-за недостачи ло
шадей составили 241 час, из-за неисправности инвентаря - 360 че
ловеко-дней. Борьба за укрепление трудовой дисциплины ведется край
не слабо. Работа товарищеских судов на большинстве строек не организована.
Текучесть приняла угрожающие размеры и особенно она велика по важнейшим крупным строительст
вам: Бобрики, Воскресенск. По конторе «Строитель» (Воскресенск) за июль - сентябрь принято рабочих 1.834, уволено 2.392 чел.; октябрь - ноябрь и первую половину декабря принято 710 чел., уволено 702 чел.
К устранению текучести на стройках не только непринято свое
временных и надлежащих мер, но даже и не велось должного учета ее. Хуже того, руководители профсоюзных и хозяйственных организаций не знают состояния текуче
сти. А ведь от 25 до 35% и выше
рабочих-строителей находилось на колесах, переезжая от одной организации к другой.
Эти примеры ярко говорят о том, что дело не в нехватке рабочей силы, а в не правильном ее использовании.
Такое положение в дальнейшем терпимо быть не может. За проя
вление правого оппортунизма на Воскресенском и Бобриковском строительстве сменено профессиональное руководство, а также укреплены и хозкадры.
Вступая в новый хозяйственный год, строители должны неустанно работать над тем, чтобы максималь
но загрузить рабочий день, свести до нуля прогулы, ликвидировать простои, происходящие от нашей нераспорядительности, и ликвидировать текучесть, поднять произ
водительность труда. Над этим должны работать и профсоюзные организации и тем самым выполнить огромное задание 3-го решающего года.
Исключительное внимание всех строителей надо направить на пра
вильное использование механизмов, загрузка которых в прошлом году составляла чрезмерно низкий процент, особенно по областным конто
рам: Мосстрой - 44,28%, Москомстрой - 36%, Мособлжилсоюз -
32,66%. Огромное большинство случаев слабого использования
механизмов объясняется тем, что рабочие не умеют работать на ма
шинах. Вот почему мы должны взять решительный курс на подго
товку новых кадров рабочих-механизаторов, ведя с ними учебу так, чтобы они стали относиться к механизмам с особой любовью и бережливостью.
Надо крепко ударить по неумению правильно организовать производственные процессы, своевре
менно перестроиться на ударные темпы работы, по неумению возгла
вить и направить возрастающий производственный энтузиазм рабочих на борьбу с недостатками в стро
ительстве и особенно по неумению возглавить широко развернувшиеся новые формы социалистического труда - социалистическое соревнование и ударничество.
Развертывание строительных работ в 1931 году уже заставляет нас забить тревогу. Мы не обеспе
чены ни проектами, ни договорами, ни участками, не выделены фонды на материалы. Все эти факты на
стоятельно требуют немедленной и решительной работы как заказ
чиков, так и главным образом строительных организаций.
Программа строительства в области в миллиард рублей, необходимость поднять производительность труда на 33%, снизить себе
стоимость на 15% - должны быть известны каждому рабочему с тем, чтобы он боролся за выполнение этих показателей. А бороться, ведь, есть за что. Снижение стоимости на 15% по области составит 150млн. р. На эти деньги можно построить 3 Воскресенских химкомбината. Мы дол
жны добиться того, чтобы каждый рабочий знал результаты своей ра
боты. Надо решительно изгнать из практики работы наших стройтрестов и профессиональных организаций незнание качественных показателей и рассуждения о невозможности учета себестоимости.
Профсоюзные организации на этом участке должны быть в головном отряде. Мы не можем боль
ше терпеть подобного рода положения, когда руководители приходят с отчетом о своей работе с

М

Ы

М

О

Ж

Е

М

С
Т
Р
О
И
Т
Ь
Н
А
Ш
У
П
Р
О
М
Ы

Ш

Л
Е
Н
Н
О
С
Т
Ь
Н
А
О
С
Н
О
В
Е
С
А
М
О
Й
Л
У
Ч
Ш
Е
Й
Т
Е
Х
Н
И
К
И
И
О
Б
Е
С
П
Е
Ч
И
В
А
Т
Ь
Б
Л
А
Г
О
Д
А
Р
Я

ЭТ

О
М
У
Н
Е
В
И
Д
А
Н
Н
У

Ю

П
Р
О
И
З
В
О
Д
И
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Т
Р
У
Д
А
,
Н
Е
В
И
Д
А
Н
Н
Ы
Й
Т
Е
М
П
Н
А
К
О
П
Л
Е
Н
И
Я

С
Т
А
Л
И
Н