Все это говорит о том, что нужно тщательно выбирать место для строительства, всесторонне провести все необходимые исследовательские работы подготовительного характера.
Ряд строек задерживается, и строительство удорожается по причине неудовлетворительного проектирования. Нужно установить, как правило, и твердо выполнять его, что ни одно строительство не может начинаться без проекта. Это элементарные задачи строящих организаций.
Утверждение объекта строительства не ограничивает обязанности хозяйственника, отпускаю
щего средства на строительство. Мало принять решение, нужно проверить, как оно выполняется.
Как и в отношении сырья для предприятий, в текущем году следует провести жесткий учет и организовать гибкое маневрирование стройматериалами. Мы не должны забывать опыта прошлого года, когда при остром недостатке в стройматериалах на одних предприятиях мы находи
ли на других избыток на миллионы рублей тех же стройматериалов. Этим вопросом должен заняться вплотную вновь организованный строительный отдел при Моссовете и райсоветы.
Громадную экономию в дефицитных стройматериалах и в средствах можно получить путем упрощения конструкции зданий и широкого рас
пространения опыта орехово-зуевской стройки: кладка стен в 1,5 кирпича, замена ряда дефицит
ных стройматериалов, сокращение потребления железных балок и цемента. Нужно также пересмотреть нашу практику строительства громад
ных фундаментальных жилых построек при новых промышленных предприятиях.
В последнее время сооружен ряд домов облегченного типа. Бригады ВЦСПС и МКК
РКИ обследовали в Останкине и в поселке им. 1 мая вновь выстроенные стандартные щитовые дома. Свои выводы бригады вынесли на ши
рокое обсуждение рабочих и вузовцев, поселизшихся в этих домах. Общее мнение таково, что
стандартные щитовые дома вполне пригодны для жилья. Их преимущества перед капитальным строительством несомненны. Сооружение этих домов требует меньше дефицитных материалов и обходится дешевле.
Под этим углом зрения нужно пересмотреть и подвергнуть критике все проекты начинаемых в текущем году зданий, упростить и облегчить конструкции.
Крупнейшим вопросом является удешевление строительства. На что наши хозяйственники тут должны обратить сугубое внимание? Мы решили разбить наши основные строительные тресты на два треста: Мосжилстрой по жилищному строительству и Моспромстрой по промышленному строительству. Оба они работают на хозрасчете и оба должны добиваться действи
тельного удешевления. Если вы возьмете наши сметы строительства, вы в них не разберетесь, потому что строят по старым урочным нормам, а на практике делается совершенно иначе. Сметы
составляются без учета работы механизмов на основе только ручного труда, а между тем сей
час в Москве имеется много механизмов, умело применяя которые мы можем значительно уде
шевить наше строительство. Составленная та
ким образом смета располагает значительными резервами, из которых покрываются и которые маскируют все перерасходы средств и материалов, происходящие от неумения, бесхозяйственности, хищений и пр. Строительным организаци
ям нужно заняться пересмотром и сокращением смет.
При ограниченности средств и материалов необходимо проведение строжайшей финансовой дисциплины. Бюро МК по некоторым текстильным
трестам специально поручило прокурору выяснить перерасходы денежных средств, и прокурор действительно установил сплошное нарушение установленных нами лимитов строительства. Этому необходимо объявить решительную борьбу, привле
кая к строжайшей ответственности тех, кто срывает планы нашего строительства.
Все эти вопросы промышленности и капитального строительства ставят перед нами одну ос
новную задачу, которую выдвинул т. Сталин и над разрешением которой московская организа
ция должна серьезно поработать. Это - вопрос о руководстве, о конкретном с полным знанием дела руководстве. Это вопрос об овладении техникой. Очень хорошо, что комсомол идет у нас впереди в деле развертывания кампании за овладение техникой.
У нас задачи организаторов производства не всегда поднимаются и окружающей средой и самими организаторами производства. Организатор производства частенько работает формально: дал распоряжение и этим ограничивается. Я счи
таю, что московская организация должна быть впереди в отношении создания коренного перелома в методах и формах работы хозяйственников. Мы должны поставить дело так, чтобы хо
зяйственник действительно изучал бы технику, знал бы эту технику, и чтобы он чувствовал себя действительно уверенным руководителем хо
зяйства. От общего руководства нужно перейти к конкретному хозяйственному руководству, по
требовать от хозяйственника, чтобы он влезал в нутро каждого экономического и технического вопроса. Вот характерный пример неконкретного руководства. Директор одного из шахтоуправле
ний Подмосковного бассейна дает приказ: «За последнее время замечена в работе транспортно
го отдела расхлябанность, отсутствие дежурных ответственных лиц в ночное время, изломалась труба на паровозе. Все это говорит за небрежное и халатное отношение работников транспортно
го отдела, а посему приказываю немедленно в 24 часа упорядочить работу в транспортном от
деле. Эту работу поручаю провести заместителю главного инженера».
Он думает, что этот приказ имеет магическую силу, - раз я приказал расхлябанность упразд
нить, значит она должна быть упразднена. Он приказывает вместо того, чтобы дать четкую про
грамму, как это устранить. Вот почему я думаю, что нам надо вопрос, который был поставлен т. Сталиным о конкретном хозяйственном руко
водстве, об изучении техники, этот вопрос нам нужно заострить и московской организации вплотную заняться его разрешением. На конферен
ции хозяйственников, кроме основных вопросов, поставленных т. Сталиным, был выдвинут ряд
новых задач. Московская организация должна быть впереди в деле скорейшей и энергичной реализаций весьма важных для успеха хозяйственного строительства постановлений конференции хозяйственников, утвержденных ВСНХ.
Размах нашего строительства в коммунальном хозяйстве в этом году очень большой. Мы вкла
дываем в коммунальное хозяйство 170 млн. руб. против 86,5 млн. руб. 1929/30 г., из них 130 млн. руб. для Москвы, остальное - на коммунальное хозяйство промышленных городов области - Тулы
Твери, Серпухова и др. Наша задача заключа
ется в том, чтобы тщательно проверить направление этих средств и использовать их с максимальным эффектом.
Что касается жилищного строительства, то в этом году мы на это дело затрачиваем примерно 206 млн. руб. Где строить и как строить до
ма - вот задача. Этим вопросом надо серьезно заняться и добиться изменения существующей практики строительства домов. Вокруг Москвы нам нужно создать целое кольцо дешевых домов с тем, чтобы дать рабочему возможность жить со своей семьей вблизи завода. Я думаю, что из 206 млн. руб., по крайней мере, четверть средств
должна пойти на строительство дешевых домов и, в частности, стандартных домов, опыт эксплоатации которых говорит за возможность широкого развертывания строительства такого типа домов.

Д

А

З

Д

Р

А

В

С

Т

В

У

Е

Т

О

Г

П

У

-

ВЕРН

ЫЙ

С

Т

Р

А

Ж

З

А

В

О

Е

В

А

Н

И

Й

О

К

Т

Я

Б

Р

Я

!