НУЖНА ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗА ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ
Задачи стоят перед нами очень трудные.
Каковы особенности всей программы строительства?
Размах, грандиозность плана строительства этого года; напряженность сроков строительства, и важность для народного хозяйства всего СССР сооружаемых объектов.
Что надо сделать, чтобы план капитального строительства выполнить? Надо прежде всего по-большевистски вскрыть все недочеты строиительства и тщательно проанализировать все причины прорывов прошлого года. Несмотря на то, что мы значительно перевыполнили наметки пятилетки, мы однако в ряде участков имели недовыполнение плана строительства.
Чем же объясняется это недовыполнение плана? Тов. Сталин, выступая на конференции промышленных предприятий, говоря о промыш
ленности, ставил такой вопрос: не случится ли в 1931 г. то, что случилось в 1930 г.? И тут же он совершенно прямо заявил, что это может слу
читься, если мы не улучшим качества нашей работы. Он говорил, что главная причина - это неумение владеть хозяйством, неумение использовать наши широчайшие возможности, неумение руководить. «В области управления и руко
водства фабриками, заводами, шахтами у нас обстоит не все благополучно, и мы это по-большевистски должны сказать прямо и открыто».
Если взять капитальное строительство, то мы должны признать, что в деле руководства капитальным строительством у нас не все обстоит благополучно, наши недочеты в деле руководства капитальным строительством огромны.
Основное - это вопрос подготовки и хозяйственного планирования.
Мы всегда хотим тот или другой завод, школу, дом, больницу построить очень быстро. Это правильно, конечно, иначе и быть не может. Но чтобы быстро построить, нужно тщательно подготовляться. А это у нас очень часто игнори
руется. Немцы один год готовятся, полгода стро
ят. Мы же два-три месяца готовимся, зато дватри года строим. Конечно, вовсе не обязательно год готовиться, готовиться можно другими темпами. Но что без подготовки, без проектов, расчетов, исследования грунта и т. д. присту
пать к строительству нельзя, - это совершенно ясно.
Вот несколько фактов, которые говорят о том, как мы готовимся к строительству, как планируем его, как руководим им.
По докладу начальника Мосхимэнергостроя, крупнейшего строительства, т. Арутюнянца, тепло
централь Химкомбината по генплану к 1 января должна быть выполнена на 50%, сделано 15%. Ведутся работы по установлению тепляков, при чем темп работ таков, что есть угроза оконча
ния их к весне, когда надобность в них отпадет. Ремонтно-механический цех: основные цехи завода по генеральному плану должны быть закончены к 1 января 1931 г., в действительности же работа выполнена на 25%. Оборудо
вание завода частично прибыло и продолжает прибывать, но за отсутствием складочного поме
щения оно лежит под открытым небом. Все эти
работы, как и все остальное строительство, идут без сметы.
Еще пример - завод «Электросталь». Строительство новых цехов этого завода было прове
дено без всякой системы: сталелитейный цех был построен позже других, а он-то как раз и должен был снабжать сталью другие цехи. В целом строительство опаздывает на один год.
Завод «Комега». Полного проекта реконструкции нет. Не составлены проекты на земляные ра
боты. Строительство начали наспех, не исследо
вав грунта, вследствие чего одна из стен дала трещину, и фундамент частично осел.
Второй момент, очень важный, это - правильное и эффективное использование средств, борьба с омертвлением капитала.
Мы в 1929 г. начали строить Люберецкий завод силикатного кирпича. Этот завод-гигант с годовой
производительностью в 160 млн. штук кирпичей строится под Москвой. Начат стройкой в августе 1929 г„ должен был вступить в эксплоатацию в мае 1931 г. Стоимость сооружения 7 млн. с лиш
ним рублей. Затрачено на сегодня около 5 млн. руб., а завод не пущен. Завод построили, оборудование прибыло. Но кто-то умудрился это обо
рудование разбросать по всей территории СССР: часть - в Ленинград, часть - на Волгу, т. е. туда, где подобные заводы еще не начаты даже стройкой.
Указанные факты относятся к строительству в промышленности. К сожалению, они типичны и для всех остальных участков нашего хозяйства.
В прошлом году по сельскохозяйственному сектору около 10% строек было совсем законсерви
ровано, а около 50% строек не были окончены строительством. Причины прорывов те же самые, что и в строительстве промышленных сооружений. Мощный совхоз в селе Клементьевском общей стоимостью в 7 млн. руб. начат был строительством без подробного экономического обоснования. А оказалось, что в Клементьеве отсут
ствует достаточная кормовая база. К строительным
работам приступили без утвержденного проекта и рабочих чертежей. В результате - необходимость переделки проекта, так как в утверждающих ин
станциях был внесен ряд поправок. Аналогичные явления мы имеем в строительстве других совхо
зов: Раменского, Добрынинского, Фаустовского и т. д.
Было бы, конечно, в корне неправильно, если бьг мы говорили только о недостатках. У нас есть, образцовые стройки, выполняющие планы по количеству и качеству полностью. Об этих недостатках мы говорили затем, чтобы их не повторить, и тем самым ослабить ряд трудностей, которые, несомненно, будут иметь место.
ПЛАН 1931 ГОДА-ПЛАН РЕАЛЬНЫЙ
Что строительство в 1931 г. должно сопровождаться значительными затруднениями, это не
сомненно. Строительная программа по объему значительно больше, чем в 1931 г. Подготовка же, пожалуй, не лучше, чем прошлогодняя. Сырьевые лимиты, лимиты рабочих кадров будут являться узким место.
Но непреодолимых препятствий нет. Партия,, большевики - не фантазеры. План, запроектированный на 1931 г., реальный план. И мы и вся об
щественность ставим строителям требование: план 1931 г. должен быть выполнен во что бы та ни стало.
Что для этого нужно?
Упущения, которые мы имеем сегодня в части подготовки к строительству, должны быть по-боевому исправлены. И тут всем организациям - райсоветам, райисполкомам - нужно будет действительно, засучив рукава, взяться за эту работу, с тем, чтобы в наикратчайший срок наверстать упущеное.
Надо всячески форсировать промышленность строительных материалов.
Райисполкомам и райсоветам надо сейчас взять под контроль работу предприятий Стромтреста, работу карьеров, работу кирпичных, цементных заводов:
От этих предприятий будет в огромной степени зависеть то дело, которое нам предстоит одо
леть в 1931 г. Мы не можем начать строить без. бута, гравия, песка.
Далее вопрос о гибкости в распределении материалов, вопрос правильного распределения и использования материалов будет одним из реша