ющих в строительстве. В этом деле на помощь должна быть призвана вся наша советская об
щественность. Нужно общими силами добиться такого положения, чтобы мы ресурсы использовали с максимальной правильностью. Это в значительной степени ослабит наши затруднения.
Трудным вопросом будет вопрос рабочих кадров, в условиях полной ликвидации безработицы и острого недостатка рабочих рук. Помимо тре
бований, которые мы ставим в части укрепления дисциплины, надо во что бы то ни стало добитьсу улучшения бытовых условий рабочих-строителей.
Если мы мобилизуемся, по-большевистски возьмемся за все участки подготовки к строитель
ству - это будет служить гарантией тому, чтобы план строительства был выполнен.
Обязательными условиями выполнения плана строительства будут вопросы качества и стоимо
сти строительства. Если в темпах мы значительно опережаем капиталистические страны, то в части качества и техники строительства мы значительно отстали. Эта отсталость чрезвычайно бьет нас.
У нас строительство дорого, оно протекает чрезвычайно медленно и здесь на службу должны быть поставлены рационализация, механизация и индустриализация строительства.
Нам нужна рационализация не только в смысле применения механизмов и машин, но и в смысле применения новых методов и новых дешевых материалов. Мы имеем некоторые попытки этого, правда единичные. Ореховострой поста
вил себе задачей вырваться из рутины и косности в строительстве. Однако этот опыт натолкнулся на чрезвычайный консерватизм. Мы же должны и обязаны все начинания такого рода широко поддерживать и максимально поощрять.
Механизмы являются крупнейшим рычагом, который может улучшить качество и снизить стоимость строительства. Кроме того, механизмы колоссально снизят нашу потребность в рабсиле. Об экономии, которую нам даст механизация, можно судить по следующим данным: при работе с подъемными кранами требуется рабочей си
лы в 6 раз меньше, чем без машины; при работе с бетономешалками требуется рабочей силы в 6 1/2 раз меньше, чем без машин; при работе с гравие
мойками требуется рабочей силы в 2 раза меньше, чем без машин, при работе с дорожными маши
нами требуется рабочей силы в 20 раз меньше, чем без машин, и т. д.
Нужно всемерно поддерживать то начинание, которое мы имеем в Московской обла
сти, - организацию стройзаводов и стройдворов. У нас обычно все делается на стройке. Нужно вы
тащить со стройки все, что можно сделать на стороне, вытащить рамы, переплеты, двери, ступеньки, приготовления растворов - все это ну
жно делать на стройзаводах. Стройзаводы - основа индустриализации строительства.
Очень скверно отражается на строительстве и то, что в области проектирования до настоящего времени царит большой индивидуализм. Здесь много старого, много отжившего, много отрыжек дореволюционного от архитектора-зодчего. Мы часто не по-социалистически подходим к стройке и позволяем архитектору в проектах фантазиро
вать. Должно быть проведено принудительное внедрение типовых проектов, стандартов в строительстве.
В строительстве назрела необходимость больших организационных мероприятий. В промышленности основным звеном является фабрика, за
вод, директор завода, треугольник. Точно так же мы должны поставить вопрос и в строительстве: основным звеном строительства должна явиться постройка, строительный участок, начальник строительства, начальник строительного участка, треугольник. Начальник стройки, прораб, треуголь
ник - решающие звенья. Они решают задачу на принципах хозяйственного расчета, принципах единоначалия.
Мы должны самым жесточайшим образом и немедленно осуществить в строительстве те реформы, которые осуществляются в промышленности, - добиться полного и правильного прове
дения единоначалия и хозрасчета. Ведь даже в самых лучших строительных конторах плохо проведены директивы о хозрасчете и на деле нет со
вершенно единоначалия. Зачастую вместо хозрасчета и единоличия у нас мешанина и органи
зационная неразбериха, что в значительной мере является тормозом к выполнению плана, тормозом к осуществлению директивы партии об индустриализации строительства.
Но все эти мероприятия останутся невыполненными, если мы не добьемся решительного сдвига в развитии новых социалистических форм труда и участия рабочих в управлении строительством. До сих пор ударничество и соцсоревнование на стройках должным образом не развернуты. Они затруднены были отчасти организационной нечеткостью, отчасти и слабостью работы наших профсоюзных и советских организаций.
Мы должны добиться самого решительного перелома в отношении профсоюзов к строительству.
Мы должны добиться и со стороны советов перелома в их руководстве строительством. Райсоветы, райисполкомы и Моссовет до настоящего времени конкретно делом строительства руководили плохо. При Мособлисполкоме организо
ван специальный строительный отдел. Этот отдел должен будет осуществлять надзор за строитель
ством, должен будет руководить строительством. Но он не сможет руководить, если не мобилизует вокруг своей работы широчайшие массы рабочих и трудящихся. Советы должны мобилизовать свои секции, заранее до начала стройки прикреплять секции к отдельным участкам строительства.
Перед нами план дальнейшего развернутого социалистического наступления, план победоносного шествия на аванпосты пятилетки, план решающих боев за завершение строительства фун
дамента социализма, за окончание пятилетки в четыре года. Мы должны по-большевистски настойчиво драться за этот план, смело и реши
тельно вскрывать все наши недостатки, открыть по ним беспощадный огонь пролетарской самокритики. При этих условиях мы не только выполним, но и перевыполним план строительства социалистического хозяйства.

РЕШЕНИЯ II СЪЕЗДА СОВЕТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОЛЖНЫ ИЗУЧИТЬ ШИРОЧАЙШИЕ МАССЫ

СТРОИТЕЛЕЙ!