Как будет работать строительный отдел

Опыт ряда прошлых лет, а 1930 г. в особенности, воочию убедил всех, что строительство Москвы и Московской области протекало в значительной мере неорганизованно.
В течение всего строительного сезона почти отсутствовало всякое организующее начало. Факты омертвления огромного количества дефицитных строительных материалов в ряде объектов, пущенных в работу без реаль
ного учета возможности завершить их в намеченные сроки, были не единичны. К декабрю-январю мы полу
чили до 100 жилых корпусов с процентом готовности 20 - 60, и из них ни одного, который можно было бы пустить в эксплоатацию.
Наличие всех приведенных фактов прежде всего результат отсутствия единого, четкого плана, тщательно проработанного, продуманного на основе реального учета возможностей и твердо проводимого в жизнь.
Избегать ошибок прошлого года в этом отношении - основная задача вновь организованного при Мособлисполкоме строительного отдела.
Учет всех объектов строительства, производимого на территории Москвы и области, критическая проверка и учет необходимых для этого строительства материалов и рабочей силы, сопоставление этой потребности с имеющимися материалами и людскими ресурсами и устано
вление определенной очередности выполнения того или иного объекта - вот реальная программа действий, которая должна гарантировать нас от распыления матери
алов по слишком широкому фронту, должна обеспечить нас в смысле возможности прорывов на таких ударных участках строительства, как АМО, „Динамо , „Фрезер „Калибр , „Шарикоподшипник , „Станкострой и т. д.
Партийные и правительственные директивы о снижении стоимости строительства и дефицит ряда строи
тельных материалов с особой остротой ставят вопрос о реальном проведении в течение наступающего строительного сезона широко развернутого плана рационали
заторских мер и применения облегченных конструкций и новых материалов.
Практика показывает, что при наличии бесчисленных обсуждений планов и методов рационализации, при наличии ряда директив и указаний, на деле, в опыте массовой подлинной стройки, далеко недостаточно прово
дятся и осуществляются даже и те достижения, которые имеются на отдельных объектах работ.
Строительный отдел должен взять на себя инициативу практического внедрения имеющихся уже и проверенных на опыте рационализаторских мероприятий, облег
ченных конструкций, новых материалов на тех массовых объектах работ промышленного, жилищного, социальнокультурного и прочего строительства, которые осу
ществляются на территории Москвы и Московской области.
Сейчас строительным отделом под этим углом зрения проработан вопрос в области жилищного строительства. Внесение ряда элементов облегчения конструкций, намеченных строительным отделом совместно с про
ектирующими и строительными организациями, уже только по линии проектирования дало в смысле сниже
ния расхода дефицитных материалов и удешевления стройки эффект, превосходящий соответствующее задание директивных органов.
Как в вопросе установления очередности выполнения отдельных объектов, так и в жестком проведении рационализаторских мероприятий, мы несомненно встретим не малое сопротивление. Узко-ведомственный подход отдельных организаций часто диктует желание „протащить свой объект под шумок или оставить неприкосновенным свой проект, хотя бы все это явно проти
воречило общему плану осуществления строительства этого года.
Вот тут должна в полной мере сказаться третья отрасль работы строительного отдела - контроль за осуществляемым строительством.
Знать, чем живет тот или иной объект строительства, оперативно наблюдать за ним не в порядке ревизорского набега, а в порядке изучения и его достижений и зат
руднений, переносить опыт в первом случае на другие объекты и реально помогать через руководящие инстанции во втором - вот вкратце метод действия.
Контроль и инспекция должны помочь платонические рассуждения о рационализаторских мероприятиях претворить в реальные, осязаемые и дающие эффект формы.
Перечисленные три основные вехи работы строительного отдела определяют смысл создания этой организации при президиуме Мособлисполкома. От степени выпол
нения возложенных на него весьма серьезных задач будет зависеть, естественно, жизненность этой организации.

СНАБЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НА НОВЫЕ ПУТИ

Примерно полтора года тому назад в организации снабжения строительства Московской области произо
шло значительное событие - было централизовано все дело снабжения, по постановлению Мособлисполкома, в единой снабжающей организации - Мосторге. Этим постановлением имелось в виду, что централизованное снабжение даст наиболее рациональное исполь
зование ресурсов стройматериалов, уменьшение капиталовложений в складские остатки материалов, снижение расходов по складскому хозяйству и снабженческому аппарату, улучшение качества продукции, внедрение новых материалов, экономию на транспорте, развернутое снабжение строительства готовыми полуфаб
рикатами и, наконец, улучшение планово-экономической работы по выявлению емкости рынка и учету выполнения директив по снижению стоимости строительства.
Полуторалетний опыт централизованного снабжения показал, что централизация снабжения строительства в территориальном разрезе (область, район) себя оправ
дала. Основные плюсы такой централизации, которые уже сейчас могут быть зафиксированы, это - маневри
рование стройматериалами на базисных и построечных складах и удешевление всего аппарата но снабжению. И то и другое возможно к широкому проведению имен
но через систему районных снабов, а не по отраслевому признаку, т. е. не по системе Союзстроя. Районный
снаб Московской области - Моссснабсбыт, преобразованный из Мосторга, имел возможность, снабжая объ
екты, находящиеся территориально в пределах одной области или даже города Москвы, не только регулиро
вать это снабжение, но и в отдельных случаях быстро перебрасывать материалы с одной стройки на другую в зависимости от степени выполнения работ и ударности того или иного строительства.
Однако проведенный в Московской области опыт централизованного снабжения строительства, не будучи организованно довершенным до конца, дал и отрица
тельные моменты в работе. Основными из них являются недостаток плановости в снабжении, проведение регулирования снабжения почти исключительно спорадическим оперативным путем без должного и четкого внимания к проведению во всей системе работы определен
ной и четкой политической линии и, наконец, слабое и бесплановое снабжение строительства области (за преде
лами города Москвы), особенно усложнившееся с момента проведения нового районирования и разделения Московской области на 145 районов.
Значительный рост строительства на территории Московской области при обострившемся дефиците большинства строительных материалов и полном исчерпании материальных запасов у строительных организаций, а также наличие у областного строительства ряда удар
Г. Ф. ХАВИН
В. ПРОЦЕНКО