СТРОИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ТЕХНИКОЙ

Строительство является наиболее отсталым в применении техники в сравнении со всеми остальными отраслями промышленности.
Бурный рост народного хозяйства СССР, индустриализация его, реконструкция сельского хозяйства предъ
являют к строительной промышленности весьма высокие требования. Насколько велики эти требования, характе
ризуют следующие цифры: из 30,2 млрд, руб., которые направляются по расходной части единого финплана, 17 млрд. руб. идет на капитальное строительство - постройку промышленных гигантов - в сельское хозяй
ство, в транспорт, строительство жилищ, вузов, школ, больниц и т. д.
Технико-экономическое лицо новых строек резко отличается от прежнего убогого строительства старой России. Создается новый тип социалистических предприя
тий, тин мощных комбинатов-гигантов, совмещающих в себе ряд совершенно новых комбинаций производства, требующих применения новой, более высокой техники.
Строительство социалистических гигантов требует более высоких темпов.
Вовлекаются новые сотни тысяч рабочих, впервые приходящих на стройку, не только не имеющих техни
ческих навыков, но плохо владеющих самыми прими
тивными орудиями строительного производства - пилой, топором, долотом, лопатой, кувалдой и т. д. Это сильно влияет на производительность труда, да и сама организация примитивного ручного труда не отвечает тем тре
бованиям, которые диктуют стройки гигантов. Например, чтобы в срок закончить сооружение доменных коксовых печей воздуходувной станции, электростанции, мартенов
ского прокатного цеха на строительстве Магнитостроя,
надо выполнить в этом году свыше 4 млн. м3 земляных работ, произвести свыше 200 тыс. м3 бутовой кладки,
100 тыс. м3 бетонной кладки, уложить свыше 165 тыс. м3 железобетона, смонтировать 70.000 тонн конструкции и т. д.
В выполнении этих работ решающую роль должны сыграть машины: экскаватор, бетономешалка, камнедро
билка, гравиемойка и т. д. Они должны организовать груд впервые пришедших на стройку рабочих и сделать его более производительным. Машину на стройке надо сделать предметом массового изучения. Через нее ИТС
и НТО должны организовать широкую рабочую массу на борьбу за овладение техникой, которая „в реконструктивный период решает все .
Техническая неграмотность является бичом наших строек. При значительном недостатке квалифицированной рабсилы на стройках вследствие технической неграмотности мы используем строительные механизмы на 15 - 60% их производительности. Мы должны поставить вопрос так, что в дальнейшем работа ИТС и НТО должна измеряться не только количеством ударников, а и процентом использования механизмов и выполнением производственной программы.
За последние годы мы добились значительного применения новых строительных материалов. Пористый трепельный, шлаковый кирпич, ракушечник, фибролит, соломит, сланцевые плитки, масса изоляционных материалов и т. п. начинают внедряться в строительство. Свой
ства этих материалов широким рабочим массам должны
стать известны. ИТС и НТО должны добиться такого положения, чтобы построечные и полевые лаборатории
стали центром борьбы за овладение техникой в области изучения и освоения новых строительных материалов.
В борьбе за овладение техникой должны играть решающую роль научно-технические кружки, которые обязаны увязать свою работу с практическими задачами социалистической рационализации. Надо, чтобы построеч
ные журналы „За техническое вооружение Магнитостроя , „Автостроитель (Н.-Новгород), „Днепрострой“ и т. д. стали действительными организаторами борьбы за технику.
Большим пробелом в борьбе за технику является отсутствие технических плакатов, листов и т. д., а такж то, что нет хорошо поставленных кинофильм, которы характеризовали бы наши достижения на строительно фронте.
Съезд ИТС промышленного и жилищно-коммунального строительства наметил конкретные пути овладения техникой. До сих пор ИТС этим вопросом мало занимались
Механизация плюс воля и энергия ИТР, помноженные на соцсоревнование и ударничество, на базе высокой техники позволят нам не только выполнить, по и значи
тельно перевыполнить строительную программу третьего, решающего года пятилетки.

В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

БЕЗОБРАЗНЕЙШЕЕ ОТСТАВАНИЕ

Одним из узких мест подготовки к строительству 1931 г., в частности строительной индустрии, является наша недостаточная техническая вооруженность, медлен
ные темпы подготовки новых и плохое использование наличных инженерно-технических сил строительной промышленности.
Насыщенность кадрами строительных трестов союзного значения, по данным обследования ЦКК РКИ, ри
суется в следующем виде. Всего по всем трестам Союзстроя (без проектных отделов) на 1/1 1931 г. имеется 1.504 инженера и 2.186 техников. Таким образом, в 1930 г. на каждый вкладываемый в строительство миллион руб
лей приходилось 2,86 инженера и 4,14 техника. Несмотря на значительно увеличенный лимит инженерно-технических кадров для 1931 г. (инженеров - 2.120 и техни
ков - 3.271), насыщенность стройтехкадрами на 1 млн. р. строительства значительно упала против 1930 г.: инже
неров - 1,68, техников 2,59. Средний коэфициент насы
щенности инженерами и техниками в 1931 г. на 1 млн.
руб. строительства составляет 4,27 против 7,0 в 1930 г., т. е. снизился на 39%.
Если взять отдельные союзные тресты, то здесь наблюдается самая различная степень насыщенности стройтехкадрами, что указывает на совершенно неудовлетворительное планирование в отделе кадров Союзстроя.
Особенно ярко выявилось несоответствие работы отдела кадров и общей установки Союзстроя правительственным директивам в создании на Урале сильной
строительной организации. Обеспеченность 5-го Уральского союзного треста, ведущего реконструкцию ураль
ских металлургических заводов, инженерно-техническими кадрами крайне мизерна: 46 инженеров на 65 млн. руб.
ответственнейшего строительства, т. е. на 1 млн. руб. - 0,7 инженера. Это привело при совершенно неудовле
творительном качестве стройтехкадров и отсутствии руководства (снято управление трестом) к недовыпол
нению плана строительства 1930 г. на 26% и особого квартала - почти на 54%. Коллегия НК РКИ СССР в постановлении от 17/11 1931 г. характеризует отношение Союзстроя к Уралу следующим образо м:
„Констатировать недооценку Союзсгроем ВСНХ необходимости превращения 5-го треста на Урале в мощный строительный трест союзного значения, кото
рый мог бы осуществлять строительную программу реконструкции Урала, а также совершенно неудовле
творительное руководство 5-м трестом, что ставит пол угрозу своевременное выполнение постановления ЦК ВКП(б) от 15/V 1930 г. о реконструкции уральской металлургии .
Несмотря на это решение и конкретные указания, Союзстрой до настоящего времени работников в 5-й трест не посылает, чем срывается ударная стройка завода же
лезных конструкций „Стальмост . Все это говорит о том, что старые традиции наплевательского отношения к Уралу имеют место в Союзстрое до настоящего времени.
Н. ПЕТРИЩЕВ
И. В. КЕЛИН