СТРОЙТЕХКАДРЫ РАССТАВЛЕНЫ НЕПРАВИЛЬНО
Расстановка и соотношение инженеров и техников е стройорганизациях совершенно неправильны. Если соотношение инженеров и техников на производстве выра
жается в наличии 1 инженера при 1,45 технике, то в проектных организациях 1 инженер приходится на 0,35 техника. Вот, что творится в проектных отделах ведущих трестов.
Трест
ИнженеровТехников
Соотношение инженеров к тех
никамна 1 января 1931 г.
1-й Госстрой
трест. . .7520
1:0,26
2-й „ . .5519
1 :0,34
3-и . .
1915
1 :0,80
Теплобетон . .70
141:0,31
Запроектированный в 1931 г. лимит не дает изменений. Так, по общестроительным проектным отделам принято соотношение: 1 инженер и 0,41 техника, а по сан
техническим - 1 инженер и 0,61 техника. Необходимо принятые лимиты немедленно пересмотреть в сторону уничтожения диспропорции, доведя соотношение до 1 ми
нимум инженера на 1,5 техника, что даст возможность высвободить значительное количество инженеров для непосредственной работы на строительстве.
В целом насыщенность инженерно-техническими силами в 1931 г. всей системы Союзстроя значительно понизи
лась против 1930 г.; на одну тысячу рабочих в 1931 г. будет 0,81 инженеров и 1,25 техников, а в 1930 г. было инженеров - 0,00 и техников - 0,30.
В свете этого факта совершенно исключительное значение приобретает рациональная расстановка дефицит
ных стройтехнических кадров. Между тем распределение инженерно-технических сил для всей промышленности еще недостаточно налажено. В силу этого нередко рес
публиканские и краевые стройорганизации обеспечены инженерно-техническим персоналом гораздо лучше, чем союзные тресты и отдельные стройки.
По северо-кавказским строительным организациям с программой на 1931 г. в 243 млн. руб. насыщенность на 1 млн. руб. строительства равна 2,5 инженера, про
тив 1,68 в союзных трестах, 5,3 техников против 2,59 в союзных трестах и т. д.
Мобилизации руководящих технических работников для наиболее важных строительств, проходя по линии ВСНХ, в основном ложатся только на систему трестов союзного значения и дополнительно увеличивают их затруднения с техперсоналом. Главпромкадру ВСНХ необходимо перестроить в этой части свою работу в сторону более равномерного изъятия работников по всей системе ВСНХ Союза и республик.
ЧЕТЫРЕ ИНЖЕНЕРА НА ОДНОГО ТЕХНИКА
Сеть строительных вузов и техникумов, частично подчиненная Союзстрою ВСНХ, а в меньшей части - рес
публикам и областям, не объединена общим руковод
ством. Особенностью вузов и техникумов Союзстроя является то, что подготавливаемые ими кадры идут на усиление не только Союзстроя, но и ряда других союзных ведомств и организаций.
До сих пор строительная промышленность в целом не имеет пятилетки и кадров. Разработка этого вопроса нигде не сконцентрирована. Отсутствие органа, планирующего строительные кадры, в данном случае выступает особенно ярко, характеризуя беспомощность Союзстроя и Главпромкадра ВСНХ СССР.
Пятилетка кадров для промышленности ВСНХ, разработанная Союзстроем и утвержденная Главпромкадром ВСНХ 26/X 1930 г., в данный момент не может быть принята в основу планированния подготовки кадров даже для 1931 г. Особенно характерной чертой этой пятилетки является растущий из года в год дефицит, выражающийся в таких цифрах.
Более того, пятилетка Союзстроя и Главпромкадра углубляет и увеличивает диспропорцию в соотношении инженеров и техников. По этой пятилетке развернутый контингент слушателей вузов равен 75.000 чел. а техников - 45.000 чел., что дает соотношение 1 :0,60.
Годы Инженеры Техники
1931 ................................. 2.502 4.392 1939 ....................................... 6.924 9.723 1933 ................................... 12.240 13.107
и т. д. и т. д.
Явно несоответствующие интересам строительной промышленности установки этой пятилетки не только не были выправлены в практике, но были еще углуб
лены в капитальном строительстве учебных заведений 1931 г. Наметка титулов капитального строительства 1931 г. предусматривает контингент новых вузов (по
стройки 1931 г.) в 9.750 слушателей, а техникумов - в 2.300 чел., что дает соотношение 1:0,23. Таким обра
зом диспропорция между инженерами и техниками не только не уменьшается, но будет с каждым годом увеличиваться.
Все это с предельной ясностью показывает, что органа, руководящего подготовкой стройтехкадров в соот
ветствии с потребностями народного хозяйства, до сих
пор нет.
Надо отметить еще, что до настоящего времени Главпромкадром не утверждены контингенты приема в учебные заведения на 1931 т.
15 ТЫСЯЧ БЕСПРИЗОРНЫХ КУРСАНТОВ
Вторым руслом, в котором стройпромышленность должна черпать кадры, являются курсы подготовки и переподготовки. Однако и на этом участке положение далеко не благополучно.
Курсовой сетью стройпромышленности было намечено по плану охватить 21 045 работников различных специаль
ностей с отрывом и без отрыва от производства. Из этого количества 17 705 чел. падает на стройпромышленность, и на производство стройматериалов - 3 340 чел.
Позднее развертывание сети (октябрь-ноябрь), недостаточное организационное методологическое руководство в значительной мере задержали полное укомплек
тование сети. На 25/X1I 1930 г. курсовой подготовкой
было охвачено 1 1771 чел., из них 616 инженеров и 1 509 техников. По данным Союзстроя на 25/1 1931 г. количество слушателей увеличилось до 14 862 человека.
Несмотря на кажущееся удовлетворительное количественное состояние курсов, состав их по специально
стям говорит об отсутствии планирования и руководства
курсами. Если по группе административно-хозяйственных работников план комплектования выполнен на 129%, то по инженерам - на 98%, а по техникам - только на 22%.
ОЧИСТИТЬ ОТ ОППОРТУНИСТОВ СОЮЗСТРОЙ И ГЛАВПРОМКАДР!
Во всей системе подготовки кадров Союзстроя обращает на себя внимание совершенно неудовлетворитель
ное оперативное руководство учебными заведениями - не только на периферии, но и в Москве. Методический сектор отдела кадров Союзстроя не укомплектован ра
ботниками и помощи со стороны Главпромкадра ВСНХ почти не имеет. Непрерывное производственное обуче
ние, неоднократными постановлениями директивных и советских органов, признанное одним из лучших методов подготовки кадров, находится почти без руководства.
В силу неправильных установок выпуск специалистов по вузам и техникумам в 1931 г. не соответствует потребностям стройпромышленности. Нужны, к примеру, проектировщики промсооружений. Вузы же выпускают в 1931 г. проектировщиков для промсооружений - 57 чел., а для жилых и общественных зданий - 230; техников по промстроительству - 87, а по гражданскому строи
тельству - 540 и т. д Лишь в январе-феврале текущего года были разработаны профили специалистов и рабочие программы, однако и те и другие еще не утверждены правлением Союзстроя.
Сумма приведенных фактов говорит за то, что мы имеем безобразнейшее отставание в подготовке кадров
для строительной индустрии, которое в дальнейшем не может быть терпимо. Безразличное отношение старых работников управления кадров Союзстроя и Главпром
кадра ВСНХ к этому вопросу должно получить, наконец, суровую политическую оценку со стороны вновь при
шедшего руководства и по-большевистски исправлено в дальнейшей работе.