О МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ -ХОЗЯЙСТВЕ и

О РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

(Из резолюции по докладу г. Л. КАГАНОВИЧА, принятой пленумом цК ВКП (б) 15 июня 1931 г )
Октябрьская революция, ликвидировавшая буржуазно-помещичье господство, превратила городское хозяйство из средства дополнительной эксплоатации рабочих масс в организацию обслуживания их материальных и культурнобытовых нужд...
...После победы над интервентами и окончания гражданской войны советской власти пришлось прежде всего восстанавливать промышленность и сельское хозяйство, в виду чего восстановление коммунального хозяйства оказалось на втором плане. Только за послед
ние 3 года партии и советской власти удалось взяться серьезно за приведение в порядок, восстановление и развитие городского хозяйства, что уже принесло серьезные осязательные результаты. Городское хозяйство в основ
ном закончило восстановительный и вступает в реконструктивный период. В настоящее время на ряду с завершением восстановительного процесса там, где еще городское хозяйство полностью не восстановлено, главная задача состоит в том, чтобы развернуть работу по рас
ширению, перестройке и развитию городского хозяйства применительно к требованиям, ка
кие предъявляются сейчас бурными темпами индустриализации, увеличением городского населения, ростом бытовых и культурных потребностей широких трудящихся масс.
Индустриализация страны, создание новых промышленных очагов в крестьянских районах, переустройство всего сельского хозяй
ства на социалистических началах ведут не только к росту населения и прежде всего пролетариата в старых городах, по и к возникновению новых городов, к превращению так на
зываемых городских поселков и нынешних районных центров в социалистические горо
да, которые должны обеспечить культурный подъем и охрану здоровья широких трудящихся масс, повышение производительности труда и освобождение женщины-работчицы от оков домашнего хозяйства.
В борьбе за пятилетку, за дальнейшие успехи социалистического строительства, за пре
успевание социалистических предприятий, за улучшение материально-бытовых условий тру
дящихся, за культурный подъем и охрану их здоровья, за неуклонный рост реальной зарплаты, вопросы городского хозяйства (жи
лище, водоснабжение, освещение, отопление, канализация, городской транспорт, внешнее благоустройство, бани, прачечные, общественное питание) приобретают крупнейшее значение.
Пленум ЦК ВКП(б) ставит перед всеми партийными, советскими, профсоюзными и хозяйственными органами боевую задачу скорейшей ликвидации отставания городского хо
зяйства от общего развития и решительного перелома в темпах его развития...
...ЦК констатирует, что на основе достижений партии и советской власти и в результате правильной политики и практической работы московской организации городское хо
зяйство Москвы также достигло серьезных успехов.
За годы революции переселено в старые благоустроенные дома, в которых жили бур
жуазно-зажиточные элементы, из подвалов и коечно-каморочных квартир больше полумиллиона рабочих и трудящихся.
Жилищный фонд Москвы за годы революции значительно увеличился. Только за последние 5 лет построено 5 тысяч новых домов с общей площадью свыше 2 млн кв. ме
тров, не считая надстроенных этажей и пе
рестроенных под жилье нежилых помещений. В новую жилплощадь вселено свыше 450 ты
сяч человек, в том числе 70 проц. рабочих, главным образом новых и реконструированных предприятий...
...На базе роста промышленности происходил быстрый рост населения Москвы - до 2.800 тыс. чел. в 1931 г. против 1.618 тыс. чел. в 1912 году, что составляет рост на 73%.
Дальнейшее развитие и реконструкция московской промышленности, развертывание бурными темпами новых отраслей производ
ства и расширение культурных учреждений вызвали в последние годы громадный рост требований, предъявляемых городскому хозяйству.
Между тем развитие городского хозяйства отстает от роста рабочего и трудящегося населения столицы и его потребностей...
...Пленум ЦК предлагает МК и Моссовету сосредоточить внимание на проведение следующих главнейших мероприятий:
1. ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ЦК предлагает московской организации и Госплану совместно с Наркомфином разработать трехлетний план жилищного строительства Москвы и его фи
нансирования с тем, чтобы в течение этих трех лет по бюджету Моссовета и промы
шленности построить повых домов не менее, чем на полмиллиона населения, не считая кооперативного и другого строительства, а также надстройки этажей.
Предложить ВСНХ СССР и РСФСР одновременно с промстроительством развернуть в Москве жилищное строительство в сроки и в размерах, потребных для удовлетворения жилищной площадью новых рабочих и техниче
ских кадров строящихся предприятий, с тем, чтобы соответствующие хозобъедннения уже
в текущем строительном сезоне расширили и ускорили жилстроительство для виовь строящихся и реконструирующихся заводов (Шарикоподшипник, инструментальные, станкостроительные и др.).
Пленум ЦК предлагает Мосгоркому и горисполкому обеспечить полное выполнение в течение текущего строительного сезона намеченной программы достройки и нового жи
лищного строительства в г. Москве в размере 86 млн рублей и обязывает ВСНХ СССР и ГУКХ обеспечить строительство материалами и оборудованием.
Первоочередиой и важнейшей задачей московской организации пленум ЦК считает приведение в должное состояние в течение текущего летнего сезона всего наличного жил
фонда: внутренний и наружный ремонт домов, ремонт отопительного хозяйства и т. д. и орга
низацию такой системы управления домами, которая гарантировала бы сохранность жил
фонда, санитарное состояние его, всемерное развитие и укрепление жилкооперации.
Необходимо при этом учесть новые задачи быта. Нужно развернуть строительство прачечных для обслуживания отдельных круп
ных домов либо групп домов; построить в 1932 году не менее 15 таких общественных прачечных и приступить к строительству двух больших механизированных прачечных для общественных учреждений (больницы, детские дома и т. п.). Необходимо развернуть строительство дополнительной сети детских садов, площадок и яслей, приобретающих исключительно важное зиачение в связи со все большим вовлечением широких жепских масс в производство. Сеть детских садов, площадок и яслей должна быть развернута таким образом, чтобы в течение двух лет охватить всех детей рабочих, запятых на производстве.
В виду того, что главная сеть магазинов в Москве сосредоточена в центральных кварталах города, что создает для работы закрытых рабочих кооперативов огромные затруднения, ЦК считает, что московская коопера
ция и Московский совет должны в течение ближайших двух лет построить достаточное количество магазинов со складами на окраи
нах города, в рабочих районах. Кооперация должна увязать эту свою работу с Моссове
том в части жилстроительства с тем, чтобы при строительстве домов была учтена необ
ходимость устройства придомовых магазинов, складов и т. д.
2. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ И ХЛЕБО ПЕЧЕНИЕ. Для расширения общественного питания и охвата им широких рабочих и трудящихся масс необходимо уже в этом году развернуть строительство широкой сети но
вых столовых, кафе, чайных, закусочных и создать для них соответствующую производственную базу (фабрики-кухни и т. п.).
Несмотря на то, что к настоящему моменту в Москве построено 5 механизированных хлебозаводов, процент механизированного хлебопечения крайне мал, а качество неудовлетворительно, ЦК предлагает московской органи
зации и кооперации в ускоренном порядке закончить к 1 октября начатое строительство
двух новых хлебозаводов и включить в план 1932 года строительство двух новых хлебоза
водов с таким расчетом, чтобы к концу 1932 г. в основном механизировать хлебопечение Москвы.
3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО... Пленум ЦК предлагает ВСНХ разработать план стро
ительства мощных теплоэлектроцентралей и форсировать практическое разрешение про
блемы теплофикации, для чего в текущем году приступить к строительству Фрунзен
ской, Дангауэровской, к расширению первой теплоэлектроцентрали (ТЕЖЕ) и окончить к осени 1932 г. расширение ТЭЦ Теплотехни
ческого института, доведя ее мощность до 60 тыс. киловатт. Пленум ЦК считает, что эти стройки должны быть обеспечены необходимыми средствами, материалами и оборудованием...
ЦК считает, что в дальнейшем плане электрификации страны должна быть во всем объеме учтена задача развернутого строитель
ства мощных теплоэлектроцентралей, в первую очередь в крупных индустриальных центрах как старых (Москва, Ленинград, Харьков и др.), так и новых (Челябинск, Сталинград и др.).
4. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ... Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооруже
нию метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок с тем, чтобы и 1932 г. уже начать строительство метрополитена. С этим строительством необходимо связать сооружение внутригородской электрической железной дороги, соединяющей Северную, Октябрьскую и Курскую дороги непо
средственно с центром города. Наряду с этим необходимо провести новое трамвайное кольцо по Камер-Коллежскому валу, расширить трам
вайную сеть в течение ближайших двух лет не менее чем на 159 километров, с доведением количества вагонов до 3 тысяч, и широко развить пассажирское автобусное движение, с доведением в течение ближайших трех лет количество автобусов в Москве до 2 тысяч.
5. ДОРОЖНОЕ И ПОДЗЕМНОЕ ХОЗЯЙ СТВО... Должен быть разработан конкретный план по мостовым и пригородным шоссе Москвы, исходя из необходимости замены в трехлетний срок булыжной мостовой усовершенствованными покрытиями (асфальт, брус
чатка, клинкер) на всех основных улицах и площадях Москвы с оборудованием всех этих улиц водостоками...
Для обеспечения всех этих работ поручить ВСНХ приступить к постройке в 1932 году завода дорожных машин.
6. ВОДОСНАБЖЕНИЕ... Наряду с проводимыми текущими мероприятиями, обеспечивающими расширение водоснабжения на бли
жайшие два года, ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьями р. Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Паркомводом приступить немедленно к составлению
проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвы реки с Волгой.
7. САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА. Обязать Моссовет приступить к строительству новых бань с тем, чтобы в этом году начать строительство четырех, а в 1932 году построить не менее десяти бань в рабочих районах.
ЦК обязывает московские организации широко развернуть работу по развитию зеленых насаждений, разбивке бульваров и скверов, в особенности в рабочих районах, а городские лесные массивы - Сокольники, Петровский парк, Измайловский зверинец и др. - превратить в образцовые парки культуры и отдыха.
8. ПЛАНИРОВКА МОСКВЫ. Пленум ЦК считает совершенно ненормальным, что Москва не имеет пятилетнего плана развития своего хозяйства и что застройка Москвы проходила стихийно, без общего плана города. Пленум ЦК обязывает московские организации приступить к разработке серьезного, научно-обоснованного плана дальней
шего расширения и застройки г. Москвы. При планировке Москвы как социалистического города в противоположность капиталистиче
ским городам не должна допускаться чрезмер
ная концентрация на небольших участках больших массивов населения, предприятий, школ, больниц, театров, клубов, магазинов, столовых и т. д. Учитывая, что дальнейшее развитие промышленного строительства стра
ны должно итти по линии создания новых промышленных очагов в крестьянских райо
нах и тем самым приближать окончательное уничтожение противоположности между городом и деревней, пленум ЦК считает нецелесообразным нагромождение большого коли
чества предприятии в ныне сложившихся крупных городских центрах и предлагает в дальнейшем не строить в этих городах новых промышленных предприятий, в первую оче
редь не строить их в Москве и Ленинграде, начиная с 1932 года. В вопросах организации нового социалистического быта необходима решительная борьба как с правым оппортунизмом, выступающим против большевистских темпов развития социалистического хозяйства, против перестройки культурно-бытового обслуживания рабочего и колхозного населения, так и с загибами «лево»-оппортунистических фразеров, выступающих со всякою рода прожекторскими предложениями (принудительная ликвидация индивидуальных кухонь, искусственное насаждение бытовых коммун и т. д.).