Организовать труд на стройках

На многих строительствах Московской области, ведущихся трестами «Строитель» (Воскресенский химкомбинат, постройки «Фрезер», «Калибр»), «Мосстрой» и др., выявлен ряд возмутительных случаев в планировании и регулировании рабочей силы на постройке, явно безответственное отношение адми
нистративно-хозяйственно-технического персонала к организации труда на постройках. Отсюда всюду па
дение производительности труда, низкая выработка продукции на человеко-день, текучесть рабочей силы, простои, прогулы и т. д., достигающие катастрофических размеров. Переход строительства на социалистические методы работы, на рельсы соцсоревнова
ния и ударничества зачастую происходит самотеком, без руководства со стороны общественных и проф
союзных организаций. Отсутствует массовая работа, мобилизующая внимание рабочих на борьбу за выполнение стройфинплана. Плохо поставлен или со
вершенно не производится учет соревнующихся бригад.
Особенно скверно обстоит с организацией работ и использованием рабочей силы.
На строительствах отсутствуют календарные планы потребности рабочей силы (Мосстрой), резерви
рование рабочих на отдельных постройках доходит до 70% сверх потребности, использование квалифи
цированных рабочих (каменщиков, плотников, слеса
рей) на подсобных работах, расстановка рабочих производится в момент приступа к работам и т. д. Так, по Воскресенскому химкомбинату, на серно
кислотном заводе, каменщики заняты на подсобных работах, а за отсутствием производственных заданий до 50% общего количества занятых на построй
ке рабочих часами прогуливает в ожидании полу
чения работы. Мосстрой (куст СТ - 2) имеет излишек рабочей силы, плотники, штукатуры, землекопы, слесаря заняты на подсобных работах, на подноске ма
териалов, а в том же Мосстрое куст СТ - 1 имеет недостачу в рабочей силе и т. д.
Первенство в преступно халатном отношении к своим обязанностям со стороны административнохозяйственно-технического персонала нужно присудить кусту Мосстроя СТ - 1, где за отсутствием кон
троля в момент работы производятся спортивные развлечения и игры.
Отсутствие правильной постановки в организации труда и использовании рабсилы не могло не оказать отрицательного действия на труддисциплину и не повлечь за собой текучесть рабсилы. Яркой харак
теристикой слабой труддисциплины и большой текучести рабсилы являются следующие цифры: Самовольные прогулы
Воскресенский химкомбинат
Январь . 3 530 чел.-дней или 5,65% общ. кол. вых. на раб. Февраль 4 577 „ „ 5,48% „ ,» .. » Март . . 5 526 „ „ 4,69% „ „ „ „
Всего за 1 квартал прогулы равняются 13 633 человеко-дней, или 5,17% общего количества выходов на работу.
Постройка завода «Калибр
Прогулы за февраль-март составляют....................7,14% Текучесть рабсилы
Воскресенский химкомбинат
Падение труддисциплины наряду с прогулами и текучестью также характеризуется громадным количе
ством часов опаздывания не только рабочих, но и административно-технического персонала (Шарикоподшипникстрой, завод «Калибр» и др.).
Основными причинами текучести рабочей силы и падение труддисциплины нужно считать:
1. Необеспеченность рабочих строителей жилищем, переуплотнение бараков, антисанитарное состояние их и т. д. (Воскресенский химкомбинат, «Станкострой» «Фрезер», «Калибр», «Шарикоподшипникстрой» и др.).
2. Исключительно плохая обеспеченность питанием наряду с приготовлением безвкусных обедов, отсутствие завтраков, низкая калорийность обедов, ан
тисанитария, недостача оборудования и инвентаря, являющиеся постоянным спутником столовых для рабочих-строителей.
3. Разнородные нормы выдачи дефицитных продуктов питания и промтоваров по районам.
4. Слабая культурно-воспитательная работа или совершенное отсутствие ее. На стройках не развернута общественно-политическая борьба, нет общественно-показательных судов над злостными наруши
телями труддисциплины (Воскресенский химкомбинат, «Фрезер», «Калибр», «Станкострой»),
Новые формы социалистического труда - соцсоревнование и ударничество - не заняли надлежащего места на постройках. Низкий процент охвата рабо
чих соцсоревнованием и ударничеством, отсутствие
качественных показателей результатов соревнования приводят к нулю и без того слабо развернутую работу профсоюзных и общественных организаций.
Наконец, следствием исключительно плохой организации труда, недопустимо нерационального исполь
зования квалифицированных рабочих не по своей специальности (в Мосстрое, на Воскресенском хим
комбинате каменщики, плотники, слесаря используются на подсобных работах по подноске материа
лов) увеличивается и без того острый недостаток квалифицированной рабочей силы, дается чревычайно низкая производительность труда, доводящая среднюю дневную выработку на человеко-день до 7 руб. по Мосстрою и до 8 руб. по Воскресенскому химкомбинату.
Несмотря на ничтожный выпуск продукции на человеко-день вследствие падения производительности труда, заработок рабочих по сравнению с прошлым годом повысился на 3% (Мосстрой), что объясняет
ся имеющим место повышением и неправильным применением расценок.
Производственные задания в большинстве случаев, совершенно ее выдаются. Если где и существует выдача заданий, то «следствие падения труддисципли
ны, слабого контроля со стороны административнотехнического персонала они не дают должного эффекта, нормы не выполняются. Так, по Воскресенскому химкомбинату выполнено: столярами - 54% бетонщиками - 86%, плотниками - 45% заданий.
По тресту Мосстрой в целом снижение производительности труда за февраль по сравнению с январем дает 2%.
В целях устранения этих недостатков необходимо: 1. Обязать строительные организации, под персо
нальную ответственность управляющих трестами в начальников работ, обеспечить нормальное размещение строительных рабочих путем форсирования по
строек, бараков, использовав метод постройки глинолитных и землебитных бараков.
2. Обязать комендантов общежитий под их персональную ответственность не допускать картежной игры, пьянства, переуплотнения сверх установленных. норм общежитий. Строго поддерживать чистоту к соблюдать санитарный минимум в общежитиях и на территории дворов.
3. Предложить МОСПО улучшить качество и полностью обеспечить строительных рабочих обедами и- горячими завтраками, развернув достаточную сетьларьков и буфетов при общежитиях. Пересмотреть порядок снабжения строительных рабочих в сторону единообразных норм снабжения в одной географической точке. На заведующих столовыми, обслуживающих строительных рабочих, возложить персо
Г. ХАВИН
Январь
ФевральМарт
Прибыло .
12801 2532 484
Убыло . .
1 076
Процент к рабочих
общему количеству
18,8
11,423,6
Каширская ГЭС Процент к общему количеству
рабочих............................................... 25