нальную ответственность за качество обедов и санитарный минимум содержания столовых.
4. Допустить обучение на постройках детей (в возрасте от 15 лет) строительных рабочих, проработавших не менее 8 месяцев в одной строительной организации.
5. Категорически запретить резервирование рабсилы на постройках. Отдел труда должен во всех случаях резервирования рабсилы привлекать к ответственности начальника работ.
6. Обязать строительные организации строго руководствоваться установленными расценками на стро
ительные работы в 1931 г. За превышение и во всех случаях неправильное применение расценок возложить материальную ответственность на производителей работ соответственно суммам неправильно примененных расценок.
7. Обязать начальников работ под их персональную ответственность провести обязательную выдачу рабочим производственных заданий (карточек) до приступа к работам.
8. Полностью перевести работу механизации на
хозрасчет с возложением материальной ответственности на лиц, ведающих механизмами в пятикратном размере соответственно стоимости убытка, причиненного простоем или неполным использованием механизмов.
9. Широко развернуть культурно-воспитательную работу среди рабочих строителей. Использовать общественные заслоны и общественно-показательные суды над злостными нарушителями труддисциплины. Шире развернуть кампанию по вовлечению строи
тельных рабочих в соцсоревнование и ударничество, широко применив премирование лучших ударников.

Социалистическая планировка ГОРОДОВ И НОВОЕ ЖИЛЬЕ

СССР, как это отмечено т. Сталиным на XVI съезде ВКП(б), вступил в период социализма. Мы завершаем построение фундамента социалистической экономики. 95% всех основных капиталов в промышленности (включая кустарную) находятся в руках обобществленного сектора. Коллективизация сельского хозяйства охватила уже свыше 50% всех бедняцко-серед
няцких хозяйств. Гигантскими шагами развиваются совхозы. На базе коллективизации идет выкорчевы
вание последних остатков разбитого пролетарской революцией капитализма. Наряду с процессом быст
рого социально-экономического преобразования СССР, ждет и процесс изменения его технической базы. Полуколониальная аграрная Россия, ставши Союзом ССР под руководством ленинского ЦК, быстро превращается теперь в передовую индустриально-аграрную страну.
Миллиардные капитальные вложения и в первую очередь вложения в промышленность как ведущую отрасль хозяйства вызывают исключительно быстрый рост существующих городов и возникновения новых.
Теперь нельзя уже сомневаться в том, что мы действительно в ближайшее десятилетие не только до
гоним, но и перегоним передовые капиталистические страны.
Этим успехом мы не в малой мере обязаны тому, что твердо следовали ленинскому завету «экономить каждый пятачок, чтобы вложить его в социалистическое хозяйство».
Этот завет должен быть руководящим нашим принципом и впредь. Вот почему прав т. Орджоникидзе, когда настаивал на конференции хозяйственников
на необходимости на данной стадии максимальной экономии в осуществлении жилищно-бытового строительства.
Однако было бы глубоко неправильно понимать это абсолютно верное положение как отказ от строи
тельства наших городов по-новому, приципиально отличному от приемов капиталистического строи
тельства. А между тем некоторые идеологи правых дел именно так пытаются истолковать эту установку. Отражая «сопротивление основных элементов отжи
вающих классов» (Сталин), они пытаются навязать нам никуда негодные методы и приемы планировки и строительства наших городов, внося в них всю анархию и нерациональность капиталистического города. Более того, именно эти приемы и методы планировки и строительства требуют огромных излишних затрат, что на руку лишь вредителям и «сочувствующим» им.
Вот почему мы должны со всей большевистской решительностью ударить по этим тенденциям, воль
но или невольно толкающих нас на путь капитали
стических приемов в строительстве наших городов. Наряду с этим мы также должны ударить и по по
пыткам «левацких» заскоков всякого рода прожекто
ров, не считающихся как с уровнем современной техники, так и с жизненным уровнем рабочих масс.
Наш путь - это путь строительства социалистического хозяйства, социалистической организации тру
да, социалистической организации быта, т. е. новой коллективной жизни на основе социалистического плана.
Под этим углом зрения мы осваиваем капиталистическую технику, но осваиваем не механически, а диалектически. Мы будем брать от старого то, что нужно для построения социализма, беспощадно от
брасывая все мешающее или просто ненужное. Для этого прежде всего необходим критический анализ всего того, что мы получили и получаем от капитализма.
Такой критический анализ немыслим без ясного и притом конкретного представления о тех путях, ко
торыми должно итти советское строительство городов в начальный период социализма. Это необхо
димо раз мы ставим себе задачей не только освоение капиталистической техники, но и создание своих про
летарских форм труда и быта, своей пролетарской культуры.
Вот почему сейчас и в этом деле совершенно исключительное значение приобретает проблема осве
щения теоретическим сознанием тех задач и путей к их разрешению, которые стоят перед нами в области градостроительства.
Ведь многое из того, что мы строим сегодня, простоит десятки лет и неизбежно будет влиять на быт и культуру человека.
Первое, что важно усвоить всем интересующимся проблемой города, это то, что капиталистические го
рода возникли и развивались вокруг рынков, а их внутренняя структура в основном определялась системой частной собственности на землю и последую
щим наслоением промышленных предприятий, стремившихся всемерно приблизиться к рынкам.
То обстоятельство, что многие промышленные предприятия возникали (как это отмечено К. Марксом) в районах дешевых рабочих рук, дела не меняет, так как эти новые пункты быстро приобретали характер типичного капиталистического города, центром которого неизбежно ставились рынок и биржа.
Это обстоятельство и создало преобладающую концентрическую планировку городов, где центром является рынок, кольцами - последовательные исто
рические границы города (например, в Москве: стены, валы, окружная дорога), а радиусами - дороги, ведущие к рынку. В условиях социалистической орга
низации хозяйства рынок постепенно отмирает. Центром, вокруг которого строится вся жизнь социалистической страны и всех ее частей, становится

П

Л

А

Н

И

Р

О

В

К

А

Г

О

Р

О

Д

О

В

Н. МИЛЮТИН