производство и в первую голову промышленное производство как ведущая отрасль хозяйства. Поэтому и выбор пунктов нового строительства будет определяться расположением производства, которое в ос
новном все больше и больше тяготеет к сырью. По мере замены транспорта топлива транспортом энергии (электрификация) влияние близости сырья на вы
бор точек нового строительства будет все больше и больше возрастать.
Конечно, известную роль неизбежно будут играть и другие соображения, как, например, военно-стратегические, национально-политические, санитарно-ги
гиенические и т. п. Однако ведущая роль останется все же за интересами рациональной постановки са
мого производства. Внутренняя организация городов также будет определяться системой организации труда и быта, которые уже и сейчас резко отличают нас от капиталистических стран.
Эти обстоятельства в основе меняют всю систему размещения промышленности и планировки города. Вот почему в этом деле опыт капиталистических стран может быть использован нами весьма и весьма относительно.
Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин и И. В. Сталин неоднократно подходили к этому вопросу. Так на XVI партсъезде т. Сталин совершенно четко поста
вил вопрос о перемещении центра тяжести нового строительства СССР на Восток. Ф. Энгельс («Жилищный вопрос»), И. Маркс («Коммунистический манифест») и В. И. Ленин («Аграрный вопрос») выдвинули проблемы постепенного уничтожения крупных городов, нового расселения человечества, соединения промышленного и сельскохозяйственного про
изводства, раскрепощения женщины от домашнего хозяйства и соединения воспитания с материальным производством. Эти же идеи нашли отражение и в нашей партийной программе.
Наше новое строительство должно предусмотреть создание всех условий, необходимых для постепенного осуществления этих идей.
Вот почему мы должны, борясь за всемерное удешевление строительства, вместе с тем решительно настаивать на недопущении дальнейшей концентра
ции промышленности в крупных городах, особенно в тех случаях, когда это не связано с наличием на месте соответствующей сырьевой базы. В тех случаях, когда такое строительство все же будет со
вершенно необходимо, мы должны осуществлять его путем создания при этих городах сателлитов, т. е. городов-спутников (вернее, новых городов) достаточно удаленных от старого города.
При решении вопроса о внутренней организации городов, т. е. их планировке, следует безусловно обеспечить четкое деление города на целевые зоны. Совершенно недопустимо такое положение, когда производственные предприятия в одном и том же городе разбрасываются без всякой системы, без тщательно проработанного функционального плана. Бе
зобразная мешанина капиталистических городов, где жилье, больницы, фабрики, железные дороги и т. д. и т. п. анархически перемешаны абсолютно без какой-либо системы, у нас не может быть терпима.
Городские зоны, т. е. целевые части территории города, должны быть взаимно расположены таким образом, чтобы обеспечить наиболее экономные, рациональные линии связи. Так, например, транспортная железнодорожная зона обязательно должна не
посредственно прилегать к промышленно-производственной зоне. При этих условиях отпадает необхо
димость создания сети подъездных путей, виадуков и даже во многих случаях товарных ж.-д. складов, перегрузочных пунктов и т. п.
Точно так же специальные учебные и научные учреждения должны быть расположены в производ
ственной зоне и притом обязательно на территории соответствующего предприятия, что создаст базу для постепенного превращения предприятия в фабзавтуз, обеспечит влияние рабочих масс на организацию
учебы, уничтожит нужду в ряде специальных подсобных мастерских, лабораторий и т. п.
Жилая зона должна быть отделена от производственной защитной зеленой зоной. Это положение предусмотрено в решении ЦК ВКП(б) от 16/V 1930 г. и тем не менее нигде, как правило, не проводится. Между тем наличие защитной зеленой зоны важно не только по санитарно-гигиеническим соображе
ниям, но и с точки зрения создания нормальных условий для работы предприятий, организаций городской связи, защиты машин от губящей их город
ской пыли и т. д. В зеленой зоне целесообразно устройство шоссейной магистрали, идущей вдоль
производственной зоны, устройство клубов, столовых и распределителей, но все это при условии занятия не более 10% территории этой зоны под одежду дороги, постройки в т. п., так как иначе зеленая зона потеряет свое защитное значение.
Детские ясли и детские сады целесообразно расположить в жилой зоне, обеспечив их необходимой зеленой площадью.
Следует особенно строго следить за взаиморасположением жилой и производственной зон, учитывая наличные водные бассейны, направление господствующих ветров и т. п.
Сельскохозяйственную зону (огороды, фермы и т. л.) целесообразнее всего располагать за жилой зоной с разделением их парковой зоной, но с таким расчетом, чтобы обеспечить с.-х. рабочим возмож
ность проживания в том же самом поселке и чтобы облегчить участие рабочих промышленных предприя
тий в с.-х. производстве. Это создаст необходимые предпосылки к постепенному соединению промышленного и с.-х. производства.
Лечебные учреждения следует разбить на две группы: диспансеры, поликлиники, амбулатории и т. п.,
которые должны располагаться частью в жилой, а частью в производственной зоне. Стационары сле
дует, не вынося за город, обеспечить значительной зеленой площадью и строить как полимедицинские клиники, сочетающие в себе больницу, медицинскую школу и научно-исследовательское учреждение.
Такая организация новых городов обеспечит наиболее благоприятные условия для транспорта, производства, быта, воспитания и учебы, создав не
обходимые предпосылки для реконструкции бытовых процессов на социалистических началах. Вместе с тем эта система организации территории значительно упростит работу по планировке, делая ненужной де
тальную съемку каждого участка, упрощая работу по устройству канализации (короткие малого сечения проводки на с.-х. территории), диференцирует иные виды обслуживания по их назначению (транспорт, производство, быт), упростит внутригородскую связь и т. д. Эта система, одобренная Коммунисти
ческой академией, должна стать основой социалистической планировки новых поселков и городов.
Чтобы избежать той бесконечной путаницы и прожектерства, которые наблюдаем сейчас в вопросах организации жилья, нужно дать хотя бы самый краткий анализ тех процессов, которые будут протекать в жилой зоне новых городов.
Какие же это процессы? Труд, а также учеба, культпросветработа и т, д., как это мы показали ранее будут протекать в основном в производствен
ных (промышленной и сельскохозяйственной) зонах и частично в зеленой зоне (распределители, управление). Таким образом, в жилой зоне в основном будут протекать бытовые процессы.
Исследуя эти (бытовые) процессы, мы прежде всего видим, что в настоящее время имеем налицо в основном формы семейного быта. Однако этот семейный быт переживает, так сказать, жестокий кризис. Семья как производственно-хозяйственная единица быстро исчезает. В городе такая форма семейной организации сохранилась лишь, как исключительно редкое явление, и то лишь среди некооперированных кустарей и торговцев. В деревне этот про
цесс идет значительно медленней, но все же весьма интенсивно. Поскольку настоящая статья в основном