с ходовой литературой, а остальное должно быть расположено, как мы уже указывали, на предприятиях или, еще лучше, в зеленой и парковой зонах.
При наличии яслей, детсадов и столовых каждая жилая ячейка переходного типа должна рассчиты
ваться, как правило, на одно лицо, но с возможно
стью, как это уже указывалось, соединения таких ячеек (без каких бы то ни было переделок) в любые их группы.
При проектировании жилых ячеек необходимо учесть, что такая ячейка будет служить не только для сна, как это думают некоторые авторы «сверхлевых» проектов. Такая ячейка должна служить и для занятий с книгой и т. п.; для индивидуального отдыха; для хранения вещей, которыми живущий пользуется постоянно (белье, платье, предметы ин
дивидуального обихода и т. п.) и для соблюдения элементарной личной гигиены.
Исходя из этого назначения и жилой ячейки, она должна иметь минимум следующее оборудование:
место для сна (кровать или диван-кровать и т. п.); стол для занятий с помещением для книг, тетрадей и т. п.; столик для приема пищи и прочих нужд; два-три стула или кресла; помещение для платья, белья и т. п.; умывальник и шкафчик с предметами гигиены.
Группа таких ячеек должна иметь душ (на 5 - ТО чел.), ванну (на 20 - 30 чел.), подсобную кухню (од
на камфорка на 3 - 5 чел.) и уборную (одно очко на 7 - 10 чел.).
Исходя из назначения и оборудования жилой ячейки (комнаты), она должна иметь минимум следующие размеры: ширина 2,8 м, глубина 3 м и высота 2,6 м.
Само собой разумеется, что при малейшей возможности эти размеры должны быть увеличены.
Поскольку жилые ячейки должны обязательно рассчитываться каждая на отдельное лицо, независимо оттого, кто и как в них будет жить, следует обеспечить в каждую ячейку отдельный вход.
Каждая жилая ячейка, а еще лучше все без исключения помещения должны быть обеспечены солнеч
ным освещением, независимо от района постройки. Для этого все жилые здания следует располагать по меридиану (т. е. с юга на север), если они имеют два
ряда жилых помещений, и на юго-восток, если жилые помещения располагаются в один ряд.
Следует всеми мерами добиваться полного уничтожения простенков в наружных стенах жилых поме
щений, что совсем нетрудно достигнуть при любых материалах, в том числе и при кирпиче.
Соединение жилых ячеек в группы можно производить довольно в широких пределах. Однако при всех условиях следует иметь в виду следующее: од
на подсобная кухня на 4 камфорки обслужит 12 - 20 чел.; одни ясли обслужат 30 - 60 детей, что означает 160 - 300 чел. взрослого населения; один детский сад на 60 детей обслужит 600 - 500 чел. взрослого населе
ния; одна столовая на 150 - 500 чел., т. е. на 50 - 160 мест при 3-сменной работе. Исходя из этого, можно рекомендовать строить дома не менее как на 40 чел. и не более чем на 100 чел. При этом такие дома должны объединяться в группы (комплексы) на 500 - 600 чел. Такая группа должна иметь двое яслей, один детсад, одну-две столовые, подсобную прачечную с индивидуальными лоханками и хотя бы с простейшей воздушной сушилкой.
Здания такого типа дают следующие показатели: На одного человека жилое помещение, включая коридоры, лестницы, переборки, стены и т. п., требу
ет около 40 м3 стройки. Подсобные помещения: кухни, вестибюль, столовая с библиотекой требуют на одного человека от 5 до 6 м3 стройки. Ясли, дет
ские сады и интернаты при обслуживании ребят в течение круглых суток требуют от 40 до 50 м3 стройки на одного ребенка. Всего на человека выхо
дит 45 - 50 м3 при условии, что каждый человек име
ет от 8 1/2 до 9 м2 жилой площади. Обычная же стройка при системе индивидуальных квартир требует: при 8 1/2 - 9 м2 жилой площади 70 - 81 м3 стройки и более дорогого оборудования (плиты, уборные и г. д., а при 6 м3 жилой площади (голодная норма) требуется 51 - 54 м3 стройки.
Но этого мало. Затраты на строительство жилья определяются не только объемом строительства на одного человека, но и количеством людей, которых
надо разместить. Здесь мы получаем следующие цифры: на 1000 рабочих обычно требуется разме
стить населения (включая служащих, детей и т. д.) не менее 5 000 чел. Если же мы будем иметь обобще
ствленное обслуживание бытовых нужд, то на те же 1 000 рабочих потребуется разместить не более 3 000 чел. (благодаря использованию труда женщин), т. е. по крайней мере на 40% меньше. Строительство зда
ний социалистического типа даст сокращение затрат на одного рабочего (в новых городах) по крайней мере вдвое.
Что касается старых городов, то здесь экономия будет еще больше. Все жилищно-бытовое строительство в них может быть сведено в постройке учрежде
ний по обобществленному обслуживанию бытовых нужд населения (ясли, детсады, столовые и т. д.), что сделает в большинстве случаев совершенно излишним приток в эти города нового населения, даст хо
рошее жилье ребятам, увеличит жилую площадь взрослых и т. д.
В целом ряде случаев возможно будет почти вовсе обойтись без нового строительства. Так под столовые легко использовать огромное количество излишних торговых помещений старых городов. Освободив после этого ряд излишних кухонь в индиви
дуальных квартирах, можно их переделать в жилые помещения, куда возможно перевести жителей различных особняков, которые в свою очередь возможно использовать под детские учреждения и т. д.
Укажем еще лишь на одно чрезвычайно важное обстоятельство. Расчет жилых ячеек на одного чело
века позволяет нам ограничиться максимум 4 - 6 их типами, и это вплотную подводит нас к установле
нию твердых стандартов частей зданий, что в свою очередь позволит поставить их массовое заводское производство. Кроме того, это позволит резко (в десятки раз) облегчить эти детали.
Здесь мы имеем такие возможности удешевления жилищного строительства, о которых мы сейчас и не мечтаем.
Во всяком случае постановка вопросов о сокращении стоимости строительства в несколько раз не уто
пия. Нужно только по-большевистски взяться за это дело, отказавшись от кустарничества и возмутитель
ного консерватизма, который господствует в нашем жилстроительстве и строительной промышленности.
Достаточно сказать, что сегодня автомобиль, эта сложнейшая машина, изготовляемая из весьма ценных материалов, стоит дешевле постройки самой никудышной комнатенки.
Содержание статьи значительно уточняет книгу тов. Милютина -Соцгород. Но ряд нормативных данных, указаний относительно про
странственного размещения элементов соцгорода взяты еще по чувству „на глазок“, и поэтому могут быть приняты лишь как ориентировочные. Дальнейшая необходимая разработка проблемы строительства соцгородов, как это и отмечалось „Строительством Москвы (см. № 5, рецензия на книгу „Соц
город ), может быть плодотворной только при наличии всесторонней углубленной научноисследовательской работы. По этому руслу и надо сейчас направить всю деятельность как проектировочную, так и литературно-теоретическую по разработке проблемы. Жилищно-планировочной секции Комакадемии должно принадлежать здесь центральное место.
РЕДАКЦИЯ