м. волков E. ЛОКШИН
С. НОЗДРИН
«Левацкая» уравниловка в зарплате и обезличка в труде свили особенно прочное гнездо на строительстве. Именно здесь обезличка и уравниловка сильно сдер
живают рост производительности труда, рост стимулов к повышению квалификации рабочего, вносят безответственность за выполняемую работу, не поощряют
и не направляют мысль рабочего на рационализацию своего трудового процесса.
Они же на ряду с плохо поставленным культурнобытовым обслуживанием являются важнейшей причи
ной текучести рабсилы - этого основного зла нашего строительства.
Развитие уравнительности в зарплате и обезличенности в труде на строительстве объясняются двумя причинами:
1. Самой системой оплаты труда. 2. Формой организации труда.
РАЗРУШИТЬ СТАРУЮ ТАРИФНУЮ СИСТЕМУ, ПЕРЕЙТИ НА ПРОГРЕССИВКУ
За годы реконструктивного периода строительство добилось значительных успехов в индустриализации строительных процессов, применении новых облегченных конструкций, внедрении материалов, никогда ра
нее в строительстве не применявшихся. Но в системе оплаты рабочего и особенно в организации труда строительство и до сих пор живет подчас наследством дореволюционного прошлого.
Если проанализировать все основные элементы тарифной системы (тарифная сетка, справочник, расценки), то станет совершенно очевидным, что они по
строены на принципе ПОДТЯГИВАНИЯ оплаты труда неквалифицированного до уровня оплаты труда ква
лифицированного, второстепенных квалификаций к ве
дущим, т. е. построены в основном НА ПРИНЦИПЕ ГОЛОЙ УРАВНИЛОВКИ.
Ныне существующая семиразрядная тарифная сетка построена по принципу потухающей кривой: чем вы
ше разряд, тем разница в надбавке меньше как в абсобютных цифрах, так и в процентном отношении:
2-й разряд выше 1-го на 25%, или на 10 руб., 3-й разряд выше 2-го только на 16%, или на 8 руб., 4-й разряд выше 3-го лишь на 10%, или на 6 руб., 5-й разряд выше 4-го только на 12,5%, или на 8 руб.
Только 6-й и 7-й разряды имеют несколько более повышенную надбавку (12 и 16 руб.), но при этом следует отметить, что по 7-му разряду рабочие на строительствах оплачиваются в очень незначительных раз
мерах: так, на «Шарикоподшипнике» из 3 691 чел. в мае тарифицировались по 7-му разряду всего... один (!) рабочий, на «Фрезере» в июне - июле по 7-му разряду было отработано 53 человеко-дня из общего ко
личества отработанных 12 464 человеко-дней. Основная масса квалифицированных рабочих оплачивается преимущественно по 4-му разряду и имеет надбавку значительно меньшую, чем рабочие 2-го и 3-го разрядов.
Эта уравнительность, заложенная в тарифной сетке, находит яркое выражение в заработной плате. Брига
НАДО организовать такую систему тарифов, которая бы учитывала разницу между трудом квалифицированным и трудом
неквалифицированным, между трудом тяжелым и трудом легким. И. СТАЛИН
да каменщиков из 20 рабочих от 2-го по 6-й разряд, имея средний разряд 4-й при такой же средней заработной плате на один человеко-день (4 руб.), заработок по отдельным разрядам делит следующим обра
зом: 2-й разряд - 3 р. 12 к., 3-й разряд - 3 р. 62 к., 4-й разряд - 4 р., т. е. разрыв между 2-м и 3-м разрядами равен 50 коп. и между 3-м и 4-м разрядами - только 38 коп.
Уравнительность в оплате труда неквалифицированного рабочего (чернорабочего) и труда квалифицированного рабочего также чрезвычайно сильно распространена на строительстве. Характерный пример можно привести из практики Бобриков, где средняя за
работная плата отдельных групп чернорабочих в ап
реле 1931 г. составляла 2 р. 75 к., столяров - 2 р. 41 к., арматурщиков - 2 р. 89 к.
Бобрики как нельзя лучше иллюстрируют слова Сталина о том, что «тарифные ставки установлены у нас таким образом, что почти исчезает разница между трудом квалифицированным и трудом неквалифицированным, между трудом тяжелым и трудом легким».
Надо уничтожить уравниловку в самой тарифной сетке и создать стимулы к повышению квалификации у неквалифицированных рабочих. Надо перестроить сетку таким образом, чтобы СООТНОШЕНИЕ РАЗРЯ ДОВ ИМЕЛО ПРОГРЕССИЮ В НАРАСТАНИИ РАЗ НИЦЫ.
Те же принципы уравнительности положены и в основу оплаты труда ИТР и служащих. На Бобриках бригадиры зарабатывали 175 - 180 руб., в то время как десятники получали всего от 140 до 175 руб.
Существующий тарифный справочник уравнительность, заложенную в тарифной сетке, в значительной мере укрепляет и усугубляет.
Например кладка наружных кирпичных стен под расшивку тарифицируется 5-м разрядом без разделе
ния на кладку углов и просто кладку стен. В новом справочнике кладка стен будет уже тарифицировать
ся 5-м разрядом, а кладка углов, как работа ведущей квалификации, - 6-м разрядом. Промывка стекол та
рифицировалась у нас 3-м разрядом и в то же время нарезка бемских стекол - работа, требующая большой осторожности и ответственности, - также тарифицировалась 3-м разрядом.
Нормы и расценки, построенные на основе существующей сетки и справочника, содержат в себе конечно также элементы уравниловки.
Все земляные работы, от простого рытья котлованов под гражданские сооружения (рытья без распор, глу
бина котлована, не превышающая 2 - 3 м) до разработки тоннелей, шахт, колодцев (глубина 6 и 9 м), тарифи
цируются 3-м разрядом, при среднем заработке 3 р. 48 к. Нечего и говорить, что работа по рытью колодцев, шахт, тоннелей на большей глубине требует зна
чительно большей квалификации и навыков в работе и никак не может быть сравниваема с работой по рытью обыкновенных котлованов. Разравнивание грун
та на месте свалки - 3-й разряд - 3 р. 42 к. (цена за десять м3), а разработка грунта в шахтах и колодцах при глубине от 6 до 6 1/2 м - разряд 3-й - 3 р. 47 к. (???).
Наконец, помимо того, что уравниловка заложена в самой тарифной системе, проведение последней на практике со стороны хозяйственных и профессиональных организаций еще больше уравниловку выпячивает.
Срыв норм и расценок голым подтягиванием зарплаты, так называемая «среднесдельная оплата труда» или попросту говоря местная уравниловка, наличие до 10% (по человеко-дням) повременной оплаты,