применение так называемой аккордной оплаты - субъективные факторы, усугубляющие уравниловку, обезличивающие рабочих, приводящие к падению трудовой дисциплины, ухудшению организации труда, отказу от нормирования и неоправдываемым переплатам.
Примером такого срыва норм и расценок, когда заработная плата подтягивалась вне зависимости от про
изводительности труда, может служить строительство «Шарикоподшипника» и «Фрезера». Здесь в мае столяры 4-го разряда получали 4 р. 27 к. («Шарикоподшипник») и 4 р. 49 к. («Фрезер») при производительности труда, в первом случае равной 124%, и во втором - 101%. «Средне-сдельная оплата», коей пользуются для поднятия общего заработка артели или бри
гады, для оплаты квалифицированной рабсилы, занятой на подсобных работах и работах не по специаль
ности, для оплаты скрытых и явных простоев, также срывает нормы и расценки: в мае на «Шарикопод
шипнике» повременная оплата на один человеко-день составляла 4 р. 30 к., в июне - 3 р. 83 к., в то время как самый высокий тариф был 3 р. 36 к.
По Мосстрою в июне повременная оплата землекопов на один человеко-день составляла 3 р. 83 к., в то время как наивысший тарифный разряд землекопов составляет 2 р. 32 к.
По данным за семь месяцев 1931 г., охватывающим стройорганизации с общим числом 133 855 рабочих, сдельная часовая зарплата составляла в среднем 52 к. человеко-час, в то время как повременная - 43 коп. и среднесдельная - 51,25 коп. человеко-час.
Аккордная оплата, при которой сдача работы производится за определенную сумму целиком, без предварительной оценки работы по существующим расценкам, является не лучшим видом оплаты труда и фактором срыва норм и расценок. Она всегда дает пре
увеличенную оплату труда. Так, например, по Заводстрою на Бобриках в процентах к общему количеству в январе работало спельно 78,7 (человеко-дни) при зарплате 78,9; АККОРДНО - 0,2 (человеко-дни) ПРИ ЗАРПЛАТЕ - 1,3.
На строительствах царит полный произвол в оплате труда, уравниловка, заложенная в самой тарифной системе и усугубленная субъективными факторами.
Изжить все это можно только коренной перестройкой всей системы тарификации и решительной борьбой за внедрение и полный охват рабочих премиаль
но-прогрессивной сдельной оплатой труда. Необходимо решительно прекратить оплату по среднесдепьной (за исключением видов компенсации и переводов), причем
основная форма оплаты - прогрессивно-премиальносдепьная - должна быть построена на принципе не
ограниченной сдельщины, на основе норм и расценок, исправленных в соответствии с новой сеткой и справочником.
Опыты применения прогрессивно-премиальной оплаты труда доказывают огромные преимущества ее, как могучего фактора повышения производительности труда, как стимула повышения квалификации и перевыполнения норм. По Калуге при применении прогрессивно-премиально-сдельной оплаты производительность труда у плотников поднялась на 140% против норм (9 бригад - 99 чел.), у каменщиков перевыполнение норм характеризуется цифрой 109% и у печников - 152%.
На Бобриках премиально-прогрессивная оплата труда введена с августа. Уже первые результаты ее при
менения сказались на росте производительности труда и соответственном увеличении заработной платы. Бригада плотников Цирульникова до введения прогрес
сивно-премиальной сдельщины имела производительность труда 116% при зарплате 4 р. 36 к. После перевода производительность поднялась до 131% при зарплате 4 р. 81 к.
Правда, нарушение расценочной дисциплины, неполная выдача производственных заданий, искажения и неправильные применения прогрессивной оплаты не дают должного эффекта в ряде случаев применения премиально-прогрессивной оплаты труда. На тех же Бобриках на строительстве ЦЭС из 39 работающих
бригад в августе значатся перевыполнившими нормы 34 бригады, в среднем на 20%. Казалось бы, стройплан должен быть если не перевыполнен, то во вся
ком случае выполнен на 100%. На самом деле стройплан недовыполнен на 17,6%, а выработка в ностном выражении на одного рабочего недовыполнена на 20%. Это противоречие объясняется искусственным повышением показателей размеров производительности труда против действительной.
Выше мы уже говорили о том, что, как и в оплате труда рабочих, в оплате труда ИТР и обслуживающего персонала господствуют тоже принципы уравнитель
ности. Совершенно отсутствует премиальная оплата труда.
16-разрядная тарифная сетка для адм.-технического персонала слишком громоздка. Разрывы между соседними разрядами малы, и вся система оплаты не стимулирует повышения квалификации ИТР.
Необходимо установить такую систему прогрессивнопремиальной оплаты труда ИТР, которая будет зависеть от степени выполнения плана, отдельных элементов работ и тем самым от его усилий в темпах, качестве, снижении себестоимости и пр.
Система оплаты и премирования обслуживающего персонала (уборщицы, сторожа, кубовщицы и пр.)
должна быть построена в зависимости от чистоты в бараке, своевременной подачи кипятка, экономии топ
лива, тепла в бараке и пр. Те же самые принципы должны быть положены и в основу оплаты труда счетных работников, снабжецев, кладовщиков, табельщиков и др.
ЗА ПЕРЕХОД НА ЗВЕНЬЕВОЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Однако одно изменение системы тарифной политики и улучшение практики ее применения далеко еще не обеспечивают полной ликвидации уравнительности и обезлички.
Невиданный рост капиталовложений в новое строительство, коренная реконструкция техники строитель
ства, развитие новых форм социалистического труда - социалистическое соревнование и ударничество, - требуют коренной перестройки организации труда.
Артельщине на строительстве должен быть нанесен решительный удар.
Несмотря на то, что мы имеем уже двухлетний стаж в переводе на бригадный способ работ, недостаточно решительные мероприятия, направленные к ликвидации артельщины и внедрению бригадничества, а также беспрерывный приток новых огромных кадров рабо
чих привели к тому, что и на сегодняшний день мы имеем очень значительное количество артелей.
Да и по своей сути бригады в настоящем их виде в сущности мало чем отличаются от обычных артелей.
Коллективная сдельщина, которая при существующей тарифной системе приводит к уравниловке и обезличке труда, - основное зло и артели и бригады.
Громоздкость бригады при коллективной сдельщине не создает нужных предпосылок для увеличения индивидуальной производительности труда, не дает возможности наладить четкий учет фактической произ
водительности труда отдельного рабочего. Так же, как и в артели, до сих пор в бригадах комплектование производится механически, не по потребности в ква
лификации, а по количеству человек, необходимых для пополнения бригады. Установление разрядов в бригаде очень схоже с установлением разряда в артели. Если с возникновением бригад у нас стало мень
ше примеров тарификации по кумовству, сватовству, землячеству, то это нужно отнести только за счет более или менее удачного подбора бригадиров.
И все же сейчас, даже при наличии хорошего общественника-бригадира, мы имеем массу случаев, когда разряды в бригаде устанавливаются не в результате экспертизы, а очень часто без всякой про
верки, «на-глазок» и даже, как и в артелях, на основе голосования,