Переход бригады на хозяйственный расчет, активное ее участие в социалистическом соревновании ставят задачу наладить тщательный учет эффективности хозяйственного расчета и ударничества по веем качест
венным и количественным показателям. Коллективная сдельщина и громоздкость бригады препятствуют налаживанию этого тщательного учета, вызывают тен
денции лжеударничества и создают благоприятные условия для прикрытия лодырей, прогульщиков.
Поэтому на данном отрезке времени надо поставить себе задачу перехода к новым формам и методам организации труда на стройках.
Путь к этому лежит через ИНДИВИДУАЛЬНО ЗВЕНЬЕВОЙ МЕТОД РАБОТЫ.
Этот метод обеспечивает функциональное расчленение трудовых процесов, индивидуальную сдельщину и в соответствии с этим рост выполнения качественных и количественных показателей.
В чем сущность звеньевого метода работы? Ответом на этот вопрос может послужить опыт Мосстроя, «Строителя , Электрогородка и особено Бобриков.
Звено организуется путем расщепления бригады с количеством от 2 до 5 рабочих. Руководство звеном
отдается высококвалифицированному рабочему данной специальности. Бригадир и бригада при этой системе упраздняются; десятник превращается в инструктора данной специальности, под руководством которого работают 5, 6 звеньев одной профессии.
Оплата инструкторов производится за счет хозоргана с учетом выработки звеньев. Звено должно рассматриваться как самостоятельная производственная единица с отдельным производственным заданием и отдельной приемкой работ. Хозяйственный расчет и соцсоревнование должны строиться также по звеньям.
Во избежание частых отрывов квалифицированных рабочих с основных работ на мелочные, необходимо организовать специальные звенья из рабочих низших квалификаций соответствующих профессий под руководством инструктора-бригадира.
В звене будет налажено при комплектовании правильное соотношение квалифицированных и малоквалифицированных рабочих. В звене легче всего внед
рить функционально-расчлененный способ выполнения работы (метод ЦИТа). В звене может быть обеспечено развитие индивидуальной сдельщины и облегчен учет этой сдельщины, учет по показателям социалистического соревнования и хозяйственного расчета.
На строительстве Электрогородна производительность труда плотников в одном звене составляла 103%, в другом - 129%, в третьем - 126%. В бригаде рабочего Быстрова до введения звеньевого метода работы было немалое количество лодырей, которые отлынивали от работы и систематически недовыполняли норму. Ма
ксимальное выполнение нормы не превышало у них 50%. После расчленения бригады на звенья эти же ра
бочие начали давать 93% нормы, и это потому, что сейчас они работают по-пятеро (звенья из 5 человек), они знают друг друга, они друг друга подтягивают.
В Мосстрое на участке Л-1 звенья, состоящие из двоек, при норме в 509 шт. кирпича на одного камен
щика и 300 шт, кирпича на одного подсобного рабочего, показали такую производительность труда.
Звено Иванова - 1135 шт. на каменщика и 586 шт на подсобного, звено Леонова - 1145 шт. на каменщика и 590 шт. на подсобного.
НА БОБРИКОВСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРОИЗВО ДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА:
Бригады Попова (столяры) до перехода была 0.85% при заработке 4 р. 60 к.; после перехода на звеньевой метод производительность труда их равнялась 1,46% при заработке 7 руб. в человеко-день.
Индивидуальный учет является самым серьезным вопросом при переходе на звеньевой метод работ.
Производственное задание, отражающее выполнение всех качественных и количественных показателей плана звена, является единственным документом, в кото
ром могут быть учтены и производительность труда рабочего в звене, и его фактическое ударничество, и
эффективность перехода на хозяйственный расчет, и наконец его заработная плата.
Однако этот вопрос требует тщательной проработки, и некоторые строительства, не дожидаясь окончательного разрешения этого вопроса, перешли к собственным методам учета.
На указанных строительствах проводился чрезвычайно упрощенный и вместе с тем достаточно точный метод учета работы звеньев.
Каждому звену отводится определенный участок работ. Высококвалифицированный рабочий звена с помощью инструктора ежедневно производит замер. Ре
зультаты заносит себе в книжку. Результаты работы всех звеньев бригады передаются учетчику, который и разносит работу каждого звена в его лицевой счет.
Еще проще поставлен учет у подвозчиков бетона на Бобриковском строительстве: за каждую вагонетку, вмещающую 2 замеса, выдается талон, который и оп
ределяет в конечном счете производительность труда рабочего.
Без сомнения, в процессе дальнейшего перехода на звеньевой метод работы и индивидуальную сдельщину будут выковываться новые, более совершенные и бо
лее точные формы учета, которые позволят поставить на нужные рельсы и хозяйственный расчет, и учет действительного ударничества и которые создадут подлинные стимулы к новому, небывалому росту производительности труда.
Итак, разрушить старую тарифную систему, уничтожить артель, расщепить бригаду, реконструировать тарифную сетку, тщательно исправить и прокорректи
ровать единые нормы и расценки, наладить техническое нормирование, перейти на звеньевой метод ра
бот и индивидуальную сдельщину, при непременном охвате всех без исключения категорий трудящихся на строительстве прогрессивно-премиальной сдельной оп
латой труда, - вот пути ликвидации уравниловки и обезлички труда на строительстве, позволяющие действительно перейти к новым, невиданным показате
лям производительности труда, и выполнению всех качественных и количественных показателей социалистической пятилетки.

АРХИТЕКТУРУ В РАБОЧИЕ МАССЫ!

18 ноября 1931 года редакция „СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ“ о-во пролетарских архитекторов (ВППРА) организовали на заводе им. т. Сталина (б. АМО) обсуждение предварительных праектов Дворца советов.
Этот первый опыт обсуждения рабочими крупнейшей архитектурной проблемы будет освещен в №11 „Строительства Москвы