] АПРЕЛЯ 193 Г.

ЧЕТВЕРГ
	ЗВТВЕРГ
№ 74 (4005)
Пена 10 kev.
	Связь с массами, укрепление этой связи,
готовнссть прислушиваться к голосу масс,—вот
в чем сила и. непобедимость большевистского

руководства. ee ДИ,
		VO Bal DIA!
	=
	AKIMIOYUTCIbHOR  CHOBG
	Ha Пленуме ЦХ ВКП(б) 5 марта 1997 г.
	Товарищи!
	Лругой пример уже из области промышленно”
го строительства. Я имею в виду наши ошибки
	в период шахтинского вредительства. наши
ошибки состояли в том, что мы не учит ывали
всей опасности технической отсталости наших
	кадров в промышленности, мы мирились с этой
отсталостью и думали развернуть широкое со-
	циалистическое промышленное CTT ›ительство
при помощи враждебно настроенны.-^ специали-
clon, обрекая наши ‘хозяйственные кадры на
	роль плохих комиссаров при буржуазных спе-
циалистах. Вы помните, лолжно быть, как не-
охотно признавали тогда наши хозяйственные
кадры свои ошибки, как неохотно признавали
они свою техническую отсталость и до чего ту-
го усваивали они лозунг — «овладеть техникой».
И что же? Факты показывают, что лозунг
«овладеть техникой» возымел свое действие и
дал свои благие результаты. Теперь у нас име-
ются десятки и сотни тысяч великолепных боль-
шевистских хозяйственных кадров. уже овлалев-
ших техникой и двигающих вперед нашу про-
мышленность. Но этих кадров не было бы у нас
теперь, если бы партия спасовала перед упорст-
вом хозяйственников, не желавших признать
свою техническую отсталость, если бы партия не
осознала тогда своих ошибок и не исправила их
своевременно.

Некоторые товарищи говорят, что нецелесооб-
разно говорить открыто о своих ошибках, так
как открытое признание своих ошибок может
быть расценено нашими врагами, как наша сла-
бость, и может быть использовано ими. Это пу:
стяки, товарищи, сущие пустяки. Открытое при-
знание наших ошибок и честное их исправление,
наоборот, может лишь усилить нашу партию,
поднять авторитет нашей партии в глазах рабо-
чих, крестьян, трудовой интеллигенции, поднятвБ
силу и мощь нашего государства. А это главное.
Были бы с нами рабочие, крестьяне, . трудовая
интеллигенция, а все остальное приложится.

Другие товарищи говорят, что открытое при-
знание наших ошибок может привести не к обу-
чению и укреплению наших кадров, а к их ослаб-
лению и расстройству, что мы должны щадить и
беречь свои кадры, что мы должны щадить их
самолюбие и спокойствие. Для этого они прел-
лагают замазывать ошибки наших товарищей,
ослабить силу критики, а еще’ лучше — пройти
	мимо этих ошибок. Гакая установка является не
	только в корне неправильной, но и в высшей сте-
пени опасной, опасной прежде всего для кадров,
которые хотят «щадить» и «беречь». Щадить и
сохранить кадры при помощи замазывания их
ошибок, — это значит наверняка погубить эти са-
мые кадры. Мы бы наверняка загубили‘ свои кол-
хозные большевистские кадры, если бы не вскры-
ли ошибок 1930 года и не обучили их на этих
ошибках. Мы бы наверняка загубили свои про-
мышленные большевистские кадры, если бы мы
не вскрыли ошибок наших товарищей в период
шахтинского вредительства и не обучили наши
	промышленные кадры на этих ошибках. Кто ду-.
	мает щадить самолюбие наших кадров путем за-
мазывания их ошибок, тот губит и кадры, и са-
молюбие кадров, ибо он замазыванием их оши-
бок облегчает повторение новых, может быть
более серьезных ошибок, которые, надо полагать,
приведут к полному провалу кадров в ущерб их
«самолюбию» и «спокойствию».

6) Ленин учил нас не только учить массы, но и
учиться у масс.

Что это значит?

Это значит, во-первых, что’ мы, руководители,
	не должны зазнаваться, не должны думать, что,
	если мы являемся членами ЦК или наркомами, то
	это еше не значит. что мы облалаем всеми неод-.
	ходимыми знаниями для того, чтобы правильно
руководить. Чин сам по себе не дает знаний и
опыта. Звание — тем более.

Это значит, во-вторых, что одного лишь на-
шего опыта, опыта руководителей недостаточно
для того, чтобы правильно руководить, что не-
обходимо, стало быть, дополнять свой опыт,
опыт руководителей, опытом масс, опытом пар-
тийной массы, опытом рабочего класса, опытом
народа.

Это значит, в-третьих, ни на минуту не ослаб-
лять, а тем более не разрывать наших связей с
массами,

Это значит, в-четвертых, чутко npucaymupares
к голосу масс, к голосу рядовых членов партии,
К голосу так называемых «маленьких людей», к
голосу народа.

‚Что значит правильно руководить?

Это вовсе не значит сидеть в канцелярии и
строчить директивы.

Правильно руководить — это значит:

- во-первых, найти правильное решение вопроса.
	А правильное решение невозможно найти без уче-
	та опыта масс, которые на своей собственной
спинё испытывают результаты ‘нашего руковол-
ства:
	во-вторых, организовать проведение в жизнв о
	правильного решения, чего, однако, нельзя сде-
лать без прямой помощи со стороны масс;

в-третьих, организовать проверку исполнения
этого решения, чего, опять-таки, невозможно сде-
лать ‘без прямой помощи масс.

Мы, руководители, видим вещи, события, лю-
дей только с одной стороны, я бы сказал—свер-
ху, ‘наше поле зрения. стало быть, более
или менее ограничено. Массы, наоборот, видят
вещи, события, людей с другой стороны, я бы ска-
зал — снизу, их поле зрения тоже, стало быть, в
известной степени ограничено. Чтобы получить
правильное решение вопроса, нало об’единить эти
	a a Кининнануя

ОКОНЧАНИЕ сл. на 2-й стр.
			торые давно уже отошли от троцкизма и ведут
борьбу с троцкизмом не хуже, а лучше некоторых
наших уважаемых товарищей, не имевших слу-
чая колебаться в сторону троцкизма. Было бы
глупо опорачивать течепь - хи” товарищей

Среди наших товарищей есть И -авие, которые
идеологически стояли всегда против троцкизма,
но, несмотря на это, поддерживали личную связь
с отдельными троцкистами, которую они не за-
медлили ликвидировать, как только стала для них
ясной практическая физиономия троцкизма. Не
хорошо, конечно, что они прервали свою личную
приятельскую связь с отдельными троцкистами
не сразу, а с опозданием. Но было бы глупо ва-
лить таких товарищей в одну кучу с троцкистами.

3) Что значит — правильно подбирать работни-
ков и правильно расставлять их на работе?

Это значит подбирать работников, во-первых,
по политическому признаку, т. е. заслуживают ли
они политического доверия и, во-вторых, по де-
ловому признаку, т. е. пригодны ли они для та-
кой-то конкретной работы. :

Это значит не превращать деловой подход в
деляческий подход, когда- люди интересуются
деловыми качествами работников, но не интере-
суются их политической физиономией.

Это значит не превращать ‘политический под-
ход в единственный и исчерпывающий подход,
когда люди интересуются политической физионо-
мией работников, но не интересуются их деловы-
ми качествами.

Можно ли сказать, что это большевистское пра-
вило выполняется нашими партийными товарища-
ми? К сожалению, нельзя этого сказать. Здесь
на пленуме уже говорили об этом. Но не сказали
всего. Дело в том, что это испытанное правило
нарушается в нашей практике сплошь и рядом и
при том самым грубым образом. Чаще. всего пол-
бирают работников не по об’ективным признакам,
а по признакам случайным, суб’ективным, обыва-
тельски-мещанским. Подбирают чаще всего так
называемых знакомых, приятелей, земляков, лич-
но преданных людей, мастеров по восхвалению
своих шефов — безотносительно к их политиче-
ской и деловой пригодности. 3

Понятно, что вместо руководящей группы от-
ветственных работников получается семейка близ-
ких людей, артель, члены ‘которой стараются
жить в мире, не обижать друг друга, не выносить
сора ‘из избы, восхвалять друг друга и время. от
времени посылать в центр пустопорожние и тош-
нотворные рапорта об успехах.

„ Не‘трудно понять, что в такой‘ семейственной
обстановке не может быть места ви для критики
	недостатков работы, ни для самокритики руково-
	дителей работой.
Понятно, что такая семейственная обстановка
	создает олагоприятную среду для выращивания
	подхалимов, людей, лишенных чувства своего
достоинства и потому не имеющих ничего обще-
го с большевизмом.

Взять, например, товарищей Мирзояна и Вай-
нова. Первый из них является секретарем крае-
вой партийной организации Казахстана, второй
— секретарем Ярославской областной партийной
организации. Эти люди в нашей среде — не
последние работники. А как они подбирают. ра-
ботников? Первый перетащил с собой в Казах-
стан из Азербайджана и Урала, гле он раньше
работал, 30—40 «своих» людей и расставил их
на ответственные посты в Казахстане. Второй
перетащил с собой в Ярославль из Донбасса,
где он раньше работал, свыше десятка тоже
«своих» людей и расставил их тоже на ответст-
венные посты. Есть, стало быть, своя артель у
товарища Мирзояна. Есть она и у товарища
Вайнова. Разве нельзя было подобрать работни-
ков из местных людей, руководствуясь извест-
ным большевистским правилом о подборе и рас-
становке людей? Конечно, можно было бы. По-
чему же они этого не сделали? Потому, что
большевистское: правило. подбора работников
	исключает возможность обывательски-мещанско-
	го подхода, исключает возможность подбора ра-
ботников по признакам семейственности и. ар-
тельности. Кроме того, подбирая в качестве ра-
	ботников лично преданных людей, эти товарищи
	хотели, видимо, создать для себя обстановку, не-
которой независимости как в отношении мест-
	ных людей, так.и в отношении ЦК партии. До-
пустим, что товарищи Мирзоян и Вайнов в силу:
	тех или иных обстоятельств. будут переведены
из места нынешней их работы в какие-либо
другие места. Как они должны поступать в та:
ком случае в отношении своих «хвостов»? Не-
	жели им придется снова перетаскивать их в
новые места своей работы?
Вот к какому абсурду приводит нарушение
	большевистского правила о правильном moxoope
и расстановке работников.

4) Что значит — проверять работников, про-
верять исполнение заданий?

‚Проверять работников, это значит проверять
их не по их обещаниям и декларациям, а по ре-
зультатам их работы.

Проверять исполнение заданий, это значит
проверять их не только в канцелярии и не толь-
ко по формальным отчетам, но прежде всего
проверять’ их на месте работы по’  фактиче-
ским результатам исполнения.

Нужна ли вообще такая проверка? Безусловно,
нужна. Нужна, во-первых; потому, что только
такая проверка дает возможность распознать ра-
ботника, определить его действительные  каче-
ства. Нужна, во-вторых, потому, что только’ та-
кая проверка дает возможность определить до-
стоинства и недостатки исполнительского аппа-
рата. Нужна, в-третьих, потому, что только та-
кая ‘проверка дает возможность определить до-
стоинства и недостатки самих заданий.
	Некоторые товарищи думают, что проверять
людей можно только сверху, когда руководите-
ли проверяют руководимых по результатам их
Работы. Это неверз®9. Проверка сверху, конечно,
Нужна, как одыа-Из действительных мер провер-
ки. людей и проверки исполнения заданий. Но
проверка сверху далеко еще не исчерпывает все-
Го дела проверки. Существует еще другого рода
Проверка, проверка снизу. когла массы, когда
руководимые проверяют ‘руководителей, отмеча-
OT их ошибки и указывают пути ‘их исправле-
чия. Этого рода проверка является одним из
(амых действительных способов проверки лю:
дей. }

Партийные массы “проверяют” своих руководи-
телей на активах, на конференциях, на с’ездах
путем заслушивания их отчетов, путем критики
недостатков, наконец, ‘путем избрания” или неиз-
брания в руководящие органы тех или иных ру-
ководящих товарищей. Точное проведение де-
мократического централизма в партии, как это-
го требует устав нашей партии, безусловная вы-
борность партийных органов, право выставления
H отвода кандидатов, закрытое голосование,
Чвобода критики и самокритики, — все эти и
подобные им мероприятия необходимо провести
з жизнь для того, между прочим, чтобы облег-
чить проверку и контроль руководителей  пар-
тии со стороны партийных масс.

Беспартийные массы проверяют своих хозяй-
ственных, профессионалистских и иных руково-
дителей на беспартийных активах, на массовых`
совещаниях всякого рода, где они заслушивают
отчеты своих руководителей. критикуют  нело-
статки и намечают пути их исправления.

Наконец, народ проверяет руководителей стра-
ны во время выборов в органы власти Совет-
ского Союза путем всеобщего, paBHoro, прямого
й. тайного голосования.
	Задача состоит в том, чтобы соединить про-
верку сверху с проверкой снизу.
	5) Что значит — обучать кадры на их собст-
венных ошибках?
Ленин учил, что добросовестное вскрытие
	онтибок партии, изучение причин, породивших
5ти ошабки, и намечение путей. необходимых.
для исправления этих ошибок, является одним
из вернейших средств правильного обучения и
воспитания партийных кадров, правильного обу-
чения и воспитания рабочего Класса и труля-
шихся масс Ленин говорит:
	«Отношение политической партии к ее
ошибкам есть один из важнейших и верней-
ших критериев серьезности партии и испол-
нения ею на деле ее обязанностей к своему
классу и к трудящимся массам. Открыто
признать ошибку, вскрыть ее причины, про-
анализировать обстановку, ее породившую,
обсудить внимательно средства исправить

_sagn6ky — вот это признак серьезной пар-
= тии, вот это исполнение ею своих обязан-
ностей, вот это — воспитание и обучение

класса. а затем и массы».
	» Это значит, что обязанностью большевиков
является не замазывание своих ошибок, не уви-
ливание от вопроса об их ошибках, как это бы:
вает у нас часто, а честное и открытое призна-
ние‘ своих ошибок, честное и открытое наме-
чение путей для исправления этих ошибок, че-
стное и открытое исправление своих ошибок.
Я бы не сказал, чтобы многие из наших това-
ришей с удовольствием пошли на это дело. Но
большевики, если они действительно хотят быть
большевиками, должны найти в себе мужество
открыто признать свои ошибки, вскрыть их
причины, наметить пути их исправления и тем
помочь партии дать кадрам правильное обуче-
ние и правильное политическое воспитание. Ибо
только на этом пути, только в обстановке от-
крытой и честной самокритики можно воспитать
		действительно большевистские кадры, можно
‘воспитать действительных большевистских лиде-

ров.
	Два примера, демонстрирующих правильность
положения Ленина. ‘

Взять, например, наши ошибки с колхозным
строительством. Вы. помните, должно быть, 1930
год, когда наши партийные товарищи думали
разрешить сложнейший вопрос перевода кресть-
янства на колхозное строительство в какие-ни-
будь 3—4 месяца и когда Центральный Комитет
партии оказался вынужденным осадить увлека-
ющихся товарищей. Это был один из самых
опасных периодов в жизни нашей партии. Ошиб-
	ка состояла в том, что наши партийные товари-_
	щи забыли о добровольности колхозного строи-
тельства, забыли, что нельзя переводить Kpe-
стьян на колхозный путь путем административ-
ного нажима, забыли, что колхозное строитель-
ство требует не нескольких месяцев, а несколь-
ких лет тщательной и продуманной работы Они
забыли об этом и не хотели признавать своих
ошибок. Вы помните, должно быть, что указа-
	ние LIK о головокружении от успехов и о том,
	чтобы. наши товарищи на местах не забегали
вперед, игнорируя реальную обстановку. — бы:
ло встречено в штыки Но это не удержало ЦК
от того, чтобы пойти против течения и повер-
нуть наших партийных товарищей на правиль-
ный путь. И что же? Теперь ясно для всех, что
партия добилась своего, повернув наших “ар-
тийных товарищей на правильный путь. Сейлас
у нас имеются лесятки тысяч великолепных  чл
ров из крестьян по колхозному строительств! и
колхозному руководству. Эти кадры выросл’  и
воспитались на ошибках 1930 roma. Ho = jux
кадров не было бы у нас. теперь; если бы _ Ip-
тия не осознала  огда своих ошибок и не, ис-

правила их своевременно. - :
	Я говорил в своем докладе об основных вопро-
сах обсуждаемого дела. Прения показали, что
У нас имеется теперь полная’ ясность, имеется по-
нимание задач и есть готовность ликвидировать
недостатки нашей работы. Но прения показали
также, что есть некоторые конкретные вопросы
нашей организационно-политической практики,
по которым нет еще у нас вполне ясного понима-
ния. Таких вопросов я насчитал семь.

Разрешите сказать несколько слов об этих во-
просах.

1) Теперь, надо полагать, все ‘поняли, осознали,
что чрезмерное увлечение хозяйственными кампа-
ниями и хозяйственными успехами при недооцен-
ке и забвении партийно-политических вопросов —
ведет к тупику. Необходимо, стало, быть, повер-
нуть внимание работников в сторону партийно-
политических вопросов с тем, чтобы успехи хо-
зяиственные сочетались и шли рядом.с успехами
партийно-политической работы.

Как практически осуществить задачу усиления
партиино-политической! работы, задачу ‘освобо-
ждения партийных организаций от хозяйствен-
ных мелочей? Как видно из прений, некоторые
товарищи склонны делать из этого неправильный
вывод о том, что теперь придется будто бы отой-
ти вовсе от хозяйственной работы. По крайней
мере были голоса: ну, теперь, слава богу, освобо-
димся от хозяйственных дел, теперь можно за-
няться и партийно-политической работой. Прави-
лен ли этот вывод? Нет, неправилен. Когда наши
партийные товарищи, увлекаясь хозяйственными
успехами, отходили от политики,-это была край-
ность, стоившая нам болышних жертв. Если теперь
некоторые наши товарищи, берясь за усиление
партийно-политической работы, вздумают отойти
от хозяйства, то это будет другая крайность, ко-
торая будет нам стоить не меньших жертв. Нель-
зя шарахаться от одной крайности к другой.
Нельзя отделять политику от хозяйства. Мы не
можем уйти от хозяйства так же, как не.можем
уйти от политики. Для удобства изучения люди
обычно отделяют методологически вопросы хо-
зяйства от вопросов политики. Но это делается
лишь методологически, искусственно, только для
удобства изучения. В жизни, наоборот, на прак-
тике политика и хозяйство неотделимы. Они су-
ществуют вместе и действуют вместе. И тот, кто
думает в нашей практической политике отделить
хозяйство от политики, усилить хозяйственную
работу ценой умаления политической работы или,
наоборот, усилить политическую работу ценой
умаления хозяйственной работы, — тот обязатель-
но попадает в тупик.

Смысл известного пункта проекта резолюции
об освобождении партийных организаций от хо-
зяйственных мелочей и усилении партийно-поли-
тической работы состоит”не в том, чтобы отойти
от хозяйственной работы и хозяйственного руко-
водства, а только лишь в том, чтобы не допускать
больше практики подмены и обезличения хозяй-
ственных органов, в том числе и особенно зе-
мельных органов, нашими партийными организа-
циями. Необходимо, стало быть, усвоить метод
большевистского руководства хозяйственными
органами, состоящий в том, чтобы системати-
чески помогать этим органам, систематически
укреплять их и руководить хозяйством не поми-
мо этих органов, а через них. Нужно дать хо-
зяйственным органам и прежде всего земельным
органам лучших людей, нужно укомплектовать
эти органы новыми лучшими работниками, спо-
собными выполнять возложенные на`них задачи.
Только после того, как будет проделана эта ра-
бота, можно: будет рассчитывать на то, что пар-
тийные организации будут полностью освобожде-
ны от хозяйственных мелочей. Понятно, что дело
это серьезное и требует известного времени. Но
пока это не сделано, партийным организациям
придется и впредь, на определенно короткий
срок, заниматься вплотную сельскохозяйственны-
ми делами со всеми их мелочами, пахотой, се-
вом, уборкой и т. д.

2) Два слова о вредителях, диверсантах, зтио-
нах и т. д. Теперь, я думаю, ясно для всех, что
нынешние вредители и диверсанты, каким бы
флагом они ни ‘маскировались, троцкистским или
бухаринским, давно уже перестали быть полити-
ческим течением в рабочем движении, что они
превратились в беспринципную и безыдейную
банду профессиональных вредителей, диверсан-
тов, шпионов, убийц. Понятно, что этих господ
придется громить и корчевать беспощадно, как
врагов рабочего класса, как изменников нашей
родине. Это ясно и не требует дальнейших раз’-
яснений.

Но вот вопрос: как практически осуществить
задачу разгрома и выкорчевывания японо-герман-
ских агентов троцкизма? Значит ли это, что надо
бить и выкорчевывать не только действительных
троцкистов, но и тех, которые когда-то колебз-
лись в сторону троцкизма, а потом, давно уже,
OTOWIH от троцкизма, не только тех, которые
действительно являются троцкистскими агентами
вредительства, но и тех, которые имели когда-то
случай пройти’ по улице, по. которой когда-то
проходил тот или иной троцкист? По крайней
мере такие голоса раздавались здесь на пленуме.
Можно ли считать такое толкование резолюции
правильным? Нет, нельзя считать правильным.
В этом вопросе, как и во всех других вопросах,
нёобхолим индивидуальный, дифференцирован-
	ный подход. Нельзя ‘стричь всех под одну гре- -
	бенку. Такой огульный подход может только но-
вредить делу борьбы с действительными троцки-
стскими вредителями и шпионами.

Среди наших ответственных товарищей имеет-
ся некоторое количество бывших троцкистов, ко-