А. И. ГЕРЦЕНА
	В МОСКВЕ,
ЛЕНИНГРАДЕ,
ХАРЬКОВЕ
	ГЕРЦЕН
ПУБЛИЦИСТ-
РЕВОЛЮЦИОНЕР
	В ближайшие дни Государствен-
ному литературному музею будут
переданы материалы литературного
архива союза, советских писателей,
относящиеся к ХГХ веку. В числе
этих материалов имеется немало
подлинных писем Герцена и ео
корреспондентов. Эти ‘ материалы
обогатят герценекий фонд Литера-
турного музея.

В этом фонде уже сейчас собра-
но большое количество интересней-
ших документов, частично неопуб-
ликованных, относящихся к А. И.
Tepmeny, H. П. Отареву и ближай-
птим друзьям Герцена,
	В числе друтих материалов музея
большой интерес представляют
шесть дет о Герцене: дело прав-
лення Московского университета об
увольнении Герцена из университе-
та, лело о наложении запрещения
на имение Герцена, дело министер-
ства внутренних дел с донесениями
пермского и вятского гражданских
тубернаторов о Герцене, дело о не-
дозволении Герцену отправиться. за
траницу (1848 год), дело о выдаче
Терцену . заграничного паспорта
(1846 год).

Очень богата материалами о Гер-
цене Всесоюзная библиотека им. Ле-
нина. В ее отделе рукописей хра-
HATCA подлинные автографы произ-
ведений Герцена и его многочислен-
ных писем. Ообрано огромное коли-
чество оригинальных иллюстратив-
ных материалов о Герцене и ero
друзьях. Многие из этих материа-
лов имеют уникальную ценность.
В отделе руконисей бережно хра-
нится заграничный паспорт А. И.
Герцена, выданный в России. Зэтим
паспортом он исколесил всю Евро-
ну. Паспорт хранит следы огромно-
то количества заграничных виз. В
числе рукописей, имеющихся в гер-
пенском фонде библиотеки, — часть
«Былое и думы», часть рукописи
«С того берега», «После грозы» и
другие автографы А. И. Герцена.
	В «комнате Герцена» (дом № 25
по Тверскому бульвару в Москве,
Tye 6 апреля, 125 лет тому назад,
родился великий публицист и пи-
сатель) сохраняется подлинная 06-
становка, принадлежавшая низате-
лю, документальные и иллюстратив-
ные матерналы о Герцене. В Москве
сохранился также дом (Сивцев-Вра-
жек, 27), в котором Герцен жил по-
сле новгородской ссылки, написал
«Сороку-воровку» и «Кто виноват?».
В этом доме происходили также
лекции  Грэзновского 06 истории
средних REKOB, которые он Читал
для женщин.
	Вроме московеких и ленинград-
ских архивохранилищ, материалы о
Герцене имеют также музеи других
городов СССР. Так, в харьковском
архиве древних актов сохраняются
четыре подлинных неопубликован-
ных письма А. И. Герцена, отно-
сящихся к университетскому перио-
ду жизни, до его. первого ‘ареста в
Москве. В письмах Герцен расска-
зывает ‘о годах своего учения и де-
лится мыслями о задуманных HM
публицистических работах. Эти пись-
ма, адресованные Ёвтению и Дио-
миду Пассек, были обнаружены при
разборе фамильного архива семьи
Пассек, ‘с которой дружил А. И.
Герцен. -
		fn
		В МАЕ 1853 г. в Лондоне откры-

T&Chg «вольная русская типогра-
фия>, Opramuaonaniias А. И. Гер-
ценом. им было положено на-
чало пгирокой и разносторонней из-
дателеской деятельности, сыгравшей
громадную роль в развитии револю-
ционных идей в России. Впервые
стало  раздавалься не стесненное
цензурой, свободное русское слово.

Происходившая в то время Крым-
ская война затрудняла проникнове-
ние и:распространение герценовских
изданий в Россини. Постоянной. на-
лазженной связи с родиной в то вре-
мя у Герцена еще не было. Тем не
менее дело, начатое Герценом, выз-
вало страпеную тревогу в Петербур-
те. ПП отделение, ведавшее полити-
ческим розыском, министерство внут-
ренних дел и другие высшие прави-
тельственные учреждения считали
необходимым. нринять самые сроч-
ные меры для того, чтобы воспре-
пятствовать проникновению изданий
Герцена в Россию. Уже в июне
1853 г. было дано ‘распоряжение
усилить на границах надзор за пе-
чатными произведениями, провози-
мыми в Россию. Жандармским вла-
CTEM Ha местах предписано быле
внимательно следить, не распростра-
няются ли в их округах изданные в
Лондоне броппоры и прокламации.
Русскому послу в Лондоне дано бы-
ло предписание организоваль надзор
за герценовской типографией и по-
пытаться выяснить, кто работает в
ней и какими путями распространя-
ются ее издания.

Окончание Крымской войны и по-
следовавший за этим наплыв рус-
ских путешественников за границу
облегчили сбыт и распространение
продукции лондонской типографии.
Учитывая это, Герцен значительно
рабпгирил рамки ее деятельности: ©
1855 г. начала выходить «Полярная
звезда», а с 1 июля 1857. г. Герцен
стал выпускать «Нолокоп», быстро
завоевавитий громадную — популяр-
ность в России.

Издания Герцена стали в большюм
количестве проникать в Россию и
распространяться не только в сто-
лицах, нс и в самых глухих местах
провинции до Сибири включитель-
но. «Колокол»? и «Полярная звезда»
почти открыто циркулировали среди
читателей. Вместе с этим рос и
круг корреспондентов, снабжавнгих
Герцена крайне важными для него
сообщениями о различных планах и
предположениях правительства, 06
актах произвола, самодуретва и хи-
щений администрации. «Колокол»
становился силой, с которой было
вынуждено считаться правительство.
«Вот что более всего вредит нам» —
сказал олнажды Александр П уп-
равляющему ГП отделением ‘трафу
Шувалову, показывая ему очеред-
ной номер «Колокола».

Царское правительство предпринима-
ло все. что можно было, для борьбы ¢
возрастаюнгим влиянием лондонекого
вольного слова. Каких только проектов
Ha этот счет не возникало в то время
в петербургских канцеляриях! Русский
посол в Берлине барон Будберг рекомен-
довал создать бюро пресеы, которое
снабжало бы русскую и иностранную
прессу правительственной информацией
и тем самым парализовало бы влияние
герненовских изданий. Другие предла-
тали издавать за границей русский
журнал, который специально вел бы
борьбу с Герценом. Генерал Герсеванов
советовал предложить Терцену амни-
стию с тем только, чтобы он нпрекра-
тил работу своей тинографии. Писа-
тель В. Ф. Одоевский доказывал необ-
ходимость издать биографии Герцена,
Огарева и других амигрантов, налкисан-
ные с целью дискредитации их в гла-
Bax обтественного мнения,

Уже сами эти проекты доказыва-
ли, насколько растерялось прави-
тельство и-каким бессильным чув-
ствовало оно себя в борьбе против
Герцена. Правда, ему удалось до-
биться того, что в Пруссии, Сакоо-
ниии Австрии продажа герненовско-
го «Колокола» была запрещена, а в
Париже и в других городах Запад-
ной Европы агенты. русского правя-
тельства старались скупать герце-
новские издания, как только они
появлялись в книжных магазинах.
Олнако эти меры имели весьма сла-
бое значение, и «Колокол» так жа
удачно проникал в Россию, как и
ранее. Не звсегла везло и с атента-
ми, принимавшими на себя наблю-
ление за «вольной русской типотра-
	фией» Гак, например, в 1857 Г.
один проходимец, некий Г. Миха-
повский. когда-то высланный из
	Франции как австрийский ‚ шпион,
предложил русскому правительству
свои услуги по надзору за Герце-
HOM и его корреспондентами. Одна-
ко, как только его предложение до-
шло ло Петербурга, оттуда доброже-
		ИЗ УТРЕННИХ
rASET
	‚ НОРОТНО
	Под весенним солнцем. Cry entra
2-го Kypca педагогического YuH-
лища станицы Ленинградекой Нина
Кушнарева с друзьями кубанскими
казаками Н-ского полка Григорием
Картаеневым и Василием Диновым,

Фото ПРУЖИЕЛЮБОБА (Союзфото).
		МОСКОВСКИЙ
ДЕНЬ
	ВЕЧЕРА

В КЛУБЕ МГУ
1 апреля в клубе МГУ состоится Тор-
жественное заседание, посвященное

re
	Е УИ, Ш. ЕР.

125- летию со дня рождения А. И. Гер-
цена. На вечере выступят © доклада-
ми проф. М. В.* Нечкина — «Герцен В
русском революционном движений» и
проф. Н. Л. Бродский — «Герцен как
художник». :

11 апреля в клубе МГУ выступает
заслуженный деятель HCKYCCTB проф.
	‚Г. Г Нейгауз с докладом о междуна“
	родном конкурсе пианистов в Варшаве.

18 апреля в клубе МГУ ‘организуется
вечер памяти В. В. Маяковского. Вос-
поминаниями о поэте поделятся Асеев,
Брик, Безымёнский, Кассиль, Маркишу,
Гида и др.

РАСШИРЕНИЕ
ТЕПЛОЦЕНТРАЛЕЙ
столицы
	СКРИПКА
‚ СССР“
	Л. В. ДОБРЯНСКИИ
ЕДЕТ В МОСНВУ
ОДЕССА, 4. (Наш коро.). Известный
	скрипичный мастер Л. В. Добранский
ne вызову Центрального совета вее-
союзного общества изобретателей в
ближайшие дни выезжает в Москву.
Он везет в столицу cacio cKpHIRY
«СССР». \ :

Акустичееки скринка «СОСР» построе-
на по-новому. Она совершенно избавле-
на от характерного скрипа, возникаю-
его при трении смычка о струны,
присущего скринкам обычного типа,

Скрипка «СОСР» была прослушана на
одиннадцати публичных концертах.
Играли лучишие музыканты Одессы.
Авторитетные знатоки. композиторы и
педагоги одесекой консерватории при-
знали творение тов. Добрянского tie-
дезром, не уступающим но звуку и ху-
дожественному* оформлению инетрумен-
там Отрадивариуса.

Нижняя дека скринки еделана из ето-
летнего клена. Завиток головки трифа
изображает руку рабочего, держатиего
земной шар; по экватору резьбой 10
дереву написано: «Пролетарии  веех
стран, соединяйтесь!. На нижней де-

ке — художественная рельефная резь-
ба: государетвенный герб ОСОР и но-
ты — два первые такта, «Интернацио-
нала».

Впервые музыкальный мир узнал о
мастере Добрянеком в 1903 году, когда
Ян Кубелик начал играть на его екрин-
ке. В 1910 году на публичном концер-
те © участием авторитетных экспертов
Ян Кубелик играл на двух скрипках—
Добрянского и Отрадивариуса. Экепер-
ты и знаменитый скрипач единодунно
пришли к заключению, что скрипка
Лобрянского превосходит  инетрумент
Страдивариуеа.

Сейчас он приступает к изготовлению
пвух вовых скрипок более усовершен-
	ствоваяного тина.

A. Aucm.
		БЕЛОРУССКИЕ
ПИАНИНО
	МИНОК, 4. (Наш xopp.). На Бори-
совском лесопильном заводе им. Мо-
лотова существует специальный nex,
	изготовляющий пианино. За два года
OH выпустил 60 инструментов и сей-
чае выпускает еще 14. Пианино марки
«Борисов завод, им. Молотова» можно
нидеть в клубах Минска и других го-
родов Белоруссии: Сейчае ‘завод пол-
ностью озвоил производемво клавиату-
ры, которую раныше не делал,
	НА ПАРТИЙНОМ
СОБРАНИИ
МОССОВЕТА _
	— Легче попасть на прием
	срочному вопросу в руководителям
центральных организаций, — рас-
сказывает H& партийном собрании
Моссовета т. Лебедев, — чем к зам.
председателя Моссовета тов. Мель-
барду.

Он приводит факты, когда по 06-
трейнтим вопросам он в течение года
не мог добиться встречи с тов.
Мельбардом.

Пример оторванности членов прези-
диума от подчиненного им аппарата
привела и тов. Минаева, работник лет-
комиссии Моссовета. Формально пред-
седателем комиссии  являетея  секре-
тарь Моесовета тов. Карнов, который
абсолютно не интересуется работой ко-
миссии. Президиум комисеии ни разу
‘но собирался в течение девяти меся-
цев. Даже когда выявилось, что ObIB-
WH sas. председателя комиссии Сте-
HHH пьянетвует и растрачивает госудаф-
ственные деньги, тов. Миваевой He
удалось попасть на прием. :

Члены президиума посещали пар-
тийные собрания ЛИШЬ в исключи-
тельных случаях. Больше того, они
	подчас не пускают на собрания и
	своих непосредственных  помощни-
ков.

— Самюе тяжелое, — признает
тов. Карпов, — что увлекшиеь «те-
	кучкой», часто забываешь свои пар-
тийные обязанности, органически не
участвуешь в жизни свбей  пар-
тийной ортанизации.

Но тов. Карпов в своем выступле-
нии не дал ответа на второе, очень
серьезное обвинение, пред’явленное
выстунавшими в прениях руководи-
телям Мосеовета. Коммунисты, ра-
бстающие в аппарате Моссовета, да-
леко не всегла знают решения выс-
	WHX партийных ортанизаций, касаю-
	шиеся непосредственно их работы.
Партийная труппа президиума не
сообщает о таких решениях даже
парткому.

— Недазно Бюро МГК партии, — го-
ворит тов. Сорокина, — обоуждало ра-
боту приемной Моссовета, подвергло ее
жесткой болыневистекой критике,
дало конкретные указания для даль-
нейштей работы. А партийная организа-
ция даже не знала об этом: Вывший
вавелующий приемной тов. Горин cc-
	общил нам как-раз обратное, — Бо-
обще, — сказал он, — Бюро МГК нае
хвалило.
	Тов. Сорокина раюсказала 06 одном
из многочисленных случаев нарушения
партийной демократии в партийной op-
ганизации Моссовета. Партийная груп-
па секретариата считала` необходимым
поставить перед нпарткомом вопрос о
бездунтно-бюрократическом. отношении
к работникам со’ стороны бывшего уп-
равделами т. Комафова. Ho  парторг
трутиты тов. Князев тоном, не допу-
скаютщим возражений, заявил:

— Я не буду ставить на голосование.

Выступавигтие приводят MHOTO
фактов зажима самокритики, семей-
ственности, бюрократизма, волоки-
ты и отсутствия работы с кадрами
в аппарате Моссовета. Новый управ-
делами тов. Мазия притащил за co-
бой целую групну «своих людей». А
чтобы расчистить для них места,
он начал уговаривать старых работ-
ников «уйти по собственному же-
ланию>.

Уже два дня идет партийное co-
брание Моссовета пю итогам Плену-
ма ПЕ ВКП). Прения векрывают
	  крупнеишие недостатки в постанов-
	ке партийной работы.
Сеголня собрание продолжается.
	Беснечно и хладнокровно OTHOCHT-
ся к своим обязанностям т. Карпова
— зав. таганским  ломбардом. За-
фиксируем для нотометва такое ее в
высшей степени благодуптное приз:
нание. Все обстоит у нее хорошо,
«правда, бывают случаи (?!), когда
чужие краденые вещи закладывают»,
Какое завидное спокойствие! Стоит
вдуматься в это признание: жулики
приносят в ломбард похищенное доб-
	ро, а 06 этом только констатируют
	между делом в этаких безмятежных
словах: «правда, мол, бывают „слу-
чаи»...
	Б ломбардах тесно,  скученно.
Оценка  производитея = «на-глаз».
Занимаются этим делом преимуще-
ственно ученики. Зав.  таганским
	ломбардом откровенно признается:
— Хороший онытный оценщик у
нас не держится. Бежит в комисси-
онный матазин. ‘
Президиум Московского совета ма-
ло занимается ломбардами. Созвано
было как-то совещание. Секретарь
Моссовета тов. Карнов поручил, как
полагается, «составить  дДокладную
записку», «проект постановления
президиума Моссовета». Это было
больше месяца тому назад, «Сосета-
вили>... Но президиум Моссовета так
и не вынес решения по всем вопи-
ющим фактам, обнаруженным в лом-
бардах. Никто не торопится.
Межлу тем, свыше 40 тыс. москви-
чей сдавали в прошлом тоду свои
вещи на хранение. Можно ли прояв-
лять беспечность в этом вопросе,
который непосредственным образом
касается десятков тысяч трудящих-
	ся столицы?
КЮ. ЗОЛОТАРЕВ.
	Зитберга).
	FOS@bOTO).
	25-петний А. И. Герцен в Бятке.
	лателями Герцена были отниравлены
соотвётствующие предупреждения, и
Михаловский .был разоблачен. He
больше повеёзле и другому пфрохо-
димцу М. Хотинскому. Едва успел
он приехать в Лондон и втереться
в дом Герцена в качестве поклонни-
ка и едичомышленника, как Герцен
получил сообщение из Петербурга
относительно залач. возложенных н%

зых_ более продуктивных

нимных THCeM, угрожавших
смертью в том случае, если он не
приостановит деятельности своей
типографии. Герцен опубликовал
этот факт в «Колоколе» и сделал
русское правительство посментищем
Epponst.

При ‘таких условиях  правитель-
ству приходилось задуматься о но-
способах
		смертью в том случае, если он ве
русское правительство посмептищем
Евроны.

вых, более продуктивных  епособах
борьбы с влиянием Герцена. Было
решено открыть против него поход
в легальной прессе. До 1862 г. имя
Герцена не разрешалось употреб-
лять в печати. Правительство не ре-
шалось отменить этот запрет, опаса-
ясь еще больше усилить популярность
и влияние Герцена в России. Теперь
же, когда были испробованы все
другие средства борьбы, оказавшие-
ся безуспешными, решено было рис-
кнуть на открытую полемику. Для
выполнения этого замысла был из-
бран Калков. -,

В конце мая 1862 г. в Петербурте
произошли  трандиозные пожары,
вызвавшие панику ‘во веем городе.
Правительство воспользовалось ими,
чтобы дискредитировать революцио-
неров.` Был распущен слух, что сту-
денты и революционеры занимаются
поджогамн, чтобы вызвать смуту В
стране. Этими пожарами воспользо-
вался и Катков. Он напечатал ста-
тью, в которой пытался связать дея-
тельность «русских атитаторов, про-
живаюших  комфортабельно за мо-
рями>», с петербургскими‘ пожарами.

Статья Каткова послужила сигна»
люм к целому походу против Герце-
на. Вслед за «Русским  вестником»
Каткова на Герцена напали и дру-
гие органы правительственной прес-
сы. Вели в 1862 т, Катков делал
Герцена лишь моральным виновни-
KOM пожаров, тобскоро — В 1865
тоду — официальная газета «Рус-
ский инвалид» распустила `клевет-
нический слух о существовании  3А
границей «герценовской агенции, 3а-
нимающейся поджогами через посы-
паемых ею для этой цели в Россию
атентов».

Грязные происки царской печати,
преследования и провокации жан-
дармов не привели ни к чему, Гер-
цен до конца жизни не прекращал
начатой им литературной борьбы
против царского правительства. В
атом — одна из важнейших заслуг
ero перед Россией. .
	«.. обращение с революционной
проповедью к народу не пропадает
паже тогла когда целые  десятиле-
	даже тогда; веда 9$ А ее
тия отделяют посев от жатвы,.» —-
писал В. И. Ленин, подчеркивая
роль А. И. Герцена как первого пи-
	сатёля-публиниста, обратившегося к
	русскому народу с вольным револю-
пионным словом.
		В 1937 году по плану, утвержденному
последним ипленумом Московского co-
вета, мошность московских электро
станций и теплоэлектроцентралей будет
увеличена на 400 миллионов киловатт-
часов. Это — на 34,5 проценты больше,
чем ‘a 1936 году,

Кроме реконструкции и расптирения
многих электростанций, питающих элек-
троэнергией Москву. в этом году всту-
нят в экеплоатацию два новых мош-
ных теплофиканионных турбогенератора
по 25 THIGH киловатт каждый. Одна
из этих машин устанавливается на
Сталинской теплоэлектропентрали, дру-
гая — ва строящейся  сейчае новой
теплоэлектроцентрали азтозавода имени
Сталина. [
		Однако среди массы приезжих из
России, считавших долгом посетить
Герцена, не всегда удавалось так
легко распознавать шпионов. Герце-
ну, например, осталось неизвестным,
зто усердно посещавитий его и 3a-
воевавший его доверие «литератор»
Г. Перети был атентом русского пра-
вительства и сообщал в Петербург
0бо всем, что ему удавалось видеть

и слышать в доме › Гернена. Дея-
тельность таких атентов, конечно,
приносила много вреда и Герцену, и
ето посетителям, и корреспондентам.
Олнако подорваль влияние герненов-
	ской пропаганды она не MOTI.
	Были попытки и запугать Герце-
на. В 1861 г. он получил ряд ано-
	‚ ГЕРЦЕН _
в Московском
_ УНИВЕРСИТЕТЕ
	при Московском государственно»
университете подготовила общирную
зыставку, посвящениую А. И. Гер-
цену. Среди экспонатов наибольший
интерес представляют материалы,
характеризующие пребывание Tep-
цена в университете и его руково-
дящее участие в нелегальном сту-
дленческом кружке.
	В читальном зале можно озняво-
мнться с рукописной дисвертацион-
ной работой Герцена «Анапитиче-
ское изложение солнечной системы
Коперника», з& которую автор по-
пучил сёребряную медаль.
	Интересно дело канцелярии попе-
чителя Московского учебного окру-
га «О недозволении надворному с0-
ветнику Герцену отправиться за гра-
ницу>». Ходатайство о разрешении
выехать в Итэлию Герцен возбудил
через университет в июле 1848 го-
да. «Дело» велось с 27 марта до 16
апреля. Наконец граф Бенкендорф
в письме к графу Строганову с00б-
щил, что «Его императорское Вели-
чество не изволил из’явить на сие
Высочайшего Своего соизволения».
Впоследствии Герцену все же. уда-
лось уехать в Лондон; где он со3-
дай «вольную русскую тиногра-
фию». В богатейшем книжном фон-
де МГУ сейчас собраны в отдель-
ную витрину исключительно ценные
издания, напечатанные в этой ти-
пографии. Здесь-—изданный в 1363 г.
сборник «Десятилетие вольной, рус-
ской типографии в Лондоне».
	Среди редких изданий здееь есть
также первое полное собрание сочи-
нений Герцена (Женева, 1875 —
1879 гг.), сборник посмертных ста-
тей Герцена, изданный в 1874 г. В
Женеве, полный комплект «Колоко-
па» и «Полярной звезды», книги из
библиотек Грановского и профессо-
ров Московского университета, дру-
зей Герцена — Печерина и Луги-
нина.

Л би
	ТРОЛЛЕЙБУСЫ

ий АВТОБУСЫ НОЧЬЮ
	— Уже первые дни ночного движения.
пассажирского транспорта показали, 9то
это полезное мероприятие входит’ в
быт мссквичей. В первую ночь автобу-
сы, куосировавтиие по восьми линиям,
перевезли больше 3000 пассажиров, BO
вторую ночь — больше 4800 человек, —
заявил в беседе с нашим сотрудником
управляющий Мосавтотрансом тов. Пав-
ловский, _

Не может удовлетворить пассажиров
дзижение автобусов с интервалом, В
один час на линии № 8. В ближайшие
дни число машин, обслуживающих эту
линию, будет узеличено, и интервалы
сократятся ло 30 минут.

ю правильным замечание «Be-
черней Москвы» 0 нецелевообразности
параллельного с троллейбусами ночного
движения автобусов по линии «Be на
участке от Курского вокзала только до
плошали Восстания. Сейчас поэтому
разрабатывается вопросе об организации
ночного движения автобусов по всему
Садовому кольцу.

Интересно, что введение ночного дви-
жения автобуеов и троллейбусов отра-
зилось на работе такси. Спрое на такси
в ночное время значительно снизился, и
некоторые малнины простаивают часами
без дела. Неверно было бы думать, что
теперь надобность в такси отпадает.
Их работу нужно перестроить таким об-
разом. чтобы граждане столицы могли
свободно и легко вызвать машину.

Мосавтотранс намечает также в даль-
нейшем расширить сеть автобусных ли-
		НОВАЯ
‚ТАКТИЧЕСКАЯ ИГРАЯ
	Фабрика № 10 треста «Универпром?
выпускает в ближайшее время новую
«Тактизвскую игру». В игре, приду-
манной П. Астафъевым, участвуют двое.
Велется игра на шахматной доске; у

противников — по 12 фигур; каждая
фигура имеет две части: нижнюю —
‹танк» и верхнюю - «снайпера».
	Основные принципы игры:   Фигуры:
ходят по прямой линии во все! стороны
(на соседнее поле), шашка противника
бъется по диагонали в любую сторону,
но только © поля того же ивета., кал
кого ‘и ‘бьющая Фигура.

В игре три этапа. Первый — «фигур-
ное движение», когда фигуры стремят-
ся пройти через Фронт противника до
конца доски. Второй — «Фронт mpo-
рван», когда одна из фигур достигает
конца добки. Тогда верхняя часть Ффи-

гуры — «снайцер» — получает возмож”
ность ходить самостоятельно, как «дам-
каз. Третий eran — «штурмовое поло-
жение»

Выигрывает тот, кто быстрее собьет,
либо запрет Фигуры противника.
		% B MAE этого года Всесоюзный ко-
митет по делам искусств и Третьяков-
ская таллерея организуют _ выставки
произведений художников И. Н, Крам-
ского, 0. А. Кипренского и В. Н. Мез-
кова. Третьяковская галлерея обраща-
ется в прогьбой ко веем учреждениям
и лицам, имеющим произведения этих
художников, представить их на BBI-
ставки, сообщив об атом по адресу:
Лаврупинский пер., д. № 12, телефон
В-1!-58-03. Поеле закрытия выетавок Bee
работы будут возвращены в полной
сохранноети.

*% РАБОТНИЦА’ «Воекохудожника»
32-летняя А. А. Зеленина родила на-
днях в 4-м родильном доме Советского
района тройню. Все новорожденные —
певочки. Они вполне здоровы. Две ив
них весят но 8 фунтов.

% СКОРО 3 продаже появятся новые
предметы иптирпотреба, Заводы авторе-
монтного треста начнут вытускать но-
вые доски для стирки белья. Они от-
личалотея от обыкновенных тем, что
вместо гофрированного оцинкованного
железа вставлено волнистое стекло. Но-
вая стиральная доска более долговеч-
на, при пользовании ею белье не
(рветея.
	Сейчас 19 таких стиральных досок
даны домохозяйкам для отзыва.

Ж СПРАВОЧНЫЙ ПЛАКАТ «Схема
трамвайного и троллейбусного движе-
ния» выпушен Мострамвайтрестом. Пла-
кат содержит перечень всех троллейбуя-
ных и трамвайных маршрутов, наиме-
нование начальных и конечных пунк-
TOR, цвет трамвайных фонарей, пере-
числение улиц и плошадей, по которым
прохолит каждый маршрут ит. п
	‚ ПРОИСШЕСТВИЯ
	х ПОЖАР В УНИВЕРМАГЕ, Сегодня
на рассвете произошел пожар в Mo-
сковско-Дзержинском универмаге Hap-
комвнуторга СССР (Марьина ронха).
Огонь возник в подвальном помешении
магазина, быстро охватил кладовую ©
товарами детекого, мануфактурного и но-
судного отделений, а затем. перекинулся
в первый и второй этажи. Пожар про-
должалея 40 минут. Номещение магази-
на сильно пострадало, часть ‘товаров
погибла и испорчена. Точный размер
убытков выясняется.
	ИО
	В зоомагазине на Нузнецком мосту весеннее омивисние, bom.
и юные любители природы покупают чижей, щеглов, голубей, мор-
ских свинок. рыб и т. д. На фото: юный натуралист выбирает чижа.

жж TPF OERETETTIT ODIUGA
	тельную командировку они также
пользуются ломбардом как местом
хранения ценных вещей. И все-таки
и тех. и других, и третьих ожидает
во дворах ломбардов и в тесных по-
мещениях мало радующее зрелище:
очереди, очереди... Они звнитались в
быт ломбардов, ‘они стали их до-
стоянием.
	Но вот преодолены вее пискарев-
ty _
	рами разузнать, насколько  заоот-
ливо и бдительно охраняют работни-
ки бауманского ломбарда вверенное
им добро. <
Охраняют плохо, не берегут. Мно-
ro жалоб на плохое хранение вещей»
	Казенное об’яснение заведующего.
ломбардом на полях каждой жало-
бы. И ня всех этих кавенных 06 яс-
нениях — стандартная резолюция.
Центрального управления: «Считать
об`яснения зав. ломбардом правиль-
ными». Заказали бы каучуковый
итами, что ли для упрощения! Так,
на каждой жалобе и тискали бы:
«Считать об’яснение зав. ломбардом
правильным». :

Гражданка А. Я. Чугунова явилась
в бауманский ломбард выкупить
свое пальто. Принесли пальто из
кладовой. Оказываетея—с  подклад-
вой. с «мясом» вырвана вешалка.
Чугунова возмутилась:
`— Как же вы так небрежно хра-
ните венки?

— У нас, видите ли, нет деревян-
ных «плечиков>», —тернеливо раз’яс-
няют ей. — Мы вешаем вещи прямо
на крючки. Тесновато. Вещь иногда
	и сорвется. Вирочем, можем пореко-
мендоваль вам место, где зашьют

дыру... = а
	Заведующий арбатским ломбардом.
т. Кузнецов несколько даже удив-
лен притязанием посетителей.

— Многие клиенты, — удивленно
пожимает он плечами, — недоволь-
ны тем, что вещи получают в, очень
измятом виде...
	видите, недоволь-
можно сказать,
когда получают

- Некоторые, кая
ны. Но остальные,

рады, счастливы,
	измятую вещь! В самом деле, ведь
не пропала вещь, не изуродована.—
только примята.
	ИСКАРЕВСНИЕ
РАТЬ
	В МОСКОВСКИХ
	А 5 1 м re Е
ЛОМБАРДАХ ские четырехчасовые «лимиты». Ве-
щи сданы на хранение. Как их хра-

<> р ня? в кладовых? С поразительной
	Е беспечностью. А ведь там — ценное

tas будем помнить: весну 1937   имущество тысяч трудящихся.
тода, московские ломбарды вотре-   Бауманском ломбарде проверили ог-
чают с поразительными достижения-   нетушитель. Привели его в действие.
	ми! Кто сомневается в этом, —ВЫХлу-   «Действия» никакого не оказалось.
шайте тов. Пискарева, управляющего   Баллон только  заптинел. Зав. лом-
ломбардами Москвы. При благос- бардом т. Андронов флегматично

Ра а ды бо а wee оба 4
	об’яснил:
— Не mepesap
пропьтого года.
В Центральном
	перезаряжались с августа
тода. Должно выдохлись...
элрном отлелении ломбар-
	Е ТЕ с ат
клонном внимании ‘присутствозвав-
ших на специальном совещании в
Моссовете, в том числе и секретаря
Моссовета, т. Карпова, он изрек сле-
	«ОБ ОСВОБОЖЛЕНИИ тов. Потемкина
В. П. от обязанностей полномочного
предстазителя СОСР во Франции» и «06
‘утверждении тов. Потемкина Б. П. пер-
вым заместителем. Народного Комиссара
по Иностранным Делам» — постановле-
ния президиума ЦИК ССОР опублико-
званы сегодня в газетах.
	РЧЕРА в шести районах Москвы —
	Ленинградском, Октябрьском, краено-
гвардейском, Киезском, Куйбъышевоком
и. Фрунзенском — Начались собрания
районных комсомольских активов. Ha
собраниях заслушан доклад о решени-
ях Пленума ЦК ВКП(б). Начались
прения.
	nm. ай
ТА 31 МАРТА засеяно 5.166.060 гектаров.
	x 1

В МОСКВЕ решено организовать He-
сколько спепиальных овошных  рын-
ков. Намечается реорганизовать под
овощную торговлю Семеновский, Калит-
никовекий, Бабъегородский, Зеленогор-
ский, Огородный рынки и чаеть Боль-
mora XOBHOrO.
	х
МОСГОРВНУТОРГ. обязал магазины Mo-
сквы с 10 апреля продавать хлеб в за-

зернутом виде.

*
ЛЕТЧИК ФАРИХ прилетел на MEIC
ИТмилта:
	«
ЛЕТНИЙ СЕЗОН в подмосковных здрав-
ницах открывается 8 мая. Будет рабо-

тать 21 дом отлыха профсоюзов.
	*
ЗА 2 АПРЕЛЯ добыто угля 80,2 проп.
с ee wana Ай (3 85.8, cTa-
	плана; зыплавлено чутуна —— бу» о
ли. — 84,4. прокатано — 82,9 прон. пла-
на 3 апреля  погружено 89.193 вагона
	(95;2 пром. плана).
	18.36 («В»). — литературная передача:
А. И. Герцен «Кто виноват?>; 19.89

() — телевидение; 19.38 («В») — кон-
церт; 19.45 («К>) — выступление хора
им. Пятницкого; 29.00 («Bs) — выступ-

ление солистов и хора Мытишинского
ватоностроительного завода; 29.39 («К»)
— транеляция из клуба HRB] им.
Дзержинского симфонического концерта
из произведений Чайковского; 21.08
(«В») — транеляция из Колонного зала
Дома союзов концерта солистки ГАБТ
Давыдовой; 23.00 («ВБ») — танповальная
музыка; 23.08 (РЦЗ) и 33.45 («В>) — ноз-
ной выпуск «Последних известий по
радиоз; 08.95 (РПЦЗ) и 08.10 (<В>) — тая-
повальная музьгка,.
		*& TEMHEPATYPA воздуха сегодня В
Т часов утра была 1,8 гр. тепла; в
11.38—3,2 гр. выше нуля (максимальная

температура вчера — 6,3 гр. тепла, ми-
нимальная — 1,1 гр. ниже нуля, сред-
няя — 2,7 rp. тепла),

Завтра, по сведениям Иентрального
института погоды, облачность © прояс-
нениями, без осадков. Температура воз-
духа еегодня ночью — около 9 гр., зав-
тра днем — ост 5 до 8 гр. тела.

I Зы

ющее, что и отмечено в стено- TE
На да — оголенные электропровода. В

грамме: .
7 ay бауманском—много дерева. Огнету-
«Улучшилась работа ломбардов: утителн ке беенечно <выдыхаются?.
	Раньше в очередь записывались ва
две недели, & сейчас: стоят не. более

4 часов».
	Да что огнетушители, ADAH H Te Kae
тастрофически «выдыхаются», теряют
	+ часов». всякое чувство бдительности.

Как же не преподнести благодар-  Явилась недавно в бауманский
ственный адрес Пискареву в ознаме-   ломбард группа людей. Заведующий
нование того, что много сотен трудя-   „Андронов водил их по всем эта-
щихся Москвы -простаивают в 096ре-   „ам, показывал, об’Яснял. Наконец;
дях у ломбардного окошка ВоеГо   после детального осмотра один из
только по 4 часа, по средним «ста-   члолон ‘пореломтается:
	TOABRO HOS 4 о т” гостей осведомляется.
тистическим» данным Управления — А вас не интересует, кто мы,

ломбардами! . собственно. такие?
	ломбардами: - собственно, такие?
Наступает весна. Москвичи несут — Интересует. Кто же вы в самом
на хранение в` кладовые ломбардов   дела такие—спохватился заведую-
	свой вимние одежды, меха, ковры.   щии.
Скоро начнется выезд на дачи. Как  Документы были пред`явлены. Это
и всегда. тысячи людей отнесут из   оказался председатель бюро финан:
	NEES ns — -_

пенные вещи. Уезжают люди в дли:   ков, пришедший вместо с секционе-