Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Строительство

Москвы декабрь 19 31 г.

VIII

ГОД ИЗДАНИЯ
ежемесячный журнал московского облисполкома и горисполкома советов p к. и к. депутатов

год дальнейших побед

Третий год пятилетии закончен.

Под руководством ленинского ЦК партии мы добились в истекшем году крупнейших побед. За 1931 год рост промыш

ленной продукции по сравнению с 1930 г. выразился в 20 - 21%. Коллективизация в деревне достигла 62% и охватила 7.9% всех крестьянских посевных площадей. 1931 год был годом ликвидации безработицы, годом значительного улуч

шения бытовых условий рабочих и дальнейшего подъема заработной платы (18%). Народный доход СССР по сравне

нию с 1930 г. увеличился на 13%. И это в то время, как во всех капиталистических странах народный доход за тот же год упал на 10 - 20%.
Наступает четвертый год окончания первой пятилетки. Дальнейший рост социалистического хозяйства взят с упором на развертывание топлива (уголь), металлургии и усиление ж.-д. тран
спорта. Увеличение промышленной продукции запроектировано на 36%, увеличение посевных площадей до 102 млн. га (против 97,4 млн. га текущего года). Капитальные Сложения в обобщест
вленный сектор народного хозяйства выразятся в 21 млрд, рублей против 16,1 млрд, рублей 1931 года.
Себестоимость строительства в 1932 году должна быть снижена не менее, чем на 10% по сравнению с фактической стоимостью 1931 года, в том числе снижение себестоимости чистого строитель
ства запроэктировано не менее чем на 17%. Средне-годовое число занятых в строительстве рабочих определимо в 2 719 тыс. человек при роста заработной платы в 5,6%. Увеличение производительно
сти труда по промышленности запроектировано в 22% от средней годовой 1931 г.
большие вложения предусмотрены в жилищное и коммунальное строительство. Так в городское жилищное строительство обобще
ствленного сектора народного хозяйства будет вложено 1 924 млн. руб., в коммунальное хозяйство и благоустройство - 950 млн. руб., что составляет удвоенную сумму вложений 1931 года.
Народный доход в 1932 году определен в 49,2 млрд, рублей против 37,8 млрд. рублей 1931 года с тем, что удельный вес социалистического сектора хозяйства в народном доходе составит 91% против 81,5% в 1931 г.
Наши успехи 1931 г. огромны, но они нас полностью не удовлетворяют. Мы знаем, что социалистиче

ское хозяйство таит в себе гораздо больше возможностей, чем мы ис

пользовали. Последняя сессия ЦИК СССР констатировала „что при должном использовании возможно

стей социалистического хозяйства народное хозяйство СССР могло бы дать более высокие темпы роста .

Эти неиспользованные возможности в большой степени относятся и к строительству. На стройках еще не ликвидивованы уравниловка и обезличка, не проведен хозрасчет.

Путь дальнейших побед лежит в скорейшем осуществлении на стройках шести условий т. Сталина.
ЦИК СССР вменил в обязанность хозорганам проверить фактический расход в строительствах металла, с тем, чтобы расход металла был снижен в 1932 году не менее, чем на 20% против 1931 г.

Конструирование необходимо вести по линии замены дефицитных ма

териалов недефицитными материалами местного значения, максимального сокращения излишних запасов прочности.

Развертывание капитального строительства должно вестись таким порядком, чтобы обеспечить ско

рейший ввод в эксплоатацию уже начатых важнейших строительств.

В 1931 году заложен фундамент социалистической экономики. 1932 год будет годом новых величайших побед, годом окончания пятилетки. Мобилизацией всех сил ра
бочего класса, трудящихся СССР, дальнейшим развертыванием соцсоревнования и ударничества первая пятилетка будет закончена.

в год режущего инструмента. Завод закончен в основном в 1031 году.
«Калибр» - по изготовлению измерительных инструментов и приборов стоимостью 58 млн. руб. Мощность завода - 42 млн. руб. продукции в год.
«Центролит» - выстроена и пущена в Москве центральная литейная, мощностью в 45 тыс. тонн высококачественного литья.
Литейная при Подольском механическом заводе мощностью в 33 тыс. тонн питья в год при 2 сменах.
Дизельный цех на Коломенском заводе - крупнейший, единственный в СССР по своему оборудованию, мощностью в 125 тыс. лош. сил.
«Электросталь» - расширение и реконструкция - с 23 тыс. тонн в 1931 году до 45 тыс. тонн к середине 1932 года и до 120 тыс. тонн сталей к началу 1933 г.
Металлургический комбинат в Туле стоимостью 285 млн. руб. (работы первой очереди - G5 млн. рублей), с
выпуском 1350 тыс. тонн чугуна (1-я очередь - 350 - 400 тыс. тонн).
Фитинговый завод - заканчивается строительство в 1932 году.
Велозавод мощностью 1-й очереди в 1932 г. 50 тыс. велосипедов, 2-й очереди в 1933 г. 300 тыс. и последней очереди в 1934 г. 450 тыс. велосипедов в год.
Крекинговый цех в Подольске, начато новое строительство крупнейшего цеха, а фактически нового завода по производству крэкингов.
По электротехнической промышленности наряду с расширением и реконструкцией существующих заводов в 1931 г. начато строительство 5 новых заводов стоимостью в 134 млн, рублей.
а) Трансформаторно-аппаратный стоимостью в 70 млн. руб.;
б) Ламповый - 35 млн. рублей;
в) Штампов и приспособлений - 10,5 млн. рублей;
г) Центральный-изоляционный - 15,8 млн. рублей; д) Ртутных выпрямителей - 2,5 млн. рублей;
Помимо того, в 1932 г. будет продолжаться начатое строительство и постройка еще 4 новых заводов стоимостью 45,5 млн. руб.
По химической промышленности:
Бобриковский энерго-химический комбинат - 450 млн. руб. - крупнейшее строительство. Пущена первая очередь - керамическая группа заводов.
Воскресенский химкобинат минеральных удобрений, главные работы по которому проведены уже в 1931 г. Пущены: фосфоритная мельница мощностью в 450 тыс. тонн, суперфосфатный завод - в 100 тыс. тонн. Го
товятся к пуску: сернокислотный завод, преципитатный завод и Лопатинские рудники, оборудованные по последнему слову техники. Все процессы, начиная от добычи руды и ее обогащения и доставки на Химкомбинат, механизированы.
Угрешский химкомбинат, отдельные цехи и заводы
ноторого вступили уже в 1931 г. в действие. На 1932 г. проектируется дать 7 тыс. тонн каустической соды, 10,8 тыс. тонн хлорной извести и пр.
Завод синтетического каучука - крупнейший завод, начал строиться в 1931 г., первая очередь которого должна дать уже в 1932 г. готовую продукцию.
По стройматериалам:
Щуровский цементный завод, мощностью в 1 млн. бочек цемента - строительство закончено.
Цементный завод в Подольске с выпуском 1 млн. бочен цемента. Завод накануне окончания.
Цементный завод «Гигант» в Воскресенском районе стоимостью в 22 млн. р. и выпуском продукции - в
3 млн. бочек в год, что равняется годовому производству действующих в настоящее время 5 заводов Московской области. Главные строительные работы закончены и приступлено к монтажу печного отделения.
Люберецкий завод силикатного кирпича мощностью в 162 млн. штук кирпича в год построен и частично пущен в 1931 году.
Завод огнеупорного кирпича в Подольске с выпуском 30 млн. штук кирпича в год.
Асботрубный завод в Воскресенском районе стоимостью в 12 млн. рубл. - приступлено к строительству.
Производство асботруб даст возможность сэкономить до 40 тыс. тонн чугуна путем замены металлических труб асбестовыми.
Приступлено также к строительству нового шиферного завода.
В городе Москве за 4 месяца построен небольшой, но очень важный труболитейный завод, отливающий трубы большого диаметра для водопровода.
Однако мы должны сказать, что как в строительстве, так и в деле выполнения промфинплана мы имеем ряд крупнейших недостатков...................
УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ТРУДЯЩИХСЯ И ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Гор. Москва больше не будет строить новых заводов. Новые заводы мы будем строить в области. Это опреде
ляет характер наших задач по городскому хозяйству и в Москве и области. Надо сказать, что Московская область насыщена городами. Это требует от нас особого внимания к городскому хозяйству этих городов. МК принял большое постановление по этим городам. На местах нужно обратить в первую очередь внимание на то, чтобы привести городское хозяйство в порядок, очистить города от грязи, отремонтировать дома и т. д. Мы намечаем получить на коммунальное и жилищное строительство городов и поселков области, включая Бобрики и Подмосковный бассейн, значительно боль
шие средства по сравнению с прошлым годом. По части стройматериалов и устранения вопиющих безобразий мы должны, товарищи, принять необходимые меры и проявить максимум инициативу, используя опыт Москвы
По г. Москве основная проблема - жилище. Мы обязаны всем отраслям городского хозяйства уделять вни
кание, но центр внимания - жилищу. А поэтому мы ассигнуем в этом году много средств на жилищное строительство. Особое внимание при осуществлении жилстроительства необходимо уделить расположению домов, улучшению качества строительства и архитек
турного оформления домов. Зачастую новые дома не украшают, а безобразят город. Казалось бы, кто мешает нам, большевикам, на наши деньги и стройматериалы выстроить дом тан, чтобы он украшал город и был удо
бен для жилья, Рабочие дома иногда строятся там, где нет электричества, водопровода, тротуаров, телефона и т. д. Все это приходится проводить дополнительно, а то время как благоустроенные участки земли пустуют. Мы должны строить город, а есть случаи, когда строительство новых домов ведется в виде строительства поселков внутри города. Строительство города - крупней
шая задача, но она заключается не только в постройке новых домов, но и в надстройке этажей старых домов. В центре города много одно-и двухэтажных фундамен
тальных домов. Эти дома можно надстраивать 2 - 3 этажами в зависимости от крепости стен и прочности фундамента. Лицо города в таком случае будет меняться не