ЧЕТКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ОБЕСПЕЧИТЬ БОЛЬШЕВИСТСКИЕ ТЕМПЫ СТРОЙКИ 1932 г.

ПОДГОТОВИТЬ ПОБЕДУ В 4-ОМ ЗАВЕРШАЮЩЕМ ГОДУ ПЯТИЛЕТКИ

Победы рабочего класса на фронте индустриализации создали мощные предпосылки для сильнейшего развертывания в 1932 г. промышленного, жилищного и коммунального строительства Москвы и Московской области.
Отсюда вытекает необходимость немедленного приступа к самой тщательной подготовке этой стройки.
Строительная секция Моссовета, проведшая смотр подготовки, выявила ряд недочетов, которые необхо
димо быстро устранить. Из приводимых ниже записей выступлений в стройсекции видно, что ни «Строитель», ни Мосстрой и стройке не готовы. Уроки прошлых лет мало научили эти тресты. Нет еще производственных планов 1932 г., не поданы заявки на материалы, не разработаны вопросы о транспорте, о подъездных путях, о складском хозяйстве.
Шесть условий т. Сталина в жизнь строек внедряются слабо, хозрасчета по существу нет.
Кроме немедленного разрешения всех этих вопросов, зависящего от самих трестов, необходимо раскачать
и другие организации, тормозящие развертывание подготовки к строительству.
Планземотдел, райпланы и райкомхозы должны своевременно обеспечить промышленное, жилищное и
барачное строительство участками. Необходимо фонды стройматериалов выделить строящим организациям. Мосжилтрест должен выдать Мосстрою титульные, списки строительства жилдомов 1932 г. Того же надо потребовать от Гороно по пинии школьного строительства. Мосстрою надо выделить участки под стройдворы. Моспроекту следует поторопиться с чертежами. Телефонная сеть должна обеспечить участки связью. Облотдеп труда надо обязать выделить Мосстрою районы вербовки рабсилы.
Строители Москвы и Московской области получают на 1932 г. грандиозное задание. Они должны оправ
дать доверие рабочего класса и партии и четкой подготовкой к стройке обеспечить выполнение всех количественных и качественных показателей строительства

НЕДОЧЕТЫ 1931 ГОДА МЫ УЧЛИ

Программа на 1932 г. намечена трестом «Строитель» в 85 млн. руб. Учитывая практику и недочеты 1931 г., мы свою подготовку провели в трех разрезах.
1. Подготовка к зимним работам, которые захватят конец IV квартала 1931 г. и почти весь I квар
тал 1932 г. Одной из основных работ до морозов у нас являлся бетон. За исключением фундаментов Дома книги, бетон закончен до морозов полностью. Кирпичную кладку рассчитываем закончить к февралю, для нее будут установлены защитные щиты.
2. Для освоения программы в 85 млн. руб. и улучшения руководства местами мы пересмотрели наш аппарат, главным образом центральный. Новая структура уже спущена на периферию. Она разнит
ся от старой организацией отчетно-экономического сектора, куда вошла бухгалтерская отчетность всех
отделов (во избежание прежнего параллелизма), техническая отчетность, калькуляция, сводно-отчет
ная часть, конъюнктура, производственный учет, снабжение, транспорт и труд. Плановый отдел мы перевели в ведение главного инженера.
3. Отдел рационализации подразделен на 5 ответственных частей и исполнителей: железо-бетон, пла
нирование и организация работ, новые материалы, индустриализация строительства (сборные конструкции и их практическое применение) и лаборатория.
Подсобные предприятия треста на 1932 год - это контора механизации, стройдворы, транспортная контора, контора снабжения и контора отделочных работ. В ведение последней передаются шашечные работы.
1931 год нам показал, что при введении новых (американских, немецких и других) методов работы мы не можем работать старым инструментом. Наш инструмент на 85% не отвечает требованиям, которые мы ему предъявляем. В течение зимы мы под
готовим новый инструмент: до 50 - 60% мы сделаем на наших стройдворах и мастерских и 40% придется заказать на заводах.
Вторая наша задача - проработать инвентарь каменных, железо-бетонных и других работ. Эта задача возложена на отдел рационализации.
Особенного внимания заслуживают железо-бетонные работы. В 1931 г. нами собраны 3 завода сборными конструкциями. Постройку комбината «Правды» мы делаем на 80% сборной.
Сейчас нами объявлен конкурс на постройку зданий сборными Конструкциями, на который мы имеем отклики даже из Германии и Америки.
В будущем году мы будем иметь затруднения с лесными материалами. Поэтому мы проектируем
стандартную опалубку 1 и, введя 5 - 6 стандартов, будем давать ее как инвентарь. Это позволит сэкономить до 30% леса.
Если мы хотим добиться хорошего качества и снижения себестоимости железо-бетонных работ, мы должны добиться выделения в непосредствен
ное распоряжение «Строителя» карьеров: Дебаловского, Сильницкого, Петровского, Усовского.
На будущий год мы поставили себе задачей, чтобы все железо, которое идет на арматуру, проходило через электрическую или автогенную сварку. Это нам даст экономии до 15%.
В нашем учебном комбинате учится 8 1/2 тыс. чел Это количество вполне удовлетворит потребность «Строителя» в основных кадрах.
Сезонные рабочие наши переходят на оседлость, считают себя уже городскими рабочими. Удовле
творить же их жилищами мы не можем. Земельный отдел должен нам отвести несколько участков, на
которых мы выстроим постоянные общежития по разработанным стандартным типам для семейных рабочих и одиноких. Для перестройки старых об
щежитий в дома нового типа нам потребуется 30 тыс. м3 стеновых материалов: фибролита, соло
мита и торфолеума. Сами рабочие охотно войдут на перестройку своих общежитий, и в течение 2 1/2 месяцев работа будет закончена.
Во всей широте надо поставить вопрос о бытовых условиях техперсонала. Имеющуюся у нас сум
му фубровских денег - около 175 тыс. руб. - мы перевели на строительство жилого дома, постройкой которого мы добьемся прикрепления к нам лучших квалифицированных рабочих.
Бут нам доставляет Мособлнеруд, который должен обеспечить нашу полную потребность. Песок мы добываем сами. К «Строителю» прикреплены 3 кирпичных завода; Лианозовский, Мытищинский и Коровинский. Но когда нам приходится получать с этих заводов кирпич, они нас не хотят призна
вать. Лучше бы к нам прикрепили только 2 завода, но с тем, чтобы мы всю продукцию их получали.
А. Прокофьев
Управляющий трестом
Строитель .
только путем помни старого (о ломкой надо быть осторожным: нехватает жилья), но и за счет переделки и увеличения ценности существующего жилфонда. Поэтому в программу текущего года по новому жилстроительству мы включаем большой план надстройки этажей.
Но создавая новый жилищный фонд, мы должны позаботиться и о правильности заселения районов. Мы произвели специальное обследование 17 новых кор
пусов и домов, расположенных в различных райнах города: Дубровка, Шаболовка, Потылиха, Дангаузровка, Шмидтовский поселок и т. д. Оказалось, что боль
шинство обследованных рабочих и служащих живут в новых домах одного района, а работают в другом рай
оне. Из 1262 ч., подвергнутых обследованию, - 846 чел. учатся и работают в другом районе. В результате по
лучается: 321 чел., или 23 проц., затрачивает на поездку один час, 206 чел., или 17 проц. - 1,5 ч., 275 чел., или 21 проц., - 2 часа, 272 чел., или 21 проц., - 3 часа и т. д. Отсюда большое количество встречных перевозок: 1 рабочий работает в Красной Пресне, а живет 8 Пролетарском районе, другой - наоборот, работает в Пролетар
ском районе, а живет в Красной Пресне и т. д. Это создает неудобства не только для рабочих и служащих, живущих в этих домах, но и для всего города в целом (загружает транспорт и т. д.). Отсюда мы должны сделать соответствующие выводы для нашей политики заселения вновь выстроенных домов.
Исключительное значение приобретает для нас вопрос водоснабжения города. Данные о водоснабжении при
водились не раз. Вопрос с водой стоит очень остро. В центральных районах города не раз были случаи, когда на 4-й этаж вода не подавалась. Это объясняется тем, что имеющиеся водопроводные магистрали подавали недостаточное количество воды для удовлетворения потребностей населения в воде и давление в сети было слабое. Перед нами стоит задача немедленно приступить к реконструкции и расширению водопроводной, а
вместе с ней одновременно и канализационной сети. Об этом тов. Булганин будет говорить более подробно. Я хочу здесь остановиться лишь на строительстве канала Волга - Москва.
Значение канала не ограничивается узко интересами водоснабжения. Проведение его позволяет также превратить Москву-реку в судоходную реку. Суть его сводится к следующему: Москва-река имеет дебет воды в 57 млн. ведер в сутки, а потребляем мы уже сейчас ежедневно свыше 28 млн. ведер. Увеличивая потребление воды до 40, 50 и более млн. ведер, может случиться, что мы выпьем всю Москву-реку. (Смех). Вот почему мы должны, увеличив расходование воды (а увеличить надо, ибо растет население и растут потребности), увеличить и количества воды в Москве-реке, Отсюда необходимость соединения Москвы-реки с Волгой.
Дальше тов. Каганович излагает различные проекты канала Волга - Москва и ставит задачу уже в этом году качать строительство плотины на реке Истре, что яв
ляется составной частью общего плана Волга - Москва и позволяет в ближайшие два года увеличить водоснабжение на 15 - 20 млн. ведер воды и повысить уровень в Москве-реке.
Другим узким местом городского хозяйства является транспорт. Несмотря на все принимаемые меры, трам
вай не в состоянии вынести на себе всю нагрузку растущих из года в год пассажирских перевозок. Поэтому пленум ЦК партии прямо поставил вопрос о строительстве метрополитена в г. Москве. Вначале мы предполагали окончить строительство в 1936 году, но тов. Ста
лин предложил закончить его уже в 1935 г., причем первоочередные линии ввести в эксплоатацию значи
тельно раньше. Общее протяжение метрополитена намечается в 80 км., из них в период 1933 - 1936 гг. будет введено 58,4 км. Это значит, что мы проложим по Москве целую подземную сеть дорог.
В текущем году мы приступаем к строительству метрополитена первой очереди общим протяжением в 11,5 км. Сюда входит линия Сокольники - Крымская пло
щадь протяжением в 8,9 км, охватывающая наиболее загруженные магистрали: Сокольники, Каланчевская площадь, Мясницкая, центр, Дворец советов, Парк культуры и отдыха и вторая линия: Сапожковская площадь - Воздвиженка - Арбат - Смоленский рынок, протяжением 2,6 км. Эти пинии вводятся в эксплоатацию к концу 1933 г.
В период до 1935 г. намечено продлить эти линии и отстроить новые радиусы: Тверской, Таганский, Покров
ский и Замоскворецкий. В этот же срок должен быть сооружен глубокий ж.-д. ввод от Северной ж. д. через центр в Пролетарский район.
В перспективе последующих лет намечается сооружение других линий по магистральным улицам - Рогожского, Краснопресненского, Дзержинского радиуса и дополнительной кольцевой линии.
Осуществление этой программы, требующей больших вложений средств, требует больших напряжений.
Затем т. Каганович останавливается на характеристике роли трамвайных, автобусных и речных путей сообщения в г. Москве.
Педчеркивая исключительно важное значение улучшения пригородного сообщения, электрификации и реконструкции московского узла, т. Каганович подробно оста
навливается на генеральном плане реконструкции Москвы.
- Все мероприятия, которые здесь намечены, - жилстроительство, новые дома, новые дворцы и общест
венные дома, метрополитен, Волго-канал и т. д., - вое это, - говорит он, - приводит к тому, что мы не можем дальше, реконструируя все городское хозяйство, обхо
диться без генерального плана строительства г. Москвы. Из чего мы должны исходить? Мы должны исходить из
существующей, сложившейся веками Москвы, как радиально-кольцевого города, приведя всю сложную, запутанную систему городских улиц в известный порядок.
Если посмотреть сверху на Москву, то можно увидеть 15 прямых магистралей, расходящихся во все стороны от центра города. Если спуститься вниз и проехать по большинству улиц, то эти прямые улицы заметить будет очень трудно.
Объяснение этому мы находим в том, что все радиальные улицы на своем пути прерываются различного рода сооружениями, не имеют одинаковой ширины и прямолинейности. Исторически они слагались из отдельных отрезков, замыкавшихся стенами и валами.
От всего этого новый город с большим движением должен освободиться. Основные магистральные улицы должны быть расчищены от мелких построек, стоящих на путях движения, расширены и выпрямлены. К это
му нужно приступить сейчас, нанеся красные линии расширения и не допуская застройку и надстройку на участках, выходящих за пределы этой линии.
Ряд радиальных проездов, являющихся не только мощными путями, но и украшением города, можно создать буквально в один строительный сезон. Возьмите
набережные Москвы-реки, которые сходятся радиально к центру городе и» Фрунзенского и Пролетарского рай--