Жилые корпуса на Б. Серпуховке, 46.• Работы производил Мосстрой
Строитель жилищ на 250000 ЧЕЛОВЕК ЗАГЕР
Старейшая не только в Москве, но и в СССР строительная организация Мосстрой празднует 31 марта десятилетний юбилей своего существования.
Юбилей Мосстроя интересен не только тем, что он первым из всех строительных трестов Союза всту
пает в одиннадцатый год своего существования. Он интересен и ценен главным образом тем, что в истории Мосстроя, как в капле воды, отражается история строительства первой в мире пролетарской столицы, отражается непрерывный рост этого строитель
ства - от ремонта, восстановления и переоборудования пришедшего в период империалистической и граждан
ской войн в непригодное состояние старого жилого фонда - до застройки целых крупных окраин, тесным кольцом опоясавшей Москву и коренным образом видоизменившей облик, быт и культуру этих окраин.
Задача празднования юбилея - закрепить достижения истекших 10 лет и изучить для ликвидации
слабые, «узкие» места, тормозившие порой развитие строительства рабочих жилищ, и социально-культурных и бытовых учреждений столицы.
Начав с ремонта в 1922 г. отдельных зданий, Мосстрой перешел в 1924 г. к строительству облегчен
ных термолиговых двухэтажных зданий, и, постоянно и непрерывно отыскивая соответствующие эпохе типы строек, он через тип трех- и четырехэтажных кирпич
ных зданий пришел в 1927 г. к пяти, шести и семи
этажным зданиям, осуществляемым в последнее время. Во время юбилея мы должны оглянуться на пройденный путь, отбросить неудачные решения зданий, способы их внешнего оформления, взаимного расположения отдельных корпусов, толкнуть техническую и архитектурную общественность на изменение неудовлетворяющих требованиям рабочего решений и закрепить наи
более положительные способы оформления нашего строительства, проверенные и испытанные и наиболее соответствующие резко изменившимся запросам и требованиям, предъявляемым сейчас к жилищу и культурно-бытовому обслуживанию рабочего потребителя.
Еще задолго до опубликования первого постановления правительства от 28/XII 1928 г. о снижении стои
мости строительства, Мосстрой решительно вступает на путь планомерной и методической борьбы за уде
шевление. Конструкции частей зданий 1925 и 1926 гг., мало чем отличавшиеся от конструкций дореволюционных, начинают с 1927 г. значительно облегчаться
Нижняя Пресня Палиха
и рационализироваться. Сначала робкими, затем все более и более смелыми шагами Мосстрой первый из строительных организаций окончательно становится на путь полного отказа от традиционной 2 1/2-кирпичной стены, заменив ее сначала двухкирпичной стеной Вутке или сложенной на теплом растворе и затем теплой полуторакирпичной стеной в 1931 г. Сейчас, вызы
вавшая в первое время ироническую улыбку у старых строителей, облегченная стена приобрела всеобщее
признание и получила даже отражение в обязательных к проведению правительственных постановлениях по строительству. То же можно было бы сказать об определенных заслугах Мосстроя в области внедрения облегченных конструкций, фундаментов, перекрытий, крыши в области изменения характера и состава вяжущих растворов; применения новых, менее дефицитных материалов; новых приемов и методов работы и т, д. и т. п.
Задача празднования юбилея - подвергнуть основательной ревизии все применявшиеся до сих пор облег
ченные конструкции и допускавшиеся при отделке и обработке здания упрощения; закрепить и под
твердить те из них, которые существенно не влияют на прочность частей зданий и на удобства обитателей их; поставить вопрос о своевременности по крайней мере для Москвы, отказа от тех облегчений и упроще
ний в отделке помещений, которые служат предметом жалоб и нареканий рабочего потребителя жилищ.
ПОМНИТЬ О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ
Качество продукции, выпускавшейся за десятилетнее существование Мосстроем, из года в год вплоть до 1929 г. в среднем постепенно повышалось. Если временами имели место, по тем или иным причинам, небрежности в выполнении некоторых отдельных ра
бот, то такие небрежности компенсировались теми из пода в год возраставшими удобствами, которыми снабжалось рабочее жилище. Но с 1930 г. качество жилищ
ного строительства, осуществлявшегося Мосстроем, как по характеру внутренней отделки, так и в отношении внешнего оформления понизилось.
10 лет Мосстроя - это 10 лет грандиозного строительства под руководством МК ВКП(б) и Мос
совета ЖИЛЬЯ, больниц школ, клубов, яслей для пролетариев Москвы
• Работы производил Мосстрой
Вадковский пер.