Ульяновская ул.
Б. Серпуховка 31
• Работы производил Мосстрой
Арсеньевский пер.

10 ЛЕТ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОМ РАБОТЫ МОССТРОЯ

Рационализаторская работа в Мосстрое преследует неизменно одну цель: -удешевление строительства на основе рационализации конструкций, организации работ в целом и отдельных трудовых процессов, ра
ционального использования строительных материалов и внедрения индустриальных методов в строительстве.
Организационная работа органа рационализации Мосстроя связана и опирается на актив периферии и центра. Таким активом являются производственные совещания комиссии и особые рационализаторские- ячейки на постройках. Чрезвычайно эффектив
ное влияние на работу рационализации оказал Технический совет Мосстроя.
Почти все стороны строительства производства в той или иной мере рационализированы Мосстроем, а ряд тем прорабатывался все глубже и глубже из года в год. К таким темам следует отнести ме
ханизацию строительства. Робкие шаги в деле меха
низации мы начали еще в 1985 г., но с 1926 г. механизация все больше и прочнее внедрялась в строительство. Механизация сама вносила организующее начало в производство, предъявляя к нему требования лучшего использования механизмов и лучшей организации работ при ней.
Рационализация кирпичной кладки прошла также ряд этапов и теперь доведена до организованного рабочего места каменщика и функционального метода работ. Рационализация организации работ в це
лом, начавшись с элементарного облагораживания строительной площадки путем разумной расстановки материалов на постройке, доведена до осуществления идеи проектирования организации работ на каждый адрес отдельно.
Рационализация монтажа отопления привела к необходимости работы тройками, что увеличило произ
водительность труда слесарей, их ответственность за свою работу, изжило обезличку и улучшило качество монтажа.
Добиться решителького сдвига в деле улучше
ния качества жилищного строительства, улучшения внутрен
ней планировки зданий и квар
тир, снижения стоимости строительства и применения новых материалов
Из резолюции II городоной и III областной партконференций.
Моменты индустриализации строительства нашли свое отражение в изготовлении на заводах почти всех столярных изделий, слесарных изделий, ступеней и пр. Постепенно изменяя, облегчая и совершенствуя их, Мосстрой дал такие столярные, слесарные и бетонные изделия, что часть их была принята как всесоюзный стандарт, другая же часть послужила основой для всесоюзного стандарта. Метод инду
стриализации в широком масштабе был применен при постройке з-да «Рускабель» из сборных жел.-бет. элементов. Этот опыт послужил сигналом к более ши
рокому внедрению сборного ж.-б. в практику промстроительства.
Немалые достижения имеет Мосстрой и в деле борьбы с дефицитностью материалов. Еще в 1928 г.
при заливке стыковых соединений водопроводных и канализационных труб свинец был заменен цементом. Эго мероприятие стало достоянием строительства всего Союза и дало огромный экономический эффект.
Автогенная сварка трубопровода отопления дала экономию не менее 80% фасонных частей. Стремление к рациональному расходованию материалов при
вело к изучению растворов для кирпичной кладки (цементных, смешанных, известковых, известкого-шлаковых, известково-диатомовых). Проведенные ь широ
ком: масштабе опыты дали практическое обоснование к переходу к более тощим растворам - 1:1:11, 1:2:16 вместо 1:1:9; выводы из этих опытов стали также достоянием всего Союза.
Метод рационального исследования и испытания
грунтов как оснований для сооружений впервые в
Мнж. М. ЧЕЛБАЕВ
Арсеньевский пер.Б. Серпуховка 31
• Работы производил Мосотрой
Мал. Тульская ул.