Весь стройпроцесс ПРОНИЗАТЬ

ХОЗРАСЧЕТОМ

А. Н. ПРОКОФЬЕВ
В настоящее время хозрасчет уже завоевал крепкие позиции во многих отраслях промышленности. В борьбе за план, за качество, за снижение себестоимости, за социалистическое накопление хозрасчет становится ведущим мероприятием.
Но в строительстве принципы хозрасчета признаются пока некоторыми хозяйственниками на словах. На деле многие из строителей даже не знают, как к нему
подступить. Результаты этой недооценки строителями важнейшей директивы партии и правительства не замедлили сказаться. Многие строительные тресты, забывшие о хозрасчете, имеют за 1931 г. огромные убытки и перерасход стройматериалов.
Колоссальная программа социалистического строительства 1932 г. ставит задачу во что бы то ни стало внедрить хозрасчет в стройиндустрию. Ошибки 1931 г. должны быть предотвращены.
Твердых принципов хозрасчета в аппарате треста и на стройке еще нет. Кой-какой опыт накоплен лишь по хозрасчету бригады. Поэтому необходимо выявле
ние и изучение опыта в этом деле. В этих целях ниже публикуется схема внедрения хозрасчета в центральном аппарате, конторе начальника участка и у прораба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА, ПОДГОТОВКА
К ПРОИЗВОДСТВУ. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
Схема показывает полный процесс осуществления операции с момента получения заказа от заказчика, кончая расчетами с ним.
Построена схема по принципу КООРДИНАТ и дает возможность разложить каждую операцию на два составляющих ее элемента: 1) исполнитель (часть аппарата или должностное лицо) и 2) операция (работа, действие). В горизонтальные строчки вписана работа (операция), а в вертикальные - исполнители.
На пересечении строк поставлен условный знак - кружок, - изображающий отдельную операцию. Операции, обозначающие основные моменты хозрасчета, отмечены жирными кружками.
Весь процесс разделен на три этапа: 1. Заключение договора с заказчиком. 2. Подготовка к производству. 3. Производство работ.
При наличии санкций главного инженера и управляющего трестом планово-производственный сектор
(ППС - договорная группа) запрашивает заказчика о представлении необходимых данных для выяснения возможности принятия заказа.
По получении этих данных от заказчика договорная группа составляет проект договора, согласовывает его с заказчиком при участии соответствующего HP, полу
чает визы главного инженера, финсектора и направляет заказчику на подпись.
К моменту подписания договора упр. треста, гл. инженером устанавливается HP и назначается прораб. Никакие операции, вызываемые договором, не должны
производиться без точного установления конкретных исполнителей строительства, т. е. нач. работ и прораба.
По установлению конкретных исполнителей - HP и прораба - ППС (гл. планир. пр-ва) берет на учет новое строительство и составляет задание на подготовку к производству, которое включает: составление проекта организации и производства работ, составление произ
водственно-оперативной сметы, получение фондов на материалы и представление их в контору снабжения для реализации, срок окончания подготовки к производству. К заданию должны быть приложены: копия договора, эскизный проект, производственная смета заказчика.
„Внедрить и укрепить хозрасчет, поднять внутрипромышлейное накопление - такова задача • И. Сталин
Копия задания рассылается всем заинтересованнычастям, предприятиям и конторам треста и является сигналом к началу подготовительных работ к новому
строительству, с тем, чтобы соответствующие части, конторы и предприятия также приступили к подготовительным работам по обслуживанию вновь открываемого строительства.
HP и прораб по получении задания приступают к подготовке площадки, заключают соглашение с сектором рационализации и реконструкции на составление проекта организации и производства работ, получают от заказчика фонды и передают их конторе снабжения, получают от заказчика рабочие чертежи, составляют производственно-оперативную смету.
Проверенная ОЭС производственно-оперативная смета поступает вместе с проектом организации и производства работ на рассмотрение техсовета.
Наряд-заказ на производство строительных работ составляется ППС (гл. планир. пр-ва) и включает в себя задание на производство общестроительных работ, устанавливает общий объем работ, общую сметную стоимость, сроки выполнения.
Одновременно ППС составляет извещения конторам: снабжения, транспортной, стройдворам, спецконторам,
парку машин с копиями HP на обеспечение нового строительства материалами, транспортом, механизмами, изделиями стройдворов, отделочными и специальными работами и задания сектору кадров на обеспечение строительства рабсилой в соответствии с проектом организации и производства работ.
На основании полученного от треста наряда-заказа, утвержденного проекта организации и производства ра
бот, производственно-оперативной сметы, HP составляет наряд-заказ прорабу, который включает в себя задание
на производство строительных работ, устанавливает объем поручаемых прорабу работ, сметную стоимость этих работ, сроки выполнения.
Наряд-заказ прорабатывается на производственном совещании аппарата прораба с бригадами и кладовщиками. Одновременно прорабом совместно с общественностью принимаются меры для организации хозрасчетных бригад.
ХОЗРАСЧЕТ УЧАСТКОВОЙ КОНТОРЫ
Таким образом в приведенной схеме четко установлены методы работы отдельных частей треста на хоз
расчете: начальник работ имеет свой стройфинппан и связан с трестом двухсторонним обязательным нарядом
заказом. Он несет материальную ответственность перед управлением треста за убытки, понесенные от несвоевременного или бесхозяйственного выполнения работ.
Управление треста наделяет контору оборотными средствами в соответствии с ее стройфинпланом и открывает ей в банке отдельный счет. Расчеты с заказчиками v контрагентами кантора ведет непосредственно,
ХОЗРАСЧЕТ ПРОРАБА
Основным хозрасчетным двухсторонним документом для прораба является наряд-заназ, в котором должны быть приведены все основные показатели стройфинпла
на участковой конторы. Всякое невыполнение сторонами (прорабом и нач. работ) предусмотаенных нарядом-заказом обязательств фиксируется актом, в котором должно быть указано, на чей счет надо отнести убыток.
При необходимости производства прорабом работ, не предусмотренных нарядом-заказом по отдельным заданиям заказчика, прораб такие работы выполняет на основании особого документа «наряда-задания», которым