АРХИТЕКТУРЕ

РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ

располагать дома таким

образом, чтобы они архитектурно оформляли улицу

Из постановления пленума Моссовета
Из практики архитектурного оформления нового строительства Москвы мы видим, что наши архитекторы могут создать интересные здания, радующие глаз рабочего. Однако таких сооружений относительно не много и в огромной массе всех новых построенных в Москве зданий и домов они являются мало замет
ными. Так почти все муниципальное строительство, которое строилось до последнего времени поселками( Усачевка, Дангауэровка, Дубровка, Б. Сер
пухова, Н. Пресня, Извозная ул.), чрезвычайно бедно архитектурно оформлено. И особенно бедно оформлено строительсто, которое проводилось в последние 2 - 3 года. В резуль
тате мы имеем жилые дома, похожие на казармы, без балконов, без штукатурки, которые совершенно не удовлетворяют требованиям архитектурного украшения Москвы и создания памятников нашего времени.
На центральных улицах отдельные дома, случайно поставленные, хотя и имеют лучшее архитектурное оформление, но ни в какой мере не реконструируют улицы, не оформляют их.
Поиски новых форм по сути дела выразились в слепом, некритическом
перенесении плоскостных решений с Запада, причем такие весьма сущест
венные элементы оформления, как надлежащая покраска с хорошо подобранными тонами, облицовочные материалы, зелень, введение в архитек
турное оформление электрических эффектов и освещения, а также стенной живописи, орнаментики, скульптуры, барельефов с новой социа
листической тематикой, как общее правило, игнорировалось вовсе.
До сих пор никакой изобретательности в этом направлении почти не имеется.
Отдельные архитекторы пытаются объяснить это наличием жестких директив по удешевлению стоимости,
особенно жилищного строительства, лимитов и норм расходования строительных материалов. Однако ни один архитектор, ни одна проектная организация не вели борьбы за увязку существовавших дирек
тив по жилищному строительству с необходимостью дать надлежащее ар
хитектурное оформление его. Шли по линии наименьшего сопротивления.
Сейчас нужно не только быстро проектировать хорошее архитектур
ное решение как по внешнему, так и по внутреннему содержанию строительства 1932/33 г., но также в крат
чайшее время максимально оформить все переходящее строительство с 1931г., дабы до известной степени скрыть безобразные внешние решения строительства прошлого года.
СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ОБЩЕСТВО СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
Все существующие архитектурные общества в своих многочисленных декларациях, а также и в своих проектах не касались вопроса о реальном архитектурном оформлении зданий. Ни одно архитектурное общество не создало построенного сооружения, который мог бы иметь показательно образцовое значение.
Ведя дискуссии между собой, архитектурные общества до сих пор не наметили определенной линии борьбы
за архитектурное оформление Москвы, не наметили необходимых мер, обеспечивающих организацию материальных средств, которые давали бы возможность оформления зданий общест
вом, не вели совершенно никакой борьбы против тенденций, недооценивающих кра
сивые, культурно оформленные и архитектурно решен
ные здания и дома. Взаимная перебранка и борьба от
дельных архитектурных обществ между собой, обычно носившая исключительно теоретический абстрактный характер, не под
твержденный реальными, конкретными и понятными для рабочих масс фактами, только демобилизовала архи текторов.
В добавление ко всему архитектурные общества за последнее время
имеют тенденцию превратиться в коммерческие организации, покровительствующие квартирникам, отдель
ным группам архитекторов, которые изготовляют проекты в нерабочее время, использовывая по вечерам имеющиеся архитектурные силы в государственных проектных организациях.
В результате случайное решение проектов и часто плохого качества.
Выполнение проектов на дому случайными группами не накапливает необходимого опыта, не создает нужного технического архива, изучение которого в большей степени сокра
тило бы повторение ошибок в новых проектах.
Московское объединение архитектурно-научных обществ МОВАНО до сих пор фактически не объединяло, идеологически и практически не руководило существующими архитектур
ными обществами, выполняя лишь функцию коммерческой организации, проводящей конкурсы. Параллельно с МОВАНО существовали Общество пролетарских архитекторов ВОПРа и ряд других.
Наличие ряда архитектурных обществ создало известную кружковую замкнутость, и поэтому сейчас решение ЦК партии о перестройке лите
ратурно-художественных организаций от 23 апреля 1932 г. чрезвычайно
своевременно ставит вопрос также о ликвидации существующих архитек
турных обществ, в целях создания единого общества советских архитек
торов для объединения всех архитек
турных сил, стоящих на советской платформе, вокруг задач архитектур
ного оформления и надлежащего решения задач социалистического строительства.
Естественно, вопросы жилищного, культурно-общественного строительства, которое должно украсить, куль
турно оформить столицу Советского, союза, являются решающим фронтом, куда должны быть брошены все лучшие архитектурные силы Москвы.
АРХИТЕКТОРОВ С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ - В ПРОЕКТНЫЕ КОН ТОРЫ
Имеющиеся профессораархитекторы, работающие до сих пор у себя на дому, в подавляющем большинстве совсем не втянуты в практическую работу в существующие государственные проектные конторы и тресты, участвуют подчас в них на
положении случайных консультантов и поэтому их богатый большой опыт и методы работы не становятся до
стоянием молодых архитектурных сил.
Укрепление существующих проектных организаций и особенно Моспроекта, который является основной проекти
рующей организацией всего нового жилищного, социально-культурного, гражданского строительства Москвы, является сейчас абсолютно необходи
мым. Поэтому прикрепление ряда активных, крупных архитекторов к Моспроекту с пополнением его молодыми архитекторами даст возмож
ность усилить и перестроить по-новому проектировочную работу. Это тем более необходимо, что расположение нового строительства на центральных магистралях Москвы требует индивидуального архитектурного решения
фасадов, приспособления существующих типовых планировок квартирок данному участку с увязкой таких вопросов, как архитектурное оформление, облегченные конструкции, новые материалы, удешевление стоимо
сти строительства с необходимостью максимального ускорения темпов этого строительства.
Взаимная работа конструкторов с архитекторами в этих условиях приоб
ретает особо важное значение, дабы каждая конструкция была бы не только конструктивно, но и архитектурно решена и каждое архитектурное решение было бы конструктивно легко выполнимо.
И. ЧЕРКАССКИЙ