Детские учреждения по Наркомздраву должны быть в отдельных зданиях и ни в коем случае не свыше 2 этажей. Мы думаем, что детские учреж
дения смело можно строить в 3 и далее 4 этажа, можно блокировать их с жильем, с нужной изоляцией и соблюдением всех гигиенических правил. Этим экономится площадь, выигрывается зелень и улучшается санитария.
ЗА АРХИТЕКТУРУ, ПРОТИВ ПРОРАБОВСКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА
Строчную застройку принесли к нам из Германии любители некритического использования буржуазного опыта, где она была повторением ан
глийской рядовой застройки, осужденной в Англии уже десятки лет.
Строчная застройка выгодна с точки зрений солнечной освещаемости, но она скучна и неархитектурна. Ее применять в Москве нельзя.
Нельзя также исходить только из стандарта квартир, рассчитанных на ось север-юг. Почему мы не можем дать других ориентировок, почему нельзя проектировать угловых квартир.
В свое время калечил архитектуру пожарник, теперь это делает гигиенист.
Из каждого квартала предлагается сделать поселок, зеленый сад, в котором разбросаны жилые секции, ясли и детскио сады. Архитектору здесь делать нечего, достаточно вырезать из картона 5-0-секционные корпуса, стандартные ясли и детские сады, смешать их в кучу, и проект готов.
Москва должна быть городом-столицей, а не союзом поселков.
Мы должны оформлять городские улицы и площади, мы должны рассчитывать на эффект полного ансамбля. Должна быть зелень, как можно больше зелени, но зелени, подчиненной городской архитектуре, входящей в ее состав, зелени, как элемента города.
Москве нужно единство выражений, и вместе с тем у каждой отдельной улицы и площади должно быть свое лицо - тематика.
Для силы и выразительности отдельные элементы надо укрупнять, построение должно быть не Фасадами, а ансамблем. Первичный элемент уже не дом, а квартал.
Практика знает прекрасные образцы ансамблей Парижа, достигнутые в условиях частной собст
венности, знает образцы Ленинграда. Известны попытки Берлина проектировать целые улицы.
Казалось бы, о чем спорить? В социалистических условиях это не только легче, чем в буржуазных городах, но это необходимость. А вот при
ходите в АГГУ, посмотрите, с каким возмущением принимают это требование строители, из коих 9/10 специалисты и все представители государственных учреждений.
Мы выходим уже из полосы прорабозского конструктизма, деляческого функционализма и начинаем строить архитектурно.
Нельзя отказаться от прошлого, от наследия нашей архитектуры. Нельзя отказаться от того, что дает нам мировая культура, мировое искусство и прежде всего классика. Но мы ничего не возьмем без критики. Классика не как форма вне содержания, а -как принцип. Живая архитектура, а не археология. Мы не отказываемся от формы, но принимаем только такую, которая отвечает новым социа
листическим формам организации, новым конструк
тивным возможностям и новым идеям. И еще более нельзя отказаться от пропорций, как нельзя отка
заться от геометрии, оси, объема или цвета. Пусть наши жилые дома будут простыми, спокойными, организованными в массы. Это рама, это фон для общественных зданий. Но пусть наши общественные здания будут богаты, величественны, не по
вторяющиеся, пусть все виды изобразительных искусств сольют свои усилия в общей работе постройки, перестройки и украшения Москвы.

ЗА АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МОСКВЫ

А. ЗАСЛАВСКИЙ Л. БУМАЖНЫЙ
Исторические решения июньского пленума ЦК партий о Московском городском хозяйстве поставили перед московскими организациями исключительно боль
шие задачи по социалистической реконструкции Москвы и архи
тектурно-художественному оформлению города.
Практика строительства прошедших лет показала с полной очевидностью недопустимое игнорирование вопросов архитектур
но - художественного оформления города.
Господствовавший деляческий утилитаризм, с полным отрицанием элементов архитектурного оформления и использования всех видов пространственных искусств, отказ от критического использо
вания культурного наследия прошлого - привели к тому, что многомиллионное гигантское - строительство в Москве мало дало в деле архитектурно-художественного оформления Москвы.
Широкое распространение строительства торцами к улицам
Считать „совершенно недопустимой прантику хаотической застройки новых участи в домами без соответствующего архитектурного оформления .
Дангауэровка, Усачевка, Дубровка, Шарикоподшипник и др.) привело к исключительно недопустимому результату.
Практика застройки сводилась к принципу «мой участок, мой дом, а что будет на улице, не мое дело».
Решения партии раз навсегда прекратили дальнейшую застройку такого порядка.
Москва - промышленный политический центр, где на ряду с крупным промышленным строительством - «Шарикоподшип
ник», «Фрезер», электрогородки,
з-д нм. Сталина, «Калибр» и т. д. - ведется громадное культурно-бы
товое и общественное строительство: Дворец советов, Дворец мо
лодежи, Дворец союзов, Дворец искусств и т. п.
Мы приступаем уже сейчас к конкретной реализации нового проекта к Дворцу советов, прокладке новых улиц, расширению
старых, реконструкции площадей и строительству новых.
Мы ведем большую работу по.
научной разработке генерального плана Москвы.
Эти обстоятельства выдвигают архитектуру на небывалую в ее истории высоту.
Новым в нашей архитектурной практике - социалистической реконструкции. Москвы - должно
явиться комплексное разрешение отдельных элементов города, со
здающее общий архитектурный ансамбль площади-улицы, вклю
чающий сооружения, зелень, воду, освещение, свет, скульптуру, жи
вопись, рекламы, витрины, малые фермы, транспорт и т. п.
Каждый шаг города должен быть любовно обработан, благо
устроен и оформлен так, чтобы воспитывать человека и свиде
тельствовать наши достижения в социалистическом строительстве, рост культурных потребностей,
борьбы за построение социализма и бесклассового общества,
«Москва должна стать лабораторией, куда будут приезжать из других городов учиться (Каганович).
Из постановления №К ВКП (6).